Кривоносов Алексей Дмитриевич

Заведующий кафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью. Почетный работник высшего профессионального образования (2006). Кандидат филологических наук (1988), доктор филологических наук (2002), профессор (2006).

Образование. Окончил в 1983 г. Ленинградский государственный университет, в 1988 г. — очную аспирантуру в ЛГУ. В 2002 г. защитил одну из первых в России диссертаций по проблематике PR диссертацию «PR-текст как инструмент публичных коммуникаций» на соискание ученой степени доктора наук по специальности 10.01.10 — журналистика. 2019 г.  — профессиональная переподготовка по программе «Реклама и связи с общественностью» в Челябинском государственном университете.

Общественные, профессиональные награды: лауреат (победитель) Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник» (2003), победитель конкурсов в области PR “PRоба» (2002), «Белое крыло» (2009). Благодарности от Министра культуры (2006), Губернатора Ленобласти (2006), Законодательного собрания Санкт-Петербурга (2016).

Трудовая деятельность. С 1985 г. по 1996 г. работал на филологическом факультете ЛГУ (СПбГУ), с 1990 по 1996 г. — заведовал Подготовительным отделением (факультетом) СПбГУ; с 1996 по 2010 г. — доцент, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики. В 2006-2010 гг. руководитель магистерских программ «Реклама», «Связи с общественностью» по направлению «Журналистика».

С 2010 г. — профессор, заведующий кафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью СПбГЭУ.  В 2011-2016 гг. — академический директор магистерской программы «Теория коммуникации и международные связи с общественностью» (направление «Лингвистика»); в 2014 г. — основатель и руководитель научного содержания магистерской программы «Стратегические коммуникации в бизнесе» (направление «Реклама и связи с общественностью»).

Участие в профессиональных организациях, общественная деятельность.

Член Учебно-методического совета по направлению «Реклама и связи с общественностью» Федерального учебно-методического объединения.

Тренер-эксперт ООН по PR. Директор Северо-Западного филиала Европейского института PR, представитель Института в Санкт-Петербурге.

В разное время член экспертных советов российских конкурсов по PR и маркетингу — «Серебряный Лучник» (Москва), «PRоба» (Санкт-Петербург), «Белое крыло» (Екатеринбург). «Молодой Меркурий» (Санкт-Петербург), директор Северо-Западного филиала Образовательного центра Российской ассоциации по связям с общественностью им. С. Беленкова, член Комитета по образованию РАСО, организатор образовательных семинаров для преподавателей рекламы и PR «Петербургская школа PR и рекламы».

В разные годы председатель Государственных экзаменационных комиссий по специальности «Связи с общественностью» и направлению «Реклама и связи с общественностью» в российских вузах — Тюменском гос. нефтегазовом университете, Южно-Уральском гос. университете (Челябинск), Северо-Восточном федеральном университете (Якутск), Институте цивилизации (Владикавказ) и вузах Петербурга — СПбГЭТУ (ЛЭТИ), НИЯК, ЛГУ им. А. С. Пушкина, СПбГУТиД, РГГМУ.

Бизнес-тренер: автор семинаров «PR-образование в высшей школе» (С.-Петербург; Новосибирск, Екатеринбург, Ташкент, Калининград, Якутск); «Эффективная пресс-служба» (Екатеринбург, Москва, С.-Петербург), «Эффективный PR— и рекламный текст» (Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Томск, Пермь, Ташкент, Ярославль); «Корпоративный PR» (Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск, Владикавказ, Ташкент, Ростов-на-Дону);  корпоративных семинаров для сотрудников отделов PR «РАО ЕЭС России», Минатома РФ, Газпрома, Росводоканала, для сотрудников пресс-служб Администраций Пермской, Псковской, Тюменской, Челябинской областей; мастер-классов в Великом Новгороде, Владикавказе, Владимире, Вологде, Воронеже, Калининграде, Москве, Новосибирске, Пскове, Сургуте, Томске, Тюмени, Улан-Удэ, Ухте, Челябинске, Якутске, Ярославле, а также в Галифаксе (Канада), Тампере (Финляндия).

Повышение квалификации: Департамент коммуникаций Университета Жан Мулен Лион-3 (Франция, 2001), Университет Галифакса (Канада, 2006), Европейский институт PR (Франция, 2009, 2010, 2015, 2017-19), курсы по брендингу и маркетингу в Порто (2013), Страсбурге (2014), Роттердаме (2015).

Область научных интересов: история, технологии паблик рилейшнз; методика преподавания PR, медиакоммуникации, международные коммуникации. Руководит соискателями, аспирантами. Под руководством А. Д. Кривоносова защищены три докторские (специальность 10.01.10 — журналистика) и семь кандидатских диссертаций (10.01.10 — журналистика и 10.02.01 — теория языка).

