-A A +A

О кафедре

Версия для печатиВерсия для печати

Кафедра социологии и психологии  создана 28 апреля 2016 года (приказ № 271/1 от 28.04.2016)  на основании решения Ученого Совета СПбГЭУ, путем объединения кафедры психологии и педагогики и кафедры социологии и социальной работы.

Образовательная миссия кафедры:

  • Осуществление общеобразовательной подготовки бакалавров, магистров и аспирантов инновационного экономического вуза в области социологии, психологии и социальной работы в соответствии с требованиями компетентностного подхода.
  • Формирование образовательного пространства, объединяющего новейшие образовательные технологии, научные исследования в области социологии,  психологии и социальной работы на базе научных лабораторий, сотрудничество с работодателями, которые будут оценивать качество подготовки обучающихся и вместе с профессорско-преподавательским составом кафедры формулировать возможные стратегии и тактики обучения в соответствии с потребностями рынка.
  • Формирование духовно-нравственных основ профессионального самоопределения студентов в условиях вуза, а также - высших смыслов будущей профессиональной деятельности, ценностей гуманизма и патриотизма,  ценностных ориентаций, позволяющих соотносить мотивы и цели своей профессиональной деятельности с ценностями всечеловеческой культуры.

 

Цель деятельности кафедры: формирование и реализация системы научных знаний, общекультурных, профессиональных и личностных компетенций в области социологии, психологии и социальной работы; когнитивных, мотивационных, конативных аспектов последующей профессиональной деятельности бакалавров, магистров и аспирантов;  гражданской позиции обучающихся, нравственных основ их будущей профессиональной  деятельности, направленной на развитие экономики и интеллектуального потенциала нашей страны.

 

Задачи развития кафедры:

  1. Усиление кадрового потенциала кафедры (защиты докторских и кандидатских диссертаций, профессиональная переподготовка и повышение  квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры  в области социологии, психологии, социальной работы.
  2. Обеспечение высокого уровня компетентности профессорско-преподавательского состава вуза в области социальных,  психологических и педагогических наук.
  3. Создание системы консолидации кафедры с кафедрами вуза с целью повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса, научного взаимодействия, объединения интеллектуальных ресурсов профессорско-преподавательского состава вуза.
  4.  Формирование непрерывного цикла  повышения  квалификации сотрудников кафедры.
  5.  Создание творческих научных коллективов для реализации научно-исследовательской, научно-издательской, грантовой деятельности;
  6. Научно-инновационное развитие кафедры (внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс, реализация новейших  социальных и психологических технологий  в консультационной деятельности и деятельности психологической и социологической лабораторий, формирование новых образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для системы дополнительного образования).
  7. Участие в создании и развитии инновационных теоретических и практических компетенций в области социологии,  психологии и социальной работы и их реализация в образовательной и научно-исследовательской деятельности.
  8. Формирование высокого уровня корпоративной культуры кафедры как организационного подразделения в структуре СПбГЭУ.

 

Деятельность кафедры как структурного подразделения в составе университета

  1. Эффективно действующая общеобразовательная и выпускающая кафедра ГЭУ, включенная в систему функционирования различных направлений деятельности экономического университета (образовательной, учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и др.);
  2. Включенность кафедры в реально действующий, взаимосвязанный комплекс: вуз – базовые кафедры – работодатели;
  3. Модернизация образовательного процесса в соответствии с тенденциями экономического развития Северо-Западного региона и специфики реализации Болонского процесса:

- внедрение интерактивных методов обучения в образовательный процесс в соответствии с требованиями компетентностного подхода, нормативно-правовых актов, международных тенденций формирования компетентностной модели профессионала;

- связь с производством и бизнесом (практикоориентированная направленность обучения),

- реализация образовательного процесса в условиях инновационного экономического вуза (в контексте развития модели непрерывного образования взрослых).

  1. Теоретическое и эмпирическое наполнение содержания образования, заданного последними ФГОС ВО в области социологии,  психологии, социальной работы и педагогики;

- повышение междисциплинарности, вариативности и гибкости образовательных программ с учетом специфики экономического вуза;

- развитие психологических, социологических, социально-психологических и социально-педагогических аспектов подготовки будущих профессионалов в области экономики и управления организациями;

- формирование human high-tech (гуманистических «высоких технологий» и технологий развития человеческого потенциала) в экономической деятельности.

