Научная деятельность кафедры

Версия для печатиВерсия для печати

Научная проблематика кафедры педагогики и психологии

Первое  направление  научных и прикладных исследований

1. Образование взрослых как психолого-педагогическая проблема;

2. Прогнозирование развития профессионального образования в России (мономодель или полифункциональная модель образования современного молодого человека);

3. Социальная педагогика как областьпрофессиональной, научной, и общественной деятельности;

4. Нравственно-психологическая регуляция профессиональной деятельности педагога высшей школы;

5. Инновационные модели обучения;

6. Формирование системы ценностей студентов и аспирантовв процессе обучения в вузе;

7. Духовные компоненты профессиональной деятельности выпускника экономического вуза.

Второе  направление  научных и прикладных исследований

Повышение стрессоустойчивости личностив профессиональной деятельности:

- Управление стрессом и развитие стрессоустойчивости;

- Профессиональное выгорание: методы профилактики и работы с самим синдромом.

- Развитие эмоциональных ресурсов личности.

 

УЧАСТИЕ В ГРАНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полностью выполнен и завершен в рамках проекта стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГЭУ» на 2014-2020 годы, проект, основными направлениями которого были направления  научных и прикладных исследований:

1. Разработка и проведение социологических исследований сферы сервиса в рамках комплексных программ регионального, федерального и международного уровня на базе Центра социологических исследований сервиса (профессор Костин Р.А.) (2.2.2).

2. Научно-исследовательское и образовательное сопровождение развития туристической индустрии на базе научно-образовательного центра социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма (профессор Пашковская И.Н.) (2.2.3).

3.Теоретические и прикладные исследования современных технологий оказания социальных услуг населению в рамках научно-образовательного центра «технологии социальных услуг в сфере сервиса» (профессор Овчаренко С.А.) (2.2.4).

 

НИР  по заказу Министерства образования РФ (этап 2) «Разработка и апробация модели и методического обеспечения реализации программ повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учебных заведений, осуществяющих подготовку кадров для сферы сервиса и туризма при переходе на новые ФГОС ВПО// Разработка модели системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учебных заведений в условиях перехода к уровневой системе ВПО» - подготовка научного отчета «Программы повышения квалификации для руководителей и профессорско-преподавательского состава вузов по специальностям «сервис» и «туризм» при переходе на новые ФГОС ВПО (Интерактивные формы повышения квалификации по программе «Повышение коммуникативной компетентности») – теоретико-методологический анализ и прикладные разработки социально-психологических тренингов  (Пашковская И.Н., Королева Н.И.) – 9,3 п.л.

 

НИР по заказу Министерства образования РФ (этап 3)

«Разработка и апробация модели и методического обеспечения реализации программ повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сферы сервиса и туризма при переходе на новые ФГОС ВПО// Разработка модели системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учебных заведений в условиях перехода к уровневой системе ВПО» - подготовка научного отчета  (Пашковская И.Н., Королева Н.И.) «Программы повышения квалификации для руководителей и профессорско-преподавательского состава вузов по специальностям «сервис» и «туризм» при переходе на новые ФГОС ВПО; -Интерактивные методы повышения квалификации по программе «Повышение коммуникативной компетентности» –  авторская разработка социально-психологических тренингов по развитию коммуникативной компетентности в контексте направлений подготовки «сервис» и «туризм»; подготовка и проведение тренингов на Всероссийской Межвузовской научно-практической конференции (Королева Н.И., Воспитанник И.В.)

 

Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО  – участие в подготовке научного отчета (Пашковская И.Н., Королева Н.И.), общий объем – 8,5 п.л.:

Раздел 1. Характеристика теоретико-методологических подходов к инновационным стратегиям современного высшего образования при переходе на новые ФГОС ВПО;

Раздел 2. Анализ новых образовательных технологий в контексте компетентностного подхода: цели, задачи, области применения, формируемые компетенции;

Раздел 3. Разработка методических рекомендаций для профессорско-преподавательского состава по освоению и использованию новых образовательных технологий;

Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО//Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава (в рамках НИР). – СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – 102 с. (Пашковская И.Н., Королева Н.И.)

 

НИР 10.195.2011 по теме «Научно-методическое сопровождение осуществления обучения персонала, необходимого для подготовки проведения Олимпийских игр 2014 в г.Сочи»:

- Написание научного отчета  для  Волонтерского Центра «Сочи 2014» СПбГУСЭ на тему «Теоретико-методологическое обоснование программ «Тим-волонтерство» и «Кураторство»»  - 2 п.л. (Королева Н.И.)

