О кафедре

История кафедры

В результате процесса объединения в СПбГЭУ трех университетов (ИНЖЭКОНА, ФИНЕКа и ГУСЭ) и оптимизации в вузе структуры подготовки по аналогичным специальностям и направлениям, была выработана новая концепция подготовки специалистов в сфере гостеприимства.  Кафедра гостиничного и ресторанного бизнеса образована Приказом ректора СПбГЭУ 1 сентября 2015 г. (приказ № 318 от 24.03.2015 г.) года на основе слияния кафедр: «Гостиничного бизнеса» (ранее кафедра «гостеприимства и межкультурной коммуникации») и «Ресторанного бизнеса». Кафедра является структурным подразделением, входящим в состав Факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ.

Коллектив кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса имеет 20-летний опыт работы со студентами (кафедра ведет свою историю с 1997 года).

Положение о кафедре

 

Образовательная деятельность

Целью деятельности кафедры является подготовка конкурентоспособных и практикоориентированных специалистов (бакалавров, магистров) в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, востребованных на российском и международном рынках.

В 2019 году  кафедра открывала новый профиль в направлении 38.03.02 «Менеджмент».

Кафедра является выпускающей по направлениям:

  • 43.03.03 «Гостиничное дело»

Профиль: «Организация и управление в гостиничном и ресторанном бизнесе»;

  • 38.03.02 «Менеджмент»

Профиль: «Менеджмент в индустрии питания».

 

Направление подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело»

Учебный план направления 43.03.03 «Гостиничное дело» основан на учебных планах международных школ гостеприимства и ресторанного бизнеса. Ряд дисциплин читается практиками – известными отельерами и рестораторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в том числе на базе гостиничных предприятий и предприятий питания.

Учебный процесс осуществляют высококвалифицированные преподаватели с использованием интерактивных образовательных технологий, игровых и кейс-технологий, групповых тренингов. При изучении таких дисциплин, как «Автоматизированные системы управления на предприятиях гостеприимства», «Глобальные системы бронирования», применяется специализированное программное обеспечение. На гостевые лекции и мастер-классы приглашаются представители международной индустрии гостеприимства из Германии, Франции и других европейских стран.

Студенты, хорошо знающие иностранный язык, имеют возможность поехать на включенное обучение в Германию, Францию, Финляндию и другие страны (в рамках международной деятельности университета), а также принять участие в программе «Двух дипломов» с Сайменским университетом прикладных наук (Финляндия).

Преимущества направления «Гостиничное дело»:

Ключевым бонусом обучения по направлению 43.03.03 «Гостиничное дело» выступает возможность быстрого карьерного роста в области гостиничного и ресторанного дела. В среднем можно сделать карьеру от рядового работника до генерального директора за 5 лет, также к преимуществам можно отнести следующее:

  • Изучение нескольких иностранных языков и дальнейшее их использование в процессе работы.
  • Работа с людьми, в самых крупных, сетевых отелях и известных ресторанах России и за рубежом.
  • Быстрый карьерный рост от администратора отеля/ресторана до управляющего и получение достойного заработка.
  • Поликультурная среда общения и работы.
  • Часть дисциплин читается практиками — известными отельерами и рестораторами непосредственно на базе гостиничных предприятий.
  • Уникальная возможность во время учебы и стажировок посмотреть мир и поработать в гостиницах и ресторанах разных стран
  • Реальная возможность начать собственное дело
  • Приобретение связей в профессиональной среде

Выпускники данного направления овладевают следующими профессиональными компетенциями:

  • способность рассчитывать и анализировать экономические результаты деятельности организаций сферы гостеприимства и общественного питания для принятия эффективных управленческих решений;
  • способность обеспечивать контроль и оценку эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) организации сферы гостеприимства и общественного питания;
  • применение инновационных технологий в деятельности гостиничных предприятий и новых форм обслуживания потребителей;
  • выстраивание коммуникационного поведения на основе корпоративной культуры предприятия, стандартов международного протокола и этикета в профессиональном коллективе и с потребителями;
  • организация работ по подтверждению соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения;
  • проведение анализа результатов деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения, уровня обслуживания потребителей;
  • использование современных принципов и методов исследования рынка гостиничных услуг;
  • организация и эффективное управление деятельностью гостиничного предприятия.

Бакалавры направления 43.03.03 «Гостиничное дело» согласно выбранному профилю «Организация и управление в гостиничном и ресторанном бизнесе» имеют возможность занимать должности от линейных до руководящих работников в гостиничном и ресторанном бизнесе.

