18 сентября 2024

К 280-летию архитектора Д.А. Кваренги

Джакомо Кваренги родился 20 сентября 1744 г. в селении Копьятоне — предместье городка Рота-Иманья. Джакомо был вторым сыном в знатном и достаточно состоятельном семействе. Отец и его дед были живописцами. В юности Кваренги занимался изящной словесностью, но вскоре склонность к живописи оказалась сильней, и он приступает к занятиям с лучшими бергамскими художниками. В 1761 г. Джакомо отправляется в Рим. Начинается длительный период поисков себя в искусстве.

К тридцати годам Кваренги стал уже известным архитектором. Однако заказы носили случайный характер. В 1779 г. он получает предложение отправиться в Петербург и 1 сентября подписывает контракт на службу при русском дворе. В конце 1779 г. Кваренги с женой прибывает в Петербург. Ко времени приглашения Кваренги в Санкт-Петербург уже существовал подробный план застройки столицы. Поэтому на долю итальянского зодчего выпала благодарная задача, которую он с блеском решил. Он впервые получил возможность настоящей творческой работы в столь грандиозных масштабах, которых он не ожидал. Как «архитектор Двора Её Величества» зодчий исполнял заказы Екатерины II на постройки по её личному пожеланию и государственному. Кроме того, с согласия императрицы он работал по заказам её приближенных.

1783 г. положил начало ряда выдающихся построек Кваренги. Проекты здания Академии наук, Эрмитажного театра, корпуса с лоджиями Рафаэля в Эрмитаже, ансамбля Ассигнационного банка один за другим появлялись на листах бумаги и сразу начинали воплощаться в жизнь. Кваренги удачно включал свои здания в систему окружающей городской застройки, как это видно на этих примерах. О здании Ассигнационного банка стоит сказать особо, поскольку здесь Кваренги удалось одно из самых удачных архитектурных решений (в н.в. — главный корпус Санкт-Петербургского государственного экономического университета).

Архитектор разработал оригинальную общую плановую композицию: корпуса денежных кладовых, имеющих конфигурацию подковы, своим полуциркульным фасадом обращены на нынешний канал Грибоедова (в прошлом глухой проток, река Кривуша, превратившаяся в Екатерининский канал) и торцами выдвинуты на Садовую улицу. Полуциркульный корпус был построен Кваренги в два этажа — здесь хранились монеты… Мешки с деньгами доставлялись сюда из Монетного двора на баржах по нынешнему каналу Грибоедова. Торцы «подковы» со стороны Садовой улицы декорированы строгими, прикрывающими лоджиями римско-дарическими портиками и соединены проходящей по красной линии участка (вдоль Садовой улицы) тонко прорисованной, изящной металлической оградой, на столбах из сердобольского гранита.

Рисунок существующей ограды явился результатом многократного варьирования эскизов. Проект приобрел классически строгий и художественно выразительный вид. За оградой, в центре участка, находится главный трехэтажный корпус здания, ориентированный фасадом на Садовую улицу. Он украшен шестиколонным портиком коринфского ордера. Мощный выступ в центре главного фасада прорезан тремя арками и высокими окнами, имеющими полуциркульные завершения.  Аркада главного входа является своеобразным цоколем вздымающейся над ней колоннады, увенчанной треугольным фронтоном, традиционным для построек в стиле классицизма.  По проекту Кваренги главный корпус здания Ассигнационного банка открытыми галереями-колоннадами (равными по высоте первому этажу) был соединен с крыльями подковообразного служебного корпуса. При перестройках, осуществляемых во второй половине XIX века, они были заложены и сохранились только в зале современной студенческой столовой университета, не выполняя при этом ни конструктивных, ни декоративных функций.

Библиотека СПбГЭУ представляет издания из фонда для ознакомления с творчеством выдающегося архитектора Джакомо Антонио Кваренги.

Талепоровский, Владимир Николаевич. Кваренги : материалы к изучению творчества / В.Н. Талепоровский ; [науч. ред. В.А Богословский]. – Ленинград ; Москва : Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1954. – 114 с., [54] л. ил. : ил. – (Мастера русской архитектуры). – Библиогр. в примеч.: с. 112-114. – На пер. и корешке авт. не указан.

Творческая деятельность Кваренги на протяжении 37 лет его жизни в России претерпела определенную эволюцию, отразившую основные этапы прогрессивного развития русской архитектуры с начала 1780-х до конца 1810-х годов.

Выпуская книгу, Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре имