23 мая 2025

Студенческий научный лекторий «Безопасность жизнедеятельности»

Студенческий научный лекторий «Безопасность жизнедеятельности», инициатором которого стала кафедра безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций СПбГЭУ, провел 22 мая 2025 года заключительное плановое заседание в учебном 2024 — 2025 году.

Лекторий является открытым мероприятием для участия обучающихся на бакалавриате, специалитете, в магистратуре СПбГЭУ. Заседания проводятся в смешанном формате, включая дистанционный, 4 раза за учебный год. Тематика заседаний лектория установлена планом кафедры на текущий учебный год. Студенты различных направлений обучения СПбГЭУ (экономика, юриспруденция, таможенное дело, лингвистика, прикладная информатика, сервис, туризм, международные отношения, управление персонала и др.) стали в этом году его участниками.

Главная особенность лектория в том, что слушателями, активными организаторами и непосредственными выступающими являются студенты университета. Они делятся знаниями того, чем сами глубоко интересуются и уже готовы рассказать и обсудить вопросы безопасности своей будущей профессиональной деятельности, а также «прокачать» свои ораторские способности.

22 мая 2025 года по плану работы Студенческого научного лектория очередное мероприятие прошло на тему «Мой проект по безопасности жизнедеятельности». Студенты представили свои научно-практические разработки в форме доклада по теме безопасности, связанной с будущей работой по выбранной специальности. Всего было заслушано 14 работ, остальные были направлены руководителям в виде научно-практического отчета и (или) аннотации темы исследования с презентаций. В этом заседании лектория приняли очное участие 39 студентов.

Интересными и вызвавшими внимание слушателей были сообщения студентов группы ПИ-2301 Даниила Бескровного и Евгения Баляева по цифровой безопасности пользователей интернета; группа Владимира Мешкова, куда вошли Андрей Смирнов и др. исследовала проблему финансовой безопасности современного россиянина; фишингу как наиболее распространенной форме социальной инженерии, при которой злоумышленники маскируются под надежные источники, о том, как защищаться в этих случаях, был посвящен доклад Андрея Уразова и Дмитрия Смородина; факторы, влияющие на поведение людей разных возрастных и социальных групп в экстренных и чрезвычайных ситуациях, были исследованы в работе Алексея Мальчихина и Руслана Ахметханова. Содержательной и профессиональной была презентация Арины Васильевой и Юлии Нестеренко «Киберкатастрофы: вызовы цифровой эпохи».

Исследование по проблемам социальных угроз с учетом их классификации и презентация на эту тему были выполнены студентками группы ПИ-2302 Софьей Трановой, Анастасией Аксеновой и Амалией Борисовой, и эта презентация была одной из лучших. Данила Загуменных, Максим Зорин и Никита Федулов представили исследование, связанное с предотвращением и ликвидацией последствий стихийных бедствий на примере Японии, где технологии ИИ, алгоритмы, датчики играют хотя и важную, но не первостепенную роль – студенты сделали вывод о важнейшей компоненте – готовности и подготовленности общества к стихийным катаклизмам, и предложили пилотные направления.

Студенты группы МО-2301 Алена Дударева, Виктория Стальмакова и Екатерина Кокачева выступили с докладами о причинах и последствиях техногенных аварий и катастроф на примерах Кыштымской аварии, Бхопальской катастрофы и аварии на Чернобыльской АЭС. Николь Лигай в своем исследовании проанализировала проблемы демографической безопасности в контексте социальной и экономической безопасности на примере Ленинградской области. Дана Макашова сообщила результаты своего исследования по вопросам медико-биологической защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Полина Богданова выполнила анализ современных технологичных способов защиты от чрезвычайных ситуаций различного вида на примере Японии.

Для отбора на объявленный Всероссийский конкурс «ITES-2025» на лучшую студенческую научную работу материалы проектов, статей, презентаций подали 53 студента СПбГЭУ. Из них наибольшее число поступило от студентов факультета сервиса, туризма и гостеприимства, а также — факультета информатики и прикладной математики. На основе заявок было отобрано 20 работ от 37 студентов СПбГЭУ, 8 из них – конкурсные работы от 15 студентов факультета сервиса, туризма и гостеприимства и 8 работ от 15 студентов факультета информатики и прикладной математики, а также 4 работы – от 7 студентов гуманитарного факультета.

Наиболее креативными были работы, направленные студентами ФСТиГ. Например, проект «Интерактивный курс по безопасности в промышленном туризме», представленный группой под руководством Виктора Романцова из Т-2301. Проект несколько раз менял форму и наполнение, неизменной оставалась его главная идея – создать интерактивный курс, включающий игровую разработку, который позволит ознакомить обучающихся с техникой безопасности и средствами индивидуальной защиты, которые применяются на предприятии конкретной отрасли. Данная модель может служить прототипом для обучения не только элементам, но и глубокому исследованию вопросов техносферной безопасности: видеоролик информирует о технике безопасности и средствах индивидуальной защиты, применяемых на конкретном предприятии, после чего по ссылке осуществляется переход на сайт/приложение с игрой, в которой обучающиеся могут закрепить и далее проверить, как усвоены ими новые знания. Игра предполагает несколько уровней сложности.

Другой креативный проект был направлен на популяризацию научных знаний по безопасности жизнедеятельности через интерактивные инструменты на примере темы «Техносферная безопасность». Он разработан группой студентов С-2301, включающей Арину Яшину, Анастасию Шахову и др. Разработка содержала цель (популяризация научных знаний по теме «Катастрофы и катаклизмы»), перечень задач, описание инструментов их решения, включая практические вопросы оказания первой помощи, расчетов, знаний характера и особенностей природных, техногенных и социальных опасностей, угроз и др. В группе была проведена успешная апробация данной разработки.

Результатами первого сезона проекта Студенческий научный лекторий «Безопасность жизнедеятельности» стали не только решения задач популяризации научных знаний в области обеспечения безопасности различных сферах профессиональной деятельности, но и возможность студентам заявить о собственных направлениях научно-практических исследований по безопасности, гипотезах, проектах согласно их профессиональным интересам.

Всего за учебный год было проведено 4 заседания лектория. В его работе в общей сложности приняли участие 273 студента.

В план работы кафедры на 2025/2026 год снова заявлена работа Студенческого научного лектория «Безопасность жизнедеятельности».

Научные руководители лектория:

— доцент кафедры безопасности населения и территорий от ЧС, кандидат экономических наук С.Ю. Александрова;

— доцент кафедры безопасности населения и территорий от ЧС, кандидат физико-математических наук, доцент О.Д. Угольникова.