Кроме того, объем полученных знаний позволяет выпускникам направления 43.03.03 «Гостиничное дело» организовать собственный дело в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса.

 

Магистратура 43.04.03 «Гостиничное дело»

По окончании бакалаврской подготовки выпускники могут продолжить обучение в магистратуре на программе «Управление гостиничным бизнесом».

Обучение по направлению 43.04.03 «Гостиничное дело» ориентировано на подготовку и формирование нового поколения квалифицированных специалистов в области управления гостиничным бизнесом, адаптирована к современным стандартам российских и международных компаний в сфере индустрии гостеприимства. Программа предусматривает комплексный междисциплинарный подход к обучению, формирует современное представление о специфике, процессах и технологиях управления гостиничной деятельностью.

Занятия проводят лучшие преподаватели университета, а также ведущие специалисты гостиничных предприятий Санкт-Петербурга.

 

Направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

Профиль «Менеджмент в индустрии питания».

Обучение по направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Менеджмент в индустрии питания» ориентировано на получение высшего образования в области управления технологическими процессами, организации и управления предприятиями пищевой промышленности и общественного питания.

Преимущества направления «Менеджмент»

Обучение студентов по направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Менеджмент в индустрии питания» проводят квалифицированные преподаватели с использованием инновационных образовательных технологий. К участию в образовательном процессе привлекаются производственники практики с многолетним опытом работы на предприятиях питания и пищевой промышленности России и Европы. Мастер-классы и гостевые лекции проводят ведущие специалисты пищевых производств и общественного питания.

Образовательный процесс включает в себя как классические лекции, так и интерактивные образовательные технологии: деловые игры, игровое проектирование, кейс-стади, проблемные лекции и семинары, проведение круглых столов, выполнение творческих заданий по приготовлению блюд.

 

Аспирантура

Также можно продолжить обучение в аспирантуре по направлению 38.06.01 – «Экономика» (сфера услуг; рекреация и туризм), что расширяет диапазон будущего трудоустройства в госорганах.

 

Взаимодействие с работодателями и трудоустройство

Производственные практики и стажировки помогают студентам, обучающимся по направлению 43.03.03 «Гостиничное дело» и 38.03.02 «Менеджмент», в последующем трудоустройстве. Около 40% студентов начинают работать на старших курсах, после завершения обучения трудоустраивается 100% выпускников.

Полученные теоретические знания студенты направления 43.03.03 «Гостиничное дело» профиля «Организация и управление в гостиничном и ресторанном бизнесе» применяют в ходе стажировок и производственных практик на предприятиях гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России (например, Крым — в гостиничном комплексе «Крымский бриз» и др.), а также за рубежом (США, Германия). Местами практик выступают крупные гостиницы и рестораны Санкт-Петербурга, среди них, «Кемпински, Мойка 22», «Коринтия Санкт-Петербург», «Сокос отель Олимпия Гарден», сеть отелей «Park Inn», сеть отелей «Станция», «Азимут отель Санкт-Петербург», рестораны «Терасса», «Стейк Хаус», «Токио-Сити», кофейни «Буше».

Полученные теоретические знания студенты направления 38.03.02 «Менеджмент» профиля «Менеджмент в индустрии питания» применяют в ходе стажировок и производственных практик на предприятиях пищевой промышленности и общественного питания Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России, например, таких, как рестораны сети «Ginza Project», рестораны «Ферма» и «Достоевский», сеть кондитерских «Буше», а также на предприятиях пищевой промышленности: «Пит-Продукт», «Парнас-М», ООО «ФАЦЕР», ОАО «Каравай» и многих других.

 

Учебные поездки и стажировки кафедры

В декабре 2017 года, для студентов кафедры была организована учебная поездка в г. Таллин. В программу входило посещение двух отелей высокой категории Hilton Tallinn Park отель 5 звезд, Radisson Blu Olimpia отель 4 звезды, а также посещение парома Tallink Silja «Europa» как специализированного средства размещения.

Студенты очень подробно познакомились с особенностями и стандартами обслуживания, с технологией продаж гостиничного продукта и с развитием бренда, ресторана национальной кухни Grillhaus Daube. Студенты каф. Гостиничного и ресторанного бизнеса посетили   две школы г. Таллина: Таллиннскую 53 школу и Таллиннскую гуманитарную гимназию. Студенты рассказали школьникам о своих направлениях обучения.


