Кафедра английского языка № 2

1996

Начало истории кафедры восходит к 1996 году, когда при Институте иностранных языков СПбГУЭФ была образована кафедра английского языка №3.

В 2012 году при реорганизации Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов кафедра английского языка №3 была переименована и вошла в состав гуманитарного факультета СПбГЭУ.  С момента основания кафедры в 1996 г. до 2020 г. кафедру возглавляла профессор, к.ф.н., Н.И. Черенкова.

Первый этап работы кафедры английского языка №3 ИИЯ СПбГУЭФ был нелегок —  в 1990х гг. еще не были приняты единая для Университета концепция преподавания ИЯ и методические программы, соответствующие своевременным требованиям преподавания в экономическом ВУЗе. Происходившие в то время социальные перемены не могли не сказаться на целях изучения иностранного языка и требованиях к соответствующим программам и методикам. Доминирующей целью коллектива кафедры стало создание педагогической концепции обучения английскому языку как средству международных бизнес-коммуникаций, которая способствовала развитию навыков свободного делового и повседневного общения. Разработанная концепция актуальна и востребована по сей день.
Перед преподавателями кафедры стоял ряд сложных задач: от выбора современного базового учебника, разработки рекомендаций для работы с ним, до создания дополнительных пособий как составной части УМК к основному курсу. Коллектив кафедры после ряда экспериментов сформулировал и разработал свою стратегию — как показало будущее, не только эффективную для своего времени, но перспективную и сегодня.

Выбранный кафедрой базовый учебник (Market Leader, Longman, 2000, 2005) был и остается одним из самых удачных пособий, доказавших свою эффективность при обучении студентов навыкам как делового, так и повседневного общения. Впоследствии по примеру кафедры №3 этот учебник оценили и приняли и другие кафедры английского языка ИИЯ СПбГУЭФ, а также некоторые языковые кафедры в ряде экономических вузов России.

Тем не менее, коллектив кафедры создал свою уникальную концепцию работы с базовым курсом и методике его преподавания, а именно: на кафедре была разработана и издана серия учебных и учебно-методических пособий по адаптации курса делового английского языка Market Leader для русскоязычной аудитории с целью более полного усвоения студентами грамматико-лексического материала и более глубокого его понимания.

Были созданы основные лексико-грамматические учебные пособия к основному курсу (Supplementary File, 2000–2005). Наработанный опыт позволил не отставать от современных тенденций: когда в 2005 году вышло новое издание учебника Market Leader, коллектив кафедры смог быстро ответить требованиям времени и разработал новое пособие (Facilitator, 2006–2013).

Оба пособия доказали свою эффективность, выдержали несколько переизданий и получили гриф Министерства Науки и Высшего Образования РФ для обучения студентов экономических специальностей. Сейчас адаптирующие пособия кафедры используются не только в СПбГЭУ, но и высших экономических учебных заведениях других городов России (Хабаровск, Ростов, Краснодар, и др.) и Болгарии (г. Свищев).
Коллективом кафедры были разработаны и изданы другие дополняющие и адаптирующие пособия и словари к базовому курсу: грамматические, лексические, по развитию разговорных навыков (Cutting Edge, Everyday English Upper Intermediate), в том числе — Словарь современного делового английского языка, и т.п. Таким образом, одним из основных достижений кафедры является создание цельного адаптирующего учебно-методического комплекса (УМК) для русскоязычных студентов, многократно повышающего эффективность усвоения базового материала и расширяющего кругозор обучающихся.

27
Сотрудников
10
Кандидатов филологических наук
5
Кандидатов педагогических наук
1
Кандидатов психологических наук

Преподаватели кафедры постоянно совершенствуют методы обучения для достижения студентами знаний высокого уровня, используют  современные образовательные технологии и активные методы обучения (АМО): обучение в сотрудничестве; технология языкового портфеля (достижения студентов в процессе изучения иностранного языка); метод «Case Study» («разбор конкретных ситуаций»); активные и интерактивные методы обучения: проектная методика, ролевые игры, дискуссии, дебаты, метод драматизации; проблемное обучение; психосберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии, способствующие реализации личностно — ориентированного подхода в обучении и обеспечивающие индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Преподаватели кафедры ведут активную научную работу: за последние годы были опубликованы несколько десятков статей, посвященных проблемам лингвистики, психологии, педагогики, терминоведения и внедрению инновационных методов преподавания иностранного языка. Ведутся разработки новых интерактивных методов преподавания, в том числе на базе последних информационных технологий. Преподаватели регулярно принимают участие в научных конференциях: в традиционных «Рождественских чтениях», научных конференциях СПбГЭУ, на форумах и семинарах всероссийского и международного уровня и т.п.

Преподаватели кафедры ведут активную научную и творческую работу со студентами. На ежегодных студенческих научных конференциях, проводимых на английском языке, обучающиеся кафедры занимают призовые места. Эффективными формами обучения и воспитания являются нетрадиционные методы преподавания — театральные постановки, студенческие конференции, круглые столы и другие творческие методы работы.

Сегодня перед коллективом кафедры стоят очередные задачи и вызовы – переход на новые стандарты высшего образования и, соответственно, реорганизация учебного процесса без снижения уровня качества подготовки студентов. Научный, методический, практический опыт, накопленный за многолетнюю работу, высококвалифицированный и сплоченный за многие годы коллектив, стремление к освоению новых методов и технологий позволяют кафедре не только успешно справляться с новыми вызовами, но и опережать время – идти впереди и формировать его.