  1. Реализация теоретических и практикоориентированных исследований в образовательных программах «Психология управления», «Социология предпринимательской деятельности», «Социология управления», «Социология образования»:

    - психология  менеджмента;
    - развитие ресурса руководителя;
    - экономика как наука отношений – новые рычаги управления и построения управленческих коммуникаций;
    - духовно-нравственные основы профессионального самоопределения в экономическом вузе;
    - организационное консультирование (коучинг руководителей и персонала);
    - управление конфликтами в организации: эффективные модели медиации;
    - клиентоориентированность как условие конкурентоспособности современной организации: социальные и психолого-педагогические аспекты.
  2. Реализация прикладных исследований по направлениям:

    - Социология и психология семьи;
    - Особенности формирования гендерных стереотипов в современной социально-экономической реальности;
    - Социальная и психологическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
    - Современная социально-образовательная ситуация: социально-культурные, социально-психологические и социально-педагогические аспекты;
    - Особенности формирования социокультурной идентичности молодежи в условиях современного городского пространства.
  3. Прогнозирование развития высшей школы в современной экономической реальности (социальные и психолого-педагогические аспекты).

 

Прогнозируемые результаты деятельности кафедры

1. Создание полифункциональной модели образовательной и научно-исследовательской деятельности кафедры. Полифункциональная модель предполагает проникновение образования во все виды  человеческой деятельности и реализуется через многопрофильную структуру образовательного процесса.

Полифункциональная модель деятельности кафедры реализуется через следующие направления:

2. Образовательная деятельность:

- обеспечение высокого уровня образовательного процесса;

- формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов в области психологии, педагогики, социологии  и социальной работы;

- обеспечение высокого качества подготовки магистрантов по направлениям «Социальное управление человеческими ресурсами», «Экономика, право, организация и управление в социальной работе» и аспирантов по направлению «Социология».

3. Учебно-методическая деятельность:

- обеспечение образовательного процесса достойным уровнем учебно-методического сопровождения;

- своевременное и качественное формирование печатных и электронных образовательных ресурсов, учебно-методических комплексов (УМК), электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), учебно-методических пособий, указаний по всем читаемым профессорско-преподавательским составом кафедры дисциплинам.

4. Воспитательная деятельность

-  Формирование нового типа личности профессионала для новой России  (когнитивных, эмоционально-мотивационных и конативных умений, составляющих основу преобразовательной активности в социально-профессиональной деятельности, а также духовно-нравственных аспектов профессиональной идентичности);

 - Формирование ценностных ориентаций студентов через приобщение к исторической памяти поколений, освоение ценностей российской культуры (и непосредственно истории и культуры Санкт-Петербурга),  духовно-нравственной и гуманистической сущности культурных традиций - через  психолого-педагогическую деятельность (образовательную, консультационную, профориентационную);

- Совместная работа с департаментом проректора по социальной и воспитательной работе СПбГЭУ Гришина С.Ю.:

а) проведение студенческих конференций, симпозиумов, круглых столов по вопросам гражданской позиции, ответственности, профессиональной активности;

б)  создание и проведение внеаудиторных психолого-педагогических программ («Образ Санкт-Петербурга как глубинный психологический ресурс личности»; «Исторические памятники Северо-Западного региона – родовая память поколений»; «Семья как основа формирования жизненного сценария личности: тенденции развития современной семьи» и др.).

5. Научно-исследовательская деятельность:

А) Прогнозирование развития образования

- развитие высшего профессионального образования в контексте современной социально-образовательной ситуации;

- развитие личности профессионала и формирование профессиональной идентичности студентов;

- самоидентификация педагога в контексте парадигм развития образования;

- формирование и проектирование содержания образования.

Б) Социологические исследования качества подготовки специалистов и потребностей рынка труда

- проведение  социологических мониторингов по актуальной социально-экономической проблематике;

- организация, разработка и утверждение проектов в области профилактики наркомании (раннее выявление и профилактика аддиктивного поведения среди групп риска, в том числе в местах компактного проживания и досуга молодежи).

В) Инновационные образовательные технологии

- развитие интерактивных методов обучения;

- создание кейсов, деловых, имитационно-моделирующих игр, социально-психологических тренингов;

- инновационные социальные технологии реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями.

Г) Руководство научно-исследовательской деятельностью студентов

 - подготовка и проведение Студенческих научных конференций (весенние и зимние сессии), Международных межвузовских научно-практических конференций студентов, магистрантов и аспирантов СПбГЭУ с подготовкой к выпуску научных сборников статей к данным конференциям;

– подготовка и проведение студенческих круглых столов, симпозиумов по актуальным проблемам гуманитарных исследований в области социологии и  психологии, а также психосоциальных технологий в современном социально-экономическом и социально-культурном пространстве.

