Буллинг (травля) — системное агрессивное поведение, направленное на причинение вреда физическому или психологическому благополучию человека. Его ключевая особенность — повторяемость, дисбаланс сил между агрессором и жертвой, а также умышленный характер действий.
Для своевременного выявления и профилактики этого явления в образовательной среде критически важно распознавать его маркеры.
Поведенческие маркеры жертвы
Жертвы буллинга часто демонстрируют специфические паттерны поведения:
— cоциальная изоляция: избегание контактов с одноклассниками, отказ от участия в групповых активностях;
— изменение привычек: пропуски занятий, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости;
— физические признаки: синяки, порча личных вещей, частые «потери» денег или еды (при экономическом буллинге);
— невербальные сигналы: сутулость, избегание зрительного контакта, нервные тики.
М. Н. Яхеев в эмпирическом исследовании ситуаций буллинга в студенческой среде отмечает, что около 80% респондентов сталкивались с травлей в школе. В 60% случаев жертвами становились отличники, чья успеваемость провоцировала конфликты.
Маркеры агрессора
Агрессоры (буллеры) проявляют следующие черты:
— доминантное поведение: стремление контролировать других, демонстрация власти через угрозы или физическое насилие;
— манипулятивность: использование социального влияния для вовлечения «наблюдателей» в травлю;
— высокий эмоциональный интеллект: способность распознавать слабости жертвы и использовать их для давления;
— семейные факторы: часто буллеры растут в семьях с авторитарным стилем воспитания или вербальной агрессией.
Важно: Агрессоры редко действуют в одиночку. В 70% случаев они формируют группу «последователей», которые поддерживают травлю из страха стать следующей жертвой.
Контекстуальные маркеры среды
Буллинг часто возникает в условиях, способствующих эскалации насилия:
— безнаказанность: пассивная реакция или ее отсутствие у очевидцев и участников (зрителей) ситуаций;
— групповая динамика: сплочение студенческого через «жертвоприношение» одного из членов группы (по теории Р. Жирара);
— социально-психологический климат образовательной среды: низкий уровень доверия между студентами и преподавателями.
Эмоциональные и цифровые маркеры
— кибербуллинг: анонимные угрозы в соцсетях, распространение ложной информации, троллинг;
— эмоциональные изменения у жертвы: тревожность, депрессия, суицидальные мысли;
— поведение наблюдателей: пассивность, страх вмешаться, чувство вины за бездействие.
Буллинг- многоуровневая проблема, требующая комплексного подхода. Его маркеры варьируются от явных физических признаков до скрытых эмоциональных изменений и особенностей групповой динамики.
Для выявления и предотвращения ситуаций буллинга, студенты и сотрудники университета могут обратиться за помощью к специалистам центра социально -психологической поддержки.
Анастасия Егорова
директор центра социально-психологической поддержки СПбГЭУ
Список использованных источников:
1. Бахматова Т. Г., Авилова В. А. Библиометрический анализ тенденций изучения буллинга как социального феномена // Векторы благополучия: экономика и социум. 2023. №3 (50). URL: https://cyberleninka.ru/
2. Бабичева, К. С. Буллинг в школьной среде: основные причины и условия возникновения / К. С. Бабичева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 101-102. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/
3. Давлетшина, И. З. Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде / И. З. Давлетшина, Г. Р. Фаттахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 88-92. — URL:https://moluch.ru/archive/441/
4. Капиренкова О. Н., Пискажева М. И. Соверменное понимание буллинга в школьной среде // Евразийский Союз Ученых. 2020. №6-3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/
5. Яхеев, М. Н. Эмпирическое исследование ситуаций буллинга / М. Н. Яхеев, Г. А. Стрюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/archive/318/