Научная деятельность

Научная работа кафедры маркетинга ведется по следующим направлениям:

1. Развитие Санкт-Петербургской школы маркетинга взаимодействия: ежегодное издание сборника статей, содержащих эмпирические или концептуальные исследования; организация конференций;

2. Интернационализация исследований: совместные научные исследования с Брауншвейгским техническим университетом; работа с российскими ВУЗами, ведущими международные исследовательские проекты (кафедра маркетинга ВШЭ (Москва), кафедра менеджмента ВШЭ (Санкт-Петербург), кафедра маркетинга ВШМ СПбГУ, кафедра маркетинга и менеджмента Сыктывкарского ГУ)

3. Активное участие профессорско-преподавательского состава в привлечении грантов как коллективных, так и индивидуальных – РГНФ, РНФ и др.

4. Привлечение к исследованиям государственных и бизнес-структур, в том числе за счет создания базовых кафедр, а также развития хоздоговорной тематики исследований. На кафедре маркетинга создана и функционирует базовая кафедра с кластером высоких технологий Санкт-Петербурга.

При кафедре маркетинга организованна и эффективно функционирует научная школа «Санкт-Петербургская школа маркетинга взаимодействия» (Научный руководитель заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор Багиев Г.Л.). Состав научной школы на 2017 г. – 150 человек. Сфера исследований в рамках научной школы — Теория и методология маркетинга взаимодействия бизнес-субъектов в условиях формирования сетевого маркетингового пространства

 

Конкретные направления исследований:

1) Маркетинг взаимодействия в пространственной экономике: измерение и оценка эффективности (проф. Г.Л. Багиев)

2) Маркетинг взаимодействия и бизнес-моделирование в цепочках ценности: формирование и управление стратегическими сетями (проф. О.У. Юлдашева)

3) Маркетинг взаимодействия в системе интегрированных маркетинговых каналов (маркетинговое управление OMNI-CHANNEL системами) (проф. В.Н. Наумов)

4) Маркетинг влияния: межсубъектные коммуникации в условиях сетевой экономики (проф. Н.И.Мелентьева)

5) Маркетинговая компетентность и бенчмаркинг как основа формирования конкурентного потенциала и маркетинговых стратегий предпринимательских сетей (проф. И.А.Аренков, проф. Ю.Н.Соловьева)

6) Маркетинг взаимодействия и развитие креативного потенциала предпринимательства в экономике знаний (проф. В.Г.Шубаева)

 

Результаты, достигнутые по основным научным направлениям

Эффект организации и осуществления НИР на кафедре обеспечивается полноценным участием сотрудников, аспирантов и докторантов в исследованиях, их научным потенциалом, сотрудничеством с ведущими ВУЗами России, Германии, Финляндии, Франции, Австрии и др., привлечением к НИР студентов и магистрантов. В рамках научной школы имеются научные коллективы, в рамках которых разрабатываются исследования, связанные с решением наиболее актуальных вопросов и проблем теории маркетинга и предпринимательства, под руководством Багиева Г.Л., Юлдашевой О.У., Наумова В.Н., Аренкова И.А. и др.

Георгий Леонидович Багиев, д.э.н., профессор, с 1990 по 2014 г. – заведующий кафедрой, с 2014 г. по настоящее время –научный руководитель кафедры маркетинга, Академик Международной академии наук высшей школы (1994 г.), заслуженный экономист РФ (2000 г.), Заслуженный деятель науки РФ (2007 г.), член Гильдии маркетологов РФ (2015 г.). Профессором Багиевым Г.Л. опубликовано более 300 учебных и научных работ, общим объемом более 300 п.л., среди которых учебники, в том числе первые в России учебники – «Маркетинг» (авторы Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х.), 44 п.л. 1999 г. и 2001 г., Изд-во «Экономика» (Москва); переиздан в 2005, 2007, 2008, 2010, 2012 гг., 59 п.л., Изд-во «Питер» (Санкт-Петербург), с Грифом Минвуза РФ, а так же учебник «Международный маркетинг» (Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Никифорова С.В.), 30 п.л., 2000 г. и «Международный маркетинг» (Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И.), 55 п.л., Изд-во «Питер», 2010, 2012 гг., монографии, статьи в периодических изданиях в России и за рубежом. Профессор Багиев Г.Л. эффективно работает в составе редакционных Советов всероссийских журналов «Маркетинг» (Москва), «Проблемы современной экономики» (Санкт-Петербург), «Промышленная энергетика», регионального журнала «Регион» (Санкт-Петербург), журнала «Известия СПбГЭУ». Он организатор и участник многочисленных международных и национальных конгрессов, научно-практических конференций и симпозиумов.

Юлдашева Оксана Урняковна, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга, на кафедре работает с 1994 г., член диссертационных советов. Подготовила 20 кандидатов экономических наук. Автор более 80 научных и учебных работ. По результатам научных исследований выдвинула и обосновала концепцию когнитивного маркетинга и продвижения стандартов потребления, предложила основы концептуального формирования и развития маркетингового потенциала фирмы (2005 г.).