 

Деятельность психологической лаборатории (в рамках программы Стратегического развития ФГБОУ ВО «СПбГЭУ» на 2012-2016 г.г. Направление 2.2.3. руководитель д.п.н., проф. Пашковская И.Н.).

 

Консультационная  психологическая и педагогическая деятельность:

  • Психологическое консультирование и оказание психологической помощи (студентам, преподавателям, населению);
  • Содействие внедрению в образовательную и воспитательную практику университета достижений в области отечественной и зарубежной психологии, результатов изучения социально-психологических процессов в вузе;
  • Проведение мероприятий по психологической профилактике, просвещению, диагностике, развитию, коррекции и консультативной деятельности, сохранению и укреплению здоровья студентов и других участников образовательного процесса университета;
  • Апробация на базе лаборатории новых методов программного обеспечения и информационных технологий. Создание электронных методик психодиагностического, развивающего, психокоррекционного назначений;
  • Психологическая и социальная работа с людьми, имеющими ограниченные возможности;
  • Профилактика аддиктивного поведения у обучающихся и формирование здорового образа жизни средствами образования и психосоциальных технологий (см. Приложение).

 

Профориентационная деятельность:

  • Психологическая диагностика и профориентация абитуриентов;
  • Прохождение учебных практик бакалаврами и магистрами;
  • Проведение социально-психологических тренингов с абитуриентами (повышение возможностей психологической адаптации в период сдачи экзаменов; выбор профессии и др.);
  • Консультации родителей абитуриентов.

 

Здоровьесберегающая деятельность:

  • Психологическая реабилитация  и релаксация (преподавателей, обучающихся, сотрудников вуза, представителей населения).
  • Стресс-менеджмент (повышение психологической адаптации и саморегуляции в условиях стресса).
  • Преодоление любых аддикций в среде бакалавров, магистрантов и аспирантов, формирование саногенного мышления (т.е. мышления, направленного на развитие психического и физического здоровья), реализация здоровьесберегающих психосоциальных технологий.

 

Деятельность социологической лаборатории (в рамках программы Стратегического развития ФГБОУ ВО «СПбГЭУ» на 2012-2016 г.г. Направление 2.2.2. "Разработка и проведение социологических исследований сферы сервиса в рамках комплексных программ регионального, федерального и международного уровня на базе Центра социологических исследований сервиса",  руководитель д.с.н., проф. Костин Р.А.).

  • Проведение социологических исследований по заказам госструктур, работодателей, организаций;
  • Центр мониторинга социальных процессов:
    - реформы в образовании и влияние образовательных структур на самоидентификацию личности педагога, обучающегося, работодателя;
    - исследование предпринимательского поведения;
    - исследование потребительского поведения;
  • Центр маркетинговых исследований:
    - анализ потенциальных возможностей рынка образовательных услуг;
    - анализ эффективности стратегий продвижения продукта (маркетинговых коммуникаций);
    -  анализ потребительской среды.
  • Работа call-центра:
    - прохождение обучающимися учебных, производственных и преддипломных практик;
    - изучение общественного мнения с помощью телефонных опросов;
    - проведение опросов, интервью, анкетирования (с последующей обработкой и интерпретацией данных на базе социологической лаборатории);
    - проведение тематических фокус-групп в рамках маркетинговых исследований;
  • Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по освоению количественных методов при проведении социологических и маркетинговых исследований.

 

Профилактика аддиктивного поведения – на базе социологической и психологической лабораторий.

Направления работы:

  • Проведение социологических опросов по выявлению форм аддиктивного поведения среди студентов СПбГЭУ
  • Психолого-педагогическая профилактикааддиктивного поведения:
    - что такое «зависимое поведение» и каковы его социальные и психологические истоки;
    - способы преодоления зависимости;
    - трансформация непродуктивных форм поведения и выработка новых жизненных сценариев с помощью позитивной психотерапии и арт-терапии;
    - формирование новых жизненных смыслов и движение к новым социально значимым целям.