В октябре 2018 года, успешно реализована зарубежная стажировка в Венгрию г. Будапешт. Студенты посетили университет Прикладных наук им. Яноша Кодолани, где ознакомились с особенностями работы своих венгерских сверстников и представили собственные проекты. У студентов была возможность поучаствовать в мастер-классе по приготовлению Венгерского обеда. Венгерские коллеги организовали для студентов экскурсии в рестораны: «Gundel» и «Jardinette» и отели г. Будапешта «City Hotel Matyas» (Венгерская национальная сеть) и самый крупный  отель-СПА в Европе «Aquaworld Resort Budapest». После чего был организован круглый стол, где студенты смогли обсудить итоги посещения предприятий гостеприимства г. Будапешта.

Также студенты участвовали в Международном симпозиуме «Лояльные интернациональные тренды в гостиничной индустрии».


С 30 ноября по 2 декабря 2018 года состоялась вторая учебная поездка студентов факультета сервиса, туризма и гостеприимства, организованная кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса  в столицу Эстонии г.Таллин.

Во время учебного тура ребята смогли познакомиться с отелями Hilton Tallinn Park,Radisson Blu Olimpia и с паромом (как специализированное средство размещения) Tallink Silja « Europa», предприятия были те же, что и в прошлом году, но тематика проведенных экскурсий и лекций, другая.

Ребята смогли познакомиться со стандартами обслуживания и новыми направлениями работы средств размещения в г.Таллине. Познакомились со старым Таллином на интерактивной экскурсии по городу. Размещение студентов в отеле Radisson Blu Olimpia  предоставило возможность воспользоваться основными и дополнительными   услугами отеля.

В ходе данной поездки студенты получили  возможность расширить знания и представления об отельном бизнесе Эстонии г.Таллина.


С 17 по 19 января 2019 года студенты кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса и преподаватели факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ приняли участие в международной выставке MATKA-2019 в Хельсинки.

Международная выставка туризма и гостеприимства МАТКА проходит в Хельсинки ежегодно и является самой крупной в Северной Европе, привлекает экспонентов более чем из 80 стран мира, а количество участников в ней превышает 20000 человек.

В поездке от СПбГЭУ участвовали студенты кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса в сопровождении преподавателей доцента Татьяны Бедяевой и доцента Наталии Кущевой, также в поездке приняла участие профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг Любовь Хорева.


ПРОЕКТ «ШКОЛА СПБГЭУ-КЕМПИНСКИ»

Цель проекта – повышение уровня практической компетентности и адаптация обучающихся в профессиональной среде, освоение необходимых для работы в крупном отеле навыков.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве, которое было заключено между руководством отеля «Кемпински Мойка 22» и СПбГЭУ, был разработан проект по организации стажировки. Начиная с февраля 2019 года, студенты кафедры гостиничного и ресторанного были распределены в службу приема и размещения и в ресторанную службу отеля. В течение семестра студенты осваивали одну из должностей под руководством своих наставников. Программа стажировки предусматривала: знакомство с организационной структурой гостиничного предприятия, приобретение практических навыков обслуживания гостей в соответствии с  должностными инструкциями и обязанностями персонала.

Выводы:

— конкретизировать профессиональные задачи в плане стажировки,

— необходима дополнительная подготовка наставников, которые являются хорошими специалистами, но не всегда готовы работать с подрастающей сменой.

В итоге студенты успешно прошедшие стажировку отеля «Кемпински Мойка 22» получили сертификаты:  Бычкова Екатерина  (ГД-1703), Нигматуллина Ирина  (ГД-1702) , Пасека Мария (ГД-1703), Леонченко Елизавета (ГД-1703), Остроухов Никита  (ГД-1704), Калякина Мария (ГД-1701), Чернова Вероника (ГД-1704), Артемьева Ирина (ГД-1704), Лосинский Андрей (ГД-1703).

Два студента, после окончания стажировки были официально трудоустроены: Калякина Мария (ГД-1701), Пасека Мария (ГД-1703).

 

Известные выпускники кафедры

1. Евгений Лукьянчук, шеф-сомелье  отель «Бельмонд Гранд Отель Европа «

2. Юлия Лисина — Лукьянчук,  нач. службы F&B ,отель « Ibis Saint-Petersburg Center»

3. Любовь Гаврилова, отель « Marina Bay Sands», Сингапур