Рекомендации для студентов по дистанционному обучению

Версия для печатиВерсия для печати

Рекомендации

для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья  (родителей и представителей), обучающихся по образовательным программам

с применением электронного обучения

и дистанционных образовательных технологий

 

Общие сведения и рекомендации

Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в дистанционном режиме происходит по той же образовательной программе, в том числе адаптированной, которая применялась при очном посещении занятий. Тематических содержательных модификацией по учебным предметам в рамках образовательной программы при ее применении в дистанционном формате не требуется, но используются специальные образовательные условия, режимы и алгоритмы обучения, которые подходят именно для дистанционного обучения. Кроме того, возможно проведение отдельных индивидуальных консультаций в рамках образовательной программы, позволяющие обучающимся успешно и быстро освоить требуемые информационные технологии.

Использование дистанционных образовательных технологий может быть как кратковременным (например, при болезни, прохождении санаторного лечения, проведении медицинских процедур, реабилитации), так и на протяжении всего периода прохождения программы.

В случае необходимости при переводе на обучение с применением электронного обучения и дистанционных технологий преподаватель совместно с тьютором, психологом и др. специалистами (при необходимости с участием родителей или лиц их замещающих), может составить для обучающегося план освоения дисциплины в соответствии с индивидуальными особенностями здоровья и образовательными потребностями студента.

При составлении индивидуального плана (задания) необходимо сформулировать ограничения, которые преподаватель должен учесть при определении заданий, сроков их выполнения, применении методов, инструментов и техник преподнесения материалов (например, время тестирования не должно превышать 30 минут, если тест требует более продолжительного времени, его необходимо разбить на части). Студенты не должны стесняться попросить еще раз объяснить материал, разбить задание на блоки, использовать эффективные для обучения при данном заболевании техники и инструменты.

Студенты могут написать заявление на создание специальных условий (например, увеличение времени прохождения дисциплины, времени на подготовку и сдачу экзаменов и зачетов, на дополнительные консультации, на помощь специалистов Центра обучения инвалидов при прохождении промежуточных аттестаций).

При дистанционной форме обучения студент отчасти имеет возможность сам планировать, когда и как работать с учебным материалом, что может позволить ему обучаться в более комфортном режиме. Для этого надо самому составить график изучения дисциплины, и четко его выполнять, не позволяя себе расслабиться и отложить изучение на потом.

Чтобы учиться на расстоянии, необходимо правильно организовать рабочее место дома (в общежитии, в санатории или больнице).

Для оборудования рабочего места дома необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит обучающийся. Необходимо поместить стол вблизи окна или источников освещения. Рабочее место служит обеспечению безопасности и комфортности учебной работы, его обустройство должно быть направлено на устранение чрезмерных физических, динамических, статических, сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных нагрузок и должно исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма обучающихся.

В случае возникновения дискомфорта при обучении (слишком большой материал, требующий больших Интернет-ресурсов, не хватает информации для выполнения заданий, необходима дополнительная консультация), обучающийся может обратиться к преподавателю дисциплины, а также тьютору или психологу Центра обучения инвалидов за помощью.

 

Рекомендации для студентов с нарушениями зрения

Примером комплекта оснащения стационарного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя может служить персональный компьютер с большим монитором (19 - 24), с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic и дисплеем, использующим систему Брайля (рельефно-точечный шрифт).

Оборудование специализированного рабочего компьютерного места, адаптированного для работы незрячего обучающегося является залогом их успешного обучения.

Наиболее часто применяемые устройства и программное обеспечение, облегчающие работу незрячего пользователя:

  • программное обеспечение для чтения электронных книг, предназначенное для комфортного чтения книг с экрана, воспроизведения текста в звуковом формате, форматирования и конвертирования текстов;
  • программы увеличения изображений предназначены для пользователей с ослабленным зрением;
  • программы экранного доступа, обеспечивающие распознавание и озвучивание текстовой и графической информации, выводимой на монитор, и применение тактильных дисплеев для чтения текстовой информации рельефно-точечным шрифтом Брайля. Программы экранного доступа, основанные на технологиях синтеза речи;
  • тактильный дисплей – устройство, позволяющее незрячему пользователю воспринимать текстовую информацию с обычного дисплея в виде рельефно-точечных символов системы Брайля;
  • специальные принтеры, распечатывающие текст рельефно-точечным шрифтом Брайля, представляют собой устройства вывода текстовой информации в символах шрифта Брайля. Современные специальные принтеры позволяют выводить на печать тексты, выполненные в любом текстовом редакторе, а также графические изображения, готовые к использованию сразу после печати.
  • «Электронная лупа» представляет собой телевизионные увеличители, проецирующие изображение бумажных документов на экран монитора или телевизора.

