Степанов Сергей Павлович

Доктор филологических наук, зав. кафедрой

Стаж работы (педаг.): С 1986 года

 

Основные публикации

1.    Мотив денег в художественной системе повести А.П.Чехова «В овраге» // Вестник СПбГУ: Серия 2: История. Языкознание. Литературоведение. – 1996 – Вып. 4. С. 63-70.
2.    Языковая личность и жаргон (на примере речи современных отечественных политиков) //   Культура речевого общения: Теория и практика. Материалы докладов и сообщений международной научно-методической конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна, 2000. С. 43-45.
3.    Способы текстовой самореализации персонажа и организация повествования в рассказе А. П. Чехова «Гусев» // Русский язык на рубеже тысячелетий: Материалы всероссийской конференции 26-27 октября 2000: В 3-х т. Т. 2. Динамика синхронии. Описание русского языка как этнокультурного феномена. Язык художественной литературы. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2001. С. 521-528.
4.    Способы текстовой самореализации персонажа в речи повествователя (на материале повести А. П. Чехова «Дуэль») // В поисках смысла: Сб. статей в честь профессора К. А. Роговой. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2001. С. 128-138.
5.    Изучение языковой личности персонажа как средство формирования коммуникативной компетенции в преподавании русского языка как иностранного // Всероссийская научно-методическая конференция «Иностранные языки и технологии обучения в 21 веке»: Материалы конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2001. С. 117-118.
6.    О субъективации чеховского повествования // Русская литература. СПб., Изд-во «Наука». 2001. № 4. С. 16-31.
7.    Организация повествования в художественном тексте (языковой аспект). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2002. 188 с.
8.    Двусубъектность как качество голоса чеховского повествователя // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х Конгресса  Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 30 июня — 5 июля 2003г. Художественная литература как отражение национального и культурно-языкового развития. В 2-х т. Том 2: Русская литература в общекультурном и языковом контекстах. СПб. 2003. С. 248-257.
9.    Пейзаж у Чехова с точки зрения субъективации повествования // «Мир русского слова». 2004. №1. С.61-65.
10.    Изучение англизированных номинаций  в  современном русском языке в курсе «Русский язык и культура речи» в экономическом вузе // Система подготовки экономистов высшей квалификации: тенденции, проблемы, перспективы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2005. С. 248-254.
11.    Фейс-контроль в «Косыгин-баре», или О новейших англизированных номинациях в современном русском языке // Обретение смысла: Сб. статей, посвященный юбилею докт. филол. наук, проф. К.А. Роговой. СПб. 2006. С. 123-130.
12.    Слово «успешный» в дискурсе современника // «Мир русского слова». 2007. №1-2. С. 53-56.
13.    Об одном живом процессе в лексике русского языка и его участии в формировании речевого портрета современника//Материалы международной конференции «Русская литература в формировании современной языковой личности». Т.2: Современная языковая личность: проблемы и функционирование. Языковая личность в иноязычной среде. – СПб. 2007. С. 177-184.
14.    Виды глагола в аспекте преподавания русского языка как иностранного//Русская словесность в системе высшего образования: Материалы докладов и сообщений 14 междунар. науч.-метод. конф. – СПб.: Изд. Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, 2009. С. 206-208.  
15.    Об одной новейшей форме множественного числа// Традиции и новаторство в преподавании русского языка и литературы: Материалы докладов и сообщений 16 междунар. науч.-метод. конф. – СПб.: Изд. Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, 2011. С. 240-242.
16.     Грамматическое калькирование как источник новых форм множественного числа, или Об англизации русской грамматики //Иностранные языки в экономических вузах России: Всероссийский научно-иноформационный альманах № 10. – СПб.: Изд-во Санкт-петербургского государственного университета экономики и финансов , 2011. С. 109-114.
17.    The Contemporary’s Vocabulary as a Reflection of the New Russian Economic Reality // Иностранные языки в экономических вузах России: Всероссийский научно-иноформационный альманах № 10. – СПб.: Изд-во Санкт-петербургского государственного университета экономики и финансов , 2011. С. 114-119.
18.     К вопросу о специфике чеховского феномена // «Мир русского слова». 2011. № 3, С.84-87.
19.    Об активизации номинаций с аппозитивной связью в русском языке новейшего времени//Актуальные проблемы современной лингвистики. Выпуск 4. Сборник статей, посвященный юбилею гуманитарного факультета. – СПб.: Изд-во Санкт-петербургского государственного университета экономики и финансов, 2012. С. 297-302.
20.    Стилистические ресурсы лексики: Сборник текстов и упражнений для занятий по курсу “Культура речи”. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 26 с.
21.    Как мы говорим?: Учебное пособие для студентов, изучающих курс «Русский язык и культура речи». СПб., Изд-во СПбГУЭФ. 2003. 95 с.
22.    Готовимся к ЕГЭ. Контрольные задания по русскому языку. СПб., Изд-во СПбГУЭФ. 2007. 58 с. (Соавтор В.К.Лебедев).
23.    Активные и пассивные формы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов старших курсов экономических вузов и факультетов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2007. 91 с.
24.    Методические указания и контрольные задания по курсу «Русский язык и культура речи» (грамматика: имя существительное). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
25.    Методические указания и контрольные задания по развитию навыков устной речи для иностранных студентов (часть 1: семья, работа). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
26.    Методические указания и контрольные задания по развитию навыков устной речи для иностранных студентов (часть 2: отдых, кино, туризм). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2012.
27.    Методические указания и контрольные задания  по развитию навыков устной речи для иностранных студентов (часть 3). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.