 

МОНОГРАФИИ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ МОНОГРАФИИ

  1. Пашковская И.Н. Развитие образования и его влияние на самоидентификацию личности / Образование как ценность и самоценность для общества и человека / Коллективная монография. Под ред. д.п.н., проф. Пашковской И.Н. - СПб.: Издательство СПбГЭУ. 2014. - С. 4-18.
  2. Пашковская И.Н. Образование как ценность и самоценность для общества и человека / Коллективная монография (научный редактор). Под ред. д.п.н., проф. Пашковской И.Н. - СПб.:Издательство СПбГЭУ. 2014. - С. 4-18.
  3. Воспитание гражданина России. К 70-летию Великой Победы/ Коллективная монография / под ред. д.п.н., проф. Пашковской И.Н.– СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 136 с.
  4. Пашковская И.Н. Педагогика и психология высшей школы. К 85-летию Санкт-Петербургского государственного экономического университета / научный редактор коллективной монографии  - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 131 с.
  5. Пашковская И.Н. Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве/ Коллективная монография / СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 161 с.
  6. Пашковская И.Н. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия / Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве/ Коллективная монография / под ред. д.п.н., проф. Пашковской И.Н.– СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. -141 с. – С. 4-21.
  7. Пашковская И.Н. Гуманистические основания педагогического взаимодействия / Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве/ Коллективная монография / под ред. д.п.н., проф. Пашковской И.Н.– СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. -141 с. – С. 58-74.
  8. Пашковская И.Н., Шевченко М.И. Теоретико-методологические основы понятия «социальная активность» (глава коллективной монографии) / Воспитание гражданина России. К 70-летию Великой Победы/ Коллективная монография / под ред. д.п.н., проф. Пашковской И.Н.– СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. – С. 4-14.
  9. Пашковская И.Н., Шемякина Е.Ю. Социально-психологические проблемы, связанные с развитием отечественного сельского туризма (глава коллективной монографии) / Туризм на сельской территории: опыт, проблемы, перспективы. Коллективная монография / Под ред. д.э.н., проф. Е.Е. Шарафановой. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. - С. 311-320.
  10. Пашковская И.Н., Королева Н.И., Шемякина Е.Ю. Креативность и ее формирование в образовательном пространстве вуза / Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве/ Коллективная монография / под ред. д.п.н., проф. Пашковской И.Н.– СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018.-141 с. – С. 21-38.
  11. Пашковская И.Н., Шемякина Е.Ю. Конструирование содержания дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» для научно-педагогических кадров (аспирантов) в экономическом вузе (глава коллективной монографии) Педагогика и психология высшей школы. К 85-летию Санкт-Петербургского государственного экономического университета / Коллективная монография / под ред. д.п.н., проф. Пашковской И.Н.– СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – С. 43-66.
  12. Пашковская И.Н., Королева Н.И. Проблемы реализации гуманистической педагогической парадигмы в условиях компетентностного подхода (прикладные аспекты философии образования)/ Коллективная монография  / СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 181 с.
  13. Воспитанник И.В. Гражданская идентичность личности как компонент социально-культурной идентификации личности (глава коллективной монографии) / Воспитание гражданина России. К 70-летию Великой Победы / под ред. д.п.н., проф. И.Н. Пашковской.СПб.: Изд-во СПбГЭУ,2015.-132с.
  14. Воспитанник И.В. Изучение ценностных ориентаций студентов экономического вуза (глава коллективной монографии) / Образование как ценность и самоценность для общества и человека/ под ред. д.п.н., проф. И.Н. Пашковской. СПб.: Изд-во СПбГЭУ,2014. -191с.
  15. Харитонова Т.С. Образование как ценность: гендерный подход (глава коллективной монографии) / Образование как ценность и самоценность для общества и человека/ Под ред. И.Н. Пашковской. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – с. 133-140.
  16. Харитонова Т.С. Индивидуальные образовательные маршруты в высшей школе / Педагогика и психология высшей школы. К 85-летию Санкт-Петербургского государственного экономического университета (коллективная монография) / Под ред. И.Н. Пашковской. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – с.95-104.
  17. Шемякина Е.Ю., Белякова М.В. Развитие способности управления стрессом (стресс-менеджмента) у студентов / Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве/ Коллективная монография / под ред. д.п.н., проф. Пашковской И.Н.– СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. -141 с. – С. 89-103.
  18. Шемякина Е.Ю. Социально-психологический ресурс в преодолении барьеров творчества преподавателей высшей школы (глава коллективной монографии) / Образование как ценность и самоценность для общества и человека / под ред. д.п.н., проф. И.Н. Пашковской. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - С. 68 - 80.
  19. Шемякина Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание в России: исторический аспект /Воспитание гражданина России. К 70-летию Великой Победы (глава коллективной монографии) / под ред. д.п.н., проф. И.Н. Пашковской. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - С. 29-42.
  20. Якимов Ю.М. Воспитание в вузе при участии общественных организаций / Педагогика и психология высшей школы. К 85-летию Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Коллективная монография) / под ред.д-ра пед. наук, проф. И.Н. Пашковской.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016 – С.85-94.
  21. Пашковская И.Н. Философские основания гуманистической педагогики (статья ВАК) / Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - № 2 (20)/ 2014. Журнал СПбГЭУ. – С.6-15.
  22. Пашковская И.Н. К проблеме гуманизации образования в высшей школе (статья ВАК) / Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - № 4 (22)/ 2014. Журнал СПбГЭУ. – С.6-13.

