О кафедре

Версия для печатиВерсия для печати

Кафедра основана в 2001 году. Кафедра несколько раз меняла название, направление деятельности и с 1.09.2018 года в соответствии с решением Ученого совета Санкт-Петербургского государственного экономического университета называется кафедрой педагогики и психологии.

Сама логика развития современной социальной ситуации, задачи, которые ставит государство перед вузами – а именно, формирование высококвалифицированных кадров мирового уровня и при этом способных эффективно работать на благо своей страны, на развитие экономического и духовного потенциала, исповедующих чувство патриотизма и приверженности высоким нравственным гуманистическим идеалам, - требуют официально функционирующей психолого-педагогической школы в рамках высшего учебного заведения.

Важнейший аспект деятельности кафедры – это преподавание психологических дисциплин для обучающихся всех уровней образования - бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Психология является по своей сути реализацией на практике основ формирования личности, гражданина и профессионала. Если учесть, что психология – сложное интегрированное знание, основанием которого служат такие значимые психологические аспекты, как конкретная деятельность, развитие, отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие), то закономерно следует вывод о том, что психологические дисциплины становятся необходимыми для формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетенций будущих профессионалов в системе всех трех уровней обучения: бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В СПбГЭУ выпускники аспирантуры получают квалификацию «Преподаватель-исследователь». Аспирантская подготовка призвана быть  достаточно индивидуализированной, осуществляться силами признанных научных школ. В этом плане важно более интенсивно использовать для совершенствования подготовки высококвалифицированные преподавательские кадры, а также определять среди обучающихся тех, кто по складу души, склонности к работе с молодежью должен быть преподавателем вуза.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИССИЯ КАФЕДРЫ:

- Осуществление общеобразовательной подготовки бакалавров, магистров и аспирантов инновационного экономического вуза в области педагогики и психологии в соответствии с требованиями компетентностного подхода и запросами государства и общества.

- Формирование образовательного пространства, объединяющего научные исследования в области педагогики и психологии, новейшие образовательные технологии. Формулирование вместе с профессорско-преподавательским составом кафедры и вуза возможных стратегий и тактик обучения в соответствии с потребностями рынка.

- Формирование духовно-нравственных основ профессионального самоопределения студентов в условиях вуза, а также - высших смыслов будущей профессиональной деятельности, ценностей гуманизма и патриотизма,  ценностных ориентаций, позволяющих соотносить мотивы и цели своей профессиональной деятельности с ценностями всечеловеческой культуры. 

 

ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ:

формирование и реализация системы научных знаний, общекультурных, профессиональных и личностных компетенций в области педагогики и психологии с целью гуманизации и гуманитаризации сознания обучающихся;  когнитивных, мотивационных, конативных аспектов последующей профессиональной деятельности бакалавров, магистров и аспирантов; гражданской позиции обучающихся, нравственных основ их будущей профессиональной  деятельности, направленной на развитие экономики и интеллектуального потенциала нашей страны.

 

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ:

  1. Обеспечение высокого уровня психолого-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава вуза.
  2. Создание системы консолидации кафедры с кафедрами вуза с целью повышения эффективности образовательного процесса, научного взаимодействия, объединения интеллектуальных ресурсов профессорско-преподавательского состава вуза.
  3. Создание творческих научных коллективов для реализации научно-исследовательской, научно-издательской, грантовой деятельности;
  4. Научно-инновационное развитие кафедры (внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс, реализация новейших  психологических технологий  в консультационной деятельности и деятельности психологической лаборатории, формирование новых образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для системы дополнительного образования в области педагогики и психологии).
  5. Участие в создании и развитии инновационных теоретических и практических компетенций в области педагогики и  психологии и их реализация в образовательной и научно-исследовательской деятельности.
  6. Усиление кадрового потенциала кафедры (защиты докторских и кандидатских диссертаций), профессиональная переподготовка и повышение  квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры  в области педагогики и психологии.
  7. Формирование непрерывного цикла  повышения  квалификации сотрудников кафедры.
  8. Формирование высокого уровня корпоративной культуры кафедры как организационного подразделения в структуре СПбГЭУ.

 

МЕСТО КАФЕДРЫ КАК СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В СОСТАВЕ   ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

1. Эффективно действующая общеобразовательная кафедра СПбГЭУ, включенная в систему функционирования различных направлений деятельности экономического университета (образовательной, учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и др.);

2. Модернизация образовательного процесса в соответствии с тенденциями экономического развития Северо-Западного региона и специфики реализации Болонского процесса:

- реализация образовательного процесса в условиях инновационного экономического вуза (в контексте развития СПбГЭУ и модели непрерывного образования взрослых);

- связь с производством и бизнесом (практикоориентированная направленность обучения),

 - внедрение интерактивных методов обучения в образовательный процесс в соответствии с требованиями компетентностного подхода, нормативно-правовых актов, международных тенденций формирования компетентностной модели профессионала.