Наумов Владимир Николаевич, д.э.н., профессор, профессор кафедры маркетинга, академик Международной академии наук высшей школы, является известным ученым в области теории и методологии сбыта. На кафедре работает с 1996 года. Научные направления: развитие теории маркетинга взаимодействия по совершенствованию системы управления цепочкой ценностей в интегрированных маркетинговых и сбытовых каналах, исследование роли неосязаемых факторов (доверия, лояльности, репутации) в повышении эффективности функционирования бизнес-структур, стратегическое взаимодействие рыночных субъектов в маркетинговых системах. Наумов В. Н. подготовил 7 кандидатов экономических наук, является автором более 120 научных и учебно-методических работ, включая 5 монографий и 4 учебника в области маркетинга и сбыта.

Аренков Игорь Анатольевич, д.э.н., профессор, профессор кафедры маркетинга, директор программы профессиональной переподготовки «Маркетинг-менеджмент» и программы МВА по специальности «Маркетинг» при Высшей экономической школе СПбГЭУ. На кафедре работает с 1991 г. Научные направления – формирование и принятие эффективных маркетинговых решений, бенчмаркинг, маркетинговые исследования, стратегический маркетинг.

Мелентьева Надежда Ивановна, д.э.н, профессор, зам. заведующего кафедрой маркетинга по учебной работе, на кафедре работает с 1989 г., научное направление – маркетинговые коммуникации и эффективность межсубъектных взаимодействий бизнес-партнеров, методология мотивации. Автор более 100 научных и учебных публикаций. Подготовила 15 кандидатов экономических наук.

Соловьева Юлия Николаевна, д.э.н., профессор, профессор кафедры маркетинга, работает на кафедре с 1994 г. Научные направления: обеспечение концептуальных преимуществ предпринимательских структур, бенчмаркинг, теория и методология обеспечения маркетинговой компетентности. Автор более 50 научных и учебных публикаций. Подготовила 5 кандидатов экономических наук. Академик международной академии наук высшей школы (2007 г.). Ученый секретарь секции экономики МАНВШ (2005 г.) Директор международной программы MIBA по специальности международный бизнес при СПбГЭУ (2007 г.). По результатам научных исследований Соловьевой Ю.Н. поставлена научная проблема формирования концепции маркетинговой компетенции и предложены концептуальные основы управления маркетинговой компетентностью с учетом требований экологии информационных систем.

Шубаева Вероника Георгиевна, д.э.н., профессор, профессор кафедры маркетинга, работает на кафедре маркетинга с 1998 г. Декан факультета экономики и финансов, советник ректора СПбГЭУ (с 2007 г.). Подготовила 10 кандидатов экономических наук. Научные направления: креативная экономика, креативный маркетинг, управление творческой деятельностью, организация и управление учебным процессом вузов. Проходила обучение и стажировки в университетах Франции (Сарбонна, Метц, Ренн). По результатам научных исследований обосновала концепцию креативного маркетинга.

 

Научные конференции

Активная научная деятельность кафедры маркетинга подтверждается ежегодными научно-практическими конференциями всероссийского и международного масштаба, проводимыми кафедрой и посвященными наиболее актуальным проблемам теории и практики маркетинга и образования по специальности «Маркетинг». Все конференции финансируются за счет средств СПбГЭУ, а также участников конференций. Большую помощь в организации мероприятий оказывают иностранные вузы-партнеры. За период с 1999 по 2016 гг. кафедрой маркетинга проведены 22 конференции, среди которых наиболее крупные следующие:

— Международный симпозиум «Маркетинг в России и за рубежом: образование, компетентность, эффективность бизнеса», посвященный 15-летию кафедры маркетинга, Санкт-Петербург;

— Российская учебно-практическая конференция «Проблемы совершенствования образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Маркетинг». В конференции приняли участие свыше 100 человек, представляющих вузы РФ и Европы;

— Международная научно-практическая конференция «Маркетинг и эффективность банковского бизнеса» (Санкт-Петербург, 2013 год);

— Международный научный симпозиум «Маркетинговые компетенции и эффективность бизнеса» (13-15 мая 2014 г., Санкт-Петербург);

— Международная научно-практическая конференция, посвященная 25-летию кафедры маркетинга «Маркетинг взаимодействия и технологии пространственно-системной экономики» (10-12 сентября 2015 г., Санкт-Петербург).

 

Подготовка научно-педагогических кадров

Под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры маркетинга проходят обучение и осуществляют написание диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора экономических наук более 30 аспирантов, докторантов, соискателей и стажеров.

За период функционирования Диссертационного Совета Д 212.354.16 (с сентября 2014 года по июль 2016 г.) в нем защитились по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч. маркетинг, экономика предпринимательства) 11 аспирантов, 3 докторанта 5 соискателей и 1 стажер, проходивших обучение на кафедре маркетинга СПбГЭУ.

На данный момент 5 сотрудников кафедры маркетинга (проф. Багиев Г.Л., проф. Юлдашева О.У., проф. Маслова Т.Д., проф. Соловьева Ю.Н., проф. Шубаева В.Г.) являются членами диссертационного совета Д 212.354.20 по специальностям 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч. маркетинг) и 08.00.14 – Мировая экономика, функционирующего при Санкт-Петербургском государственном экономическом университете.

На кафедре маркетинга функционирует на постоянной основе научный семинар (руководитель — д.э.н., проф. Аренков И.А.).