Сотрудники Центра обучения инвалидов могут оказать содействие в распечатке материала рельефно-точечным шрифтом Брайля, и изготовлении некоторых рельефно-графических пособий, предоставлении информации о необходимом оборудовании и оказать другую помощь.

Компьютер, оснащенный специальным программным обеспечением, обучающемуся с нарушением зрения рекомендуется иметь дома.

Существенно облегчает образовательный процесс обучающегося с нарушением зрения диктофон с флеш-памятью. С его помощью обучающийся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья может накапливать на компьютере учебный материал в цифровом формате, быстро его находить и обрабатывать. В результате студент с нарушением зрения становится независимее и активнее включается в образовательный процесс.

Для слабовидящих существуют и программные возможности самого компьютера – специальные возможности. Для учащихся с небольшой степенью слабовидения это может стать альтернативой дорогостоящему оборудованию. Например, в системе MOODLE существует блок специальных возможностей, позволяющий изменить яркость текста, изменить или увеличить шрифт, прослушать текст и т.д. ВИДЕО-ИНСТРУКЦИЯ по использованию блока специальных возможностей в MOODLE для студентов размещена на сайте Центра обучения инвалидов.

При дистанционном обучении обучающихся с нарушением зрения, следует соблюдать определенные рекомендации:

  1. Рабочее место дома должно оборудоваться в соответствии с рекомендацией врача-окулиста.
  2. Стол, за которым работает обучающийся, должен иметь матовую поверхность.
  3. Одним из важнейших условий для нормального протекания сохраненных зрительных функций является освещенность рабочего места: норма 400 - 500 люкс, при отсутствии светобоязни.
  4. Существенным условием является дозирование зрительной нагрузки. Индивидуально ее рассчитывает врач-офтальмолог, но не более пятнадцати минут без перерыва.
  5. Выполнять во время перерывов необходимо гимнастику для глаз.

 

Рекомендации для студентов с нарушениями слуха

Обучение в вузе, особенно в дистанционном режиме, требует серьезной самостоятельной работы. Освобождение времени на передвижение в вуз и обратно можно использовать на поиск презентаций, материалов лекций и учебных пособий в упрощенной форме, наглядных схем, таблиц и другого иллюстративного материала, как по отдельным темам, так и в целом по дисциплине.

При дистанционном обучении обучающихся с нарушением слуха следует соблюдать определенные рекомендации:

  1. Рабочее место дома должно организовываться в соответствии с рекомендацией ЛОР-врача.
  2. Одним из важнейших условий для нормального протекания занятий – обеспечение условия соблюдения определенного уровня шума.
  3. Необходимо чаще менять виды нагрузок, если работаете самостоятельно, без контроля преподавателя.
  4. Проверяйте свои знания, отвечайте на вопросы для самопроверки.
  5. Выписывайте, выучивайте определения, формулы. Старайтесь рисовать графики по памяти.
  6. Просите ваших близких (соседей по комнате в общежитии, в санатории) проверить глоссарий по изучаемым и предыдущим темам.

 

Видеоинструкция студентов по использованию специальных возможностей СДО Moodle

 

Контактная информация

Россия, 191023, Санкт-Петербург, улица Садовая, дом 21
Вход в университет с набережной канала Грибоедова, дом 30/32
Тел.: (812) 602-23-23

Ближайшие станции метро:
«Невский проспект», «Гостиный двор», «Сенная площадь», «Садовая», «Спасская»

Приемная комиссия:
Тел.: (812) 458-97-58
E-mail: abitura@unecon.ru
 

 

Соответствие Стандартам безопасной деятельности:

 

Об университете