3. Теоретическое и эмпирическое наполнение содержания образования, заданного последними ФГОС ВО в области педагогики и психологии;

- повышение междисциплинарности, вариативности и гибкости образовательных программ с учетом специфики экономического вуза;

- развитие психолого-педагогических аспектов подготовки будущих профессионалов в области экономики и управления;

- формирование human high-tech - гуманистических «высоких технологий» и технологий развития человеческого потенциала.

4. Реализация теоретических и практикоориентированных исследований в образовательных программах всех уровней и всех направлений подготовки обучающихся:

- психология  менеджмента;

- развитие ресурса руководителя;

- экономика как наука отношений – новые рычаги управления и построения управленческих коммуникаций;

- духовно-нравственные основы профессионального самоопределения в экономическом вузе;

- организационное консультирование (коучинг руководителей и персонала);

- управление конфликтами в организации: эффективные модели медиации;

- клиентоориентированность как условие конкурентоспособности современной организации: социальные и психолого-педагогические аспекты.

5. Реализация прикладных исследований по направлениям:

- Современная социально-образовательная ситуация: социально-психологические и социально-педагогические аспекты;

- Особенности формирования социокультурной идентичности молодежи в условиях современного городского пространства;

- Социальная и психолого-педагогическая поддержка обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями.

6. Прогнозирование развития высшей школы в современной экономической реальности (социальные и психолого-педагогические аспекты).

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ

- Создание полифункциональной модели образовательной и научно-исследовательской деятельности кафедры. Полифункциональная модель предполагает проникновение гуманитарного образования во все виды  человеческой деятельности и реализуется через многопрофильную структуру образовательного процесса.

 

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

 

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

- проведение научных исследований в области взаимодополняемости последних ФГОС и дидактики высшей школы;

- обеспечение высокого уровня образовательного процесса;

- формирование универсальных компетенций обучающихся в области психологии и педагогики.

 

2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

- обеспечение образовательного процесса высоким уровнем учебно-методического сопровождения;

- своевременное и качественное формирование печатных и электронных образовательных ресурсов, учебно-методических комплексов (УМК), электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), учебно-методических пособий, указаний по всем читаемым профессорско-преподавательским составом кафедры дисциплинам.

 

3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

а) Прогнозирование развития образования:

- развитие высшего профессионального образования в контексте современной социально-образовательной ситуации;

- развитие личности профессионала и формирование профессиональной идентичности студентов;

- самоидентификация педагога в контексте парадигм развития образования;

- формирование и проектирование содержания образования.

б) Инновационные образовательные технологии:

- развитие интерактивных методов обучения;

- создание кейсов, деловых, имитационно-моделирующих игр, социально-психологических тренингов.

Руководство научно-исследовательской деятельностью студентов:

- подготовка и проведение Студенческих научных конференций (весенние и зимние сессии), Международных межвузовских научно-практических конференций бакалавров, магистрантов и аспирантов СПбГЭУ с подготовкой к выпуску научных сборников статей к данным конференциям;

– подготовка и проведение студенческих круглых столов, симпозиумов по актуальным проблемам гуманитарных исследований в области педагогики и  психологии, а также психосоциальных технологий в современном социально-экономическом и социально-культурном пространстве.

 

4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

-  Формирование нового типа личности профессионала для новой России  (когнитивных, эмоционально-мотивационных и конативных умений, составляющих основу преобразовательной активности в социально-профессиональной деятельности, а также духовно-нравственных аспектов профессиональной идентичности);

- Формирование ценностных ориентаций студентов через приобщение к исторической памяти поколений, освоение ценностей российской культуры (и непосредственно истории и культуры Санкт-Петербурга),  духовно-нравственной и гуманистической сущности культурных традиций - через  психолого-педагогическую деятельность (образовательную, консультационную);

- Совместная работа с департаментом проректора по социальной и воспитательной работе ГЭУ Гришина С.Ю.:

а) организация и проведение ежегодной Международной конференции-дискуссии «Современный мир и моя гражданская позиция» для аспирантов, сагистрантов, студентов (кафедра педагогики и психологии совместно с департаментом проректора по социальной и воспитательной работе ГЭУ, проректором по социальной и воспитательной работе ГЭУ Гришиным С.Ю.; , а также совместно с Институтом подготовки и аттестации научно-педагогических кадров  и директором ИПиАНПК Л. Г. Демидовой).

б) проведение студенческих конференций, симпозиумов, круглых столов по вопросам гражданской позиции, ответственности, профессиональной активности;

  в) создание и проведение внеаудиторных психолого-педагогических программ («Образ Санкт-Петербурга как глубинный психологический ресурс личности»; «Исторические памятники Северо-Западного региона – родовая память поколений»; «Семья как основа формирования жизненного сценария личности: тенденции развития современной семьи» и др.).

 

Положение о кафедре

Контактная информация

Россия, 191023, Санкт-Петербург, улица Садовая, дом 21
Вход в университет с набережной канала Грибоедова, дом 30/32
Тел.: (812) 602-23-23

Ближайшие станции метро:
«Невский проспект», «Гостиный двор», «Сенная площадь», «Садовая», «Спасская»

Приемная комиссия:
Тел.: (812) 458-97-58
E-mail: abitura@unecon.ru
 

 

Об университете

Абитуриенту