 

Перспективы развития образовательной деятельности кафедры

  1. Обеспечение высокого уровня преподавания дисциплин общеобразовательной части федерального государственного стандарта ВО – для всех направлений специалитета и бакалавриата (прежде всего дисциплины «Психология», которая утверждена как обязательная для всех направлений бакалавриата экономического вуза). А также всех социальных, психологических и педагогических дисциплин для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
  2. Обеспечение высокого качества образования  и выпуска  бакалавров (по направлениям «Психология», «Социология» и «Социальная работа»), а также – магистрантов и аспирантов.
  3. Разработка и реализация программ повышения квалификации руководителей и персонала организаций Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона (по формированию социальных организационно-управленческих и социально-психологических компетенций, развитию социально-образовательного ресурса руководителей организаций).

 

Перспективы развития научной деятельности кафедры

Направления  научных и прикладных исследований в рамках Программы стратегического развития:

  • 2.2.2. Разработка и проведение социологических исследований сферы сервиса в рамках комплексных программ регионального, федерального и международного уровня на базе Центра социологических исследований сервиса (профессор Костин Р.А.).
  • 2.2.3. Научно-исследовательское и образовательное сопровождение развития туристической индустрии на базе научно-образовательного центра социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма (профессор Пашковская И.Н.).
  • 2.2.4. Теоретические и прикладные исследования современных технологий оказания социальных услуг населению в рамках научно-образовательного центра «технологии социальных услуг в сфере сервиса» (профессор Овчаренко С.А.)
  • Научно-педагогическая школа «Прикладная социология в системе управления обществом» (профессор Оганян К.М.)

Научная проблематика направления психологии и педагогики – «Социально-психологические аспекты профессионального развития личности»:

  1. Социально-психологическая регуляция профессиональной деятельности в современной экономической реальности;
  2. Формирование  социального и эмоционального интеллекта сотрудников организации как  условие развития клиентоориентированности;
  3. Формирование системы ценностей персонала в процессе профессионального обучения;
  4. Инновационные модели обучения и развития персонала современных организаций;
  5. Knowledge  development organization: управление знаниями как основной ресурс организационного развития;

Второе  направление  научных и прикладных исследований:

Повышение стрессоустойчивости личности  в профессиональной деятельности

Направления:

  1. Управление стрессом и развитие стрессоустойчивости
  2. Профессиональное выгорание: методы профилактики и работы с самим синдромом. Развитие эмоциональных ресурсов личности.
Результаты  теоретических  исследований, планируемых на «выходе»:
  • Подготовка и проведение Межрегиональной научно-практической конференции на тему «Профессиональное развитие личности: социальные и психолого-педагогические аспекты» (с выпуском одноименного сборника научных трудов);
  • Выпуск коллективной монографии «Социальные и психолого-педагогические основы профессионального развития личности».

Основные   инструменты  реализации прикладных «пакетов» программ и планируемые результаты:

  1. Коучинг и наставничество – инструменты развития личностного ресурса руководителя и сотрудников организации (тренинги, консультации, возможно практическое обучение менеджеров организаций);
  2. Проведение бизнес-тренингов под задачу организации;
  3. Практическая клиентоориентированность: оптимизация межличностных деловых коммуникаций (с сотрудниками и клиентами) – в формате  социально-психологического тренинга,  а также может быть создан пакет он-лайн семинаров и тренингов (если возникнет подобный запрос со стороны организации).

При кафедре социологии и психологии функционирует научно-педагогическая «Прикладная социология в системе управления обществом», которая распоряжением Комитета по науке и высшей школе от 13.12.2013 № 99 вошла в список научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга, включенных в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. Руководителем научной школы кафедры является доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Оганян Каджик Мартиросович.

Результаты проведенных научных исследований находят отражение в учебниках, учебных пособиях и монографиях, подготовленных профессорско-преподавательским составом кафедры. Материалы исследований используются при чтении дисциплин бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. На кафедре большое внимание уделяется развитию научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и докторантов.

Профессорско-преподавательский состав кафедры не только принимает активное участие в международных, межвузовских и всероссийских научных и научно-практических конференциях, семинарах и симпозиумах, но и участвует в их организации.

На базе кафедры совместно с вузами партнерами ежегодно проводится Международная конференция «Социальные технологии и современное общество». В работе конференции принимают участие исследователи и специалисты-практики из России и стран СНГ.

 

 

Контактная информация

Россия, 191023, Санкт-Петербург, улица Садовая, дом 21.
Вход в университет с набережной канала Грибоедова, дом 30/32.

Ближайшие станции метро:
«Невский проспект», «Гостиный двор», «Сенная», «Садовая», «Спасская».

Приемная комиссия:
Тел.: (812) 458-97-58
E-mail: abitura@unecon.ru

Служба доверия:
E-mail: doverie@unecon.ru
 

 

Об университете