Планируемые на «выходе» результатытеоретическихисследований:

  • Организация и проведение ежегодной (IV) Международной конференции-дискуссии «Современный мир и моя гражданская позиция» для аспирантов, сагистрантов, студентов (кафедра педагогики и психологии совместно с департаментом проректора по социальной и воспитательной работе ГЭУ, проректором по социальной и воспитательной работе ГЭУ Гришиным С.Ю.; , а также совместно с Институтом подготовки и аттестации научно-педагогических кадров  и директором ИПиАНПК Л. Г. Демидовой).
  • Выпуск коллективной монографии «Развитие высшего образования в России и психолого-педагогические аспекты формирования личности обучающегося».

 

Ежегодное участие кафедры педагогики и психологии в научно-практических конференциях СПБГЭУ

  • Международная научно-практическая конференция « Современный менеджмент: проблемы и перспективы»

 

Работа на секции «Менеджмент и Самоменеджмент в образовании (психолого-педагогический исоциологический аспекты)

Модератор: д-р пед.наук,проф.Пашковская И.Н.

 

 

Основные   инструменты  реализации прикладных «пакетов» программ и планируемые результаты:

  1. Коучинг и наставничество – инструменты развития личностного ресурса руководителя и сотрудников организации (тренинги, консультации, практическое обучение менеджеров организаций).
  2. Проведение бизнес-тренингов под задачу организации;
  3. Практическая клиентоориентированность: оптимизация межличностных деловых коммуникаций (с сотрудниками и клиентами) – в формате  социально-психологического тренинга,  а также может быть создан пакет он-лайн семинаров и тренингов (если возникнет подобный запрос со стороны организации).

 

Тренинг со студентами «Развитие личностного ресурса руководителя»

 

Сотрудники кафедры педагогики и психологии проводят тренинги, направленные на развитие управленческих навыков:

1. Развитие лидерских качеств руководителя

2. Ситуационное руководство

3. Делегирование как функция менеджмента

4. Современные подходы к созданию эффективной команды (на основе типологии Майерс-Бриггс)

5. Технология подготовки и проведения совещаний

6. Посредническая (медиаторская) деятельность руководителя

7. Деятельность руководителя по созданию эффективной системы мотивации персонала

8. Восемь навыков высокоэффективного руководителя (по С. Кови)

9. Технология принятия руководителем эффективного управленческого решения

10. Эффективное управление в трудных и проблемных ситуациях» (на основе методологии И. Адизеса)

11. Искусство коучинга в управлении сотрудниками подразделения

12. Технология работы руководителя с неформальными лидерами и негативными микрогруппами в трудовом коллективе

13. Эффективная технология управления командой

 

 

Бизнес-тренинг со студентами: «Технология предупреждения и урегулирования трудовых (бизнес) конфликтов»

 

Тренинги, направленные на развитие управленческих навыков:

1.Жесткие (сложные) переговоры: секреты подготовки и проведения

2.Лидерство в бизнесе

3.Идеальный руководитель (по И. Адизесу)

4.Технология подготовки и проведения совещаний

5.Современные техники эффективного взаимодействия с Партнером в ходе решения бизнес-задач (на основе техник НЛП)

6.Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

 

Тренинги, направленные на развитие навыков личной эффективности

1. Управление временем (тайм-менеджмент)

2. Технологии управлением стрессом в деловых ситуациях

3. Эмоциональный интеллект в бизнесе

4. Тренинг личностной Уверенности

 

Практическая клиентоориентированность: оптимизация межличностных деловых коммуникаций (с сотрудниками и клиентами) – в формате  социально-психологического тренинга,  а также проведение семинаров, вебинаров и круглых столов.

 

Круглый стол со студентами:«Проблемы психологии бизнеса: прикладной аспект»

Победители студенческих конкурсов научных работ

Контактная информация

Россия, 191023, Санкт-Петербург, улица Садовая, дом 21
Вход в университет с набережной канала Грибоедова, дом 30/32
Тел.: (812) 602-23-23

Ближайшие станции метро:
«Невский проспект», «Гостиный двор», «Сенная площадь», «Садовая», «Спасская»

Приемная комиссия:
Тел.: (812) 458-97-58
E-mail: abitura@unecon.ru
 

 

Об университете

Абитуриенту