НИР 2018

Версия для печатиВерсия для печати

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2019 год

«Совершенствование системы государственного управления пространственным развитием Санкт-Петербурга в рамках перехода к комплексному развитию территорий города с учетом межотраслевого баланса ресурсов систем коммунальной инфраструктуры и энергетики

Санкт-Петербурга»

Руководитель НИР

Заведующий кафедрой Государственного и территориального управления,

д-р экон. наук, профессор И.В. Федосеев

Оценка современного состояния решаемой научно-технической проблемы. Плановая экономика Советского Союза строилась по территориальному признаку разделения отраслей. Это позволяло, за счет агломерационного эффекта и эффекта масштаба, получать дополнительное снижение издержек производства, увеличивало эффективность. Развал Советского Союза привел к отраслевым диспропорциям, развитию сети моногородов, за счет сохранения одного градообразующего предприятия и отмирания сопутствующих производств других отраслей экономики города[1]. Второй важной проблемой стали диспропорции экономического развития регионов. Те регионы, которые сохранили, в силу объективных причин, крупные промышленные узлы, доставшиеся им от Советского Союза, устойчиво развивались, иные – в попытках выявить точки экономического роста, тратили время, ресурсы и далеко не всегда получали положительный эффект.

Проект создания «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», разделяющий территорию государства на 14 макрорегионов, определил общие принципы пространственного развития:

1) обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства Российской Федерации;

2) создание равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места их проживания в реализации своих экономических, политических, социальных и культурных прав;

3) согласованное во времени и пространстве обеспечение социально-экономического развития территорий инфраструктурой федерального, регионального и местного уровней;

4) дифференцированный подход к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития различных типов территорий с учетом особенностей систем расселения, транспортной доступности, динамики развития экономики и других факторов.

На данный момент предпринимаются попытки приспособить имеющийся инструментарий и методологию пространственного планирования к задачам стратегического государственного управления пространственным развитием.

Так, в Санкт-Петербурге, имеется опыт использования метода построения межотраслевого баланса для государственного пространственного планирования[2].

Обоснование необходимости проведения НИР. На данный момент нет инструментария решения главной проблемы МОБ – их низкой стратегической ориентированности и отсутствия механизмов пространственной трансформации получаемых результатов.

Кроме того, только отдельно существуют теоретические разработки по комплексному развитию территорий, но механизма их интеграции нет.

Новизна темы. Научная и практическая новизна исследования заключается в том, что:

- проведена разработка индикаторов пространственного развития, позволяющих в процессе государственного управления согласовывать воспроизводственные процессы с их ресурсным обеспечением и определять оптимальную структуру воспроизводства городской среды

- предложена методика, позволяющая детализировать внутриотраслевой баланс ресурсов систем коммунальной инфраструктуры и энергетики Санкт-Петербурга в территориальном разрезе, что позволит реализовать принцип комплексности развития территорий и снизить логистические и транзакционные затраты на предоставление ресурсов конечному потребителю, а так же повысить сбалансированность ресурсов города.

- разработан комплекс мер по совершенствованию институциональных механизмов государственного управления пространственным развитием Санкт-Петербурга, позволяющий органам исполнительной власти повысить эффективность своей работы за счет межструктурного взаимодействия, развития нормативного поля в рамках институциональной системы органов государственного управления, повышения профессиональной квалификации служащих.

Основные результаты НИР:

- научно-технический задел для выполнения проблемно-ориентированных прикладных исследований, опытно-конструкторских работ (опытно-технологических работ) по приоритетным направлениям пространственного планирования Санкт-Петербурга;

- совершенствование системы государственного управления пространственным развитием Санкт-Петербурга в рамках перехода к комплексному развитию территорий города с учетом межотраслевого баланса ресурсов систем коммунальной инфраструктуры и энергетики Санкт-Петербурга.

Проведенное исследование дает прикладной инструментарий для:

  1. Трансформации тактических элементов модели МОБ в стратегические.
  2. Инструментарий пространственного дифференцирования поставщиков и потребителей ресурсов основных сфер экономической деятельности.
  3. Методику подготовки кадров для нужд практического внедрения ВОБ и МОБ в Санкт-Петербурге.

Поставленные в рамках НИР задачи решены полностью.

Результаты НИР рекомендуются к использованию Правительством Санкт-Петербурга в целях решения круга прикладных задач пространственного, комплексного планирования развития города с применением технологий МОБ (в т.ч. идей Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 г. №486 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 6 июня 2018 года)»).

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2018 год

«Концепция повышения энергетической эффективности инфраструктуры города на базе развития экоиндустриальных парков»

Руководитель НИР

Доктор экономических наук, профессор В.С. Чекалин

Объектом исследования является инфраструктура обращения с отходами города на базе развития экоиндустриальных парков.

Цель работы состоит в формирование организационно-экономической основы создания экоиндустриальных парков, как важного направления повышения энергетической эффективности в городах.

В работе применяются методы анализа литературы и нормативно-правовых актов, обобщение, общие логические методы, расчет экономических показателей.

Результаты работы:

- определены предпосылки становления и развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления;

- разработаны методические основы развития инфраструктуры по обращению с отходами в крупных городах страны;

- обоснованы организационные основы развития экоиндустриальных парков как элементов комплексной инфраструктуры по обращению с отходами и повышению энергоэффективности;

- определено содержание концепции повышения энергетической эффективности городской инфраструктуры на базе экоиндустриальных парков.

Рекомендуется для использования в качестве научно-информационных материалов региональными и местными органами власти, коммерческими и бюджетными организациями при реализации политики развития инфраструктуры обращения с твёрдыми отходами в городах.

Область применения – государственный и муниципальный сектор, в коммерческой и бюджетной сферах.

Эффективность состоит в возможности улучшения экологических, экономических и социальных показателей развития городской инфраструктуры и повышения энергетической эффективности инфраструктурной деятельности в городах.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования – разработка методических положений по социально-экономическому обоснованию формирования экоиндустриальных парков в городах.

 

[1] Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 г. № 1398-р определило перечень моногородов: с наиболее сложным социально-экономическим положением - 75; моногородов, имеющих риски ухудшения социально-экономического положения - 149; 89 моногородов со стабильной экономикой.

[2] В рамках реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 г. №486 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 6 июня 2018 года)»

Контактная информация

Россия, 191023, Санкт-Петербург, улица Садовая, дом 21
Вход в университет с набережной канала Грибоедова, дом 30/32
Тел.: (812) 602-23-23

Ближайшие станции метро:
«Невский проспект», «Гостиный двор», «Сенная площадь», «Садовая», «Спасская»

Приемная комиссия:
Тел.: (812) 458-97-58
E-mail: abitura@unecon.ru
 

 

Об университете

Абитуриенту