Научный редактор журнала «PR-диалог» (2004-2005). Ответственный редактор сборников статей «Петербургская школа PR: от теории к практике». Вып. 1-10. (СПб., 2003-2009, 2014-2016, 2018-2019), «Российская пиарология: тренды и драйверы». Вып. 2-8 (СПб., 2017-19). Организатор Всероссийских научно-практических конференций «Связи с общественностью в бизнесе, рекреации и спорте» (2011), «Миф и мифотворчество в междисциплинарной научной парадигме (2012), «Бренд как коммуникативная технология XXI века» (2014, 2016-19). Последняя конференция проведена в марте 2019 года в Париже. Модератор секций и участник главнейших научно-практических форумов по паблик рилейшнз — Дни PR в Москве, The Baltic Communication Weekend.

Общее количество публикаций — 250, публикаций в РИНЦ — 222, индекс ХИРШ — 20 (сентябрь 2019 г.).

Список основных трудов 

Монографии:

  1. PR-текст в системе публичных коммуникаций. — СПб., 2001.
  2. PR-текст в системе публичных коммуникаций. —  СПб., 2002 (изд. 2-е, доп.).
  3. Массмедиа мегаполиса: колл. монография.  — СПб., 2009.
  4. Очерки истории науки и дидактики паблик рилейшнз. — Владимир, 2011.
  5. Глобальная трансформация: экономика, бизнес, социум: колл. монография. — Владимир, 2012.
  6. Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: колл. монография. — Ярославль, 2014.
  7. Методология и методика преподавания дисциплин магистерской программы «Реклама и связи с общественностью». – Челябинск, 2017. (в соавт.)
  8. Трансформация непрерывного образования: теория и практика развития магистерского образования в условиях экономики знаний: колл. монография.  – СПб., 2017.
  9. Методология и методика преподавания дисциплин магистерской программы «Реклама и связи с общественностью»: Второе издание, доп. – Челябинск, 2018. (в соавт.)
  10.  Коммуникативные технологии XXI века. К десятилетию кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью : колл. монография / под ред. А.Д. Кривоносова. — СПб., 2019.

Учебники, учебные пособия:

  1. Связи с общественностью: введение в специальность : уч. пособие (в соавт.). — СПб., 2001.
  2. Жанры PR-текста: учеб. пособие. — СПб., 2001.
  3. Основы спичрайтинга: уч. пособие. — СПб., 2003.
  4. Реклама и связи с общественностью: Учебное пособие (в соавт., ред.). — СПб., 2004.
  5. Современная пресс-служба : уч. пособие (в соавт.). — СПб., 2005.
  6. Очерки истории связей с общественностью: уч. пособие (в соавт., ред.). — СПб., 2005.
  7. Теория и практика массовой информации: уч. пособие (отв. ред.). — СПб., 2006.
  8. Публичное красноречие в эру спичрайтинга: уч. пособие (в соавт.). — Ярославль, 2008.
  9. Ситуационный анализ в связях с общественностью: учебник (в соавт.). — СПб., 2009.
  10. Основы теории связей с общественностью: учебник (в соавт.). — СПб., 2010.
  11. Копирайтинг в PR: учеб. пособие. (в соавт.). — СПб., 2011.
  12. Теория и практика международных связей с общественностью: учебное пособие (в соавт.). — СПб., 2013.
  13. Интегрированные коммуникации (Основы рекламы и связей с общественностью): учеб. пособие (в соавт, ред.). – СПб., 2014.
  14. Стратегические коммуникации: учеб. пособие (в соавт., отв. ред.). — СПб., 2015.
  15. Судебная риторика: учеб. пособие (в соавт.). — Ярославль, 2015.
  16. Финансовые коммуникации: учеб. пособие. — СПб., 2016.
  17.  Ситуационный анализ в связях с общественностью: учебник. Изд. 2-е, испр. и доп.  (в соавт.). — СПб., 2018.
  18.  Основы теории связей с общественностью: учебник.  Изд. 2-е, испр. и доп.  (в соавт.). — СПб., 2018.
  19.  История публичных коммуникаций: учеб. пособие. – СПб., 2018. (в соавт.)
  20.  Копирайтинг и спичрайтинг: учеб. пособие. – СПб., 2018. (в соавт.)
  21. Теория и практика массмедиа: учеб. пособие. – СПб., 2019 (в соавт.)
  22. Этическое регулирование в журналистике, рекламе и связях с общественностью : Практикум. – СПб., 2019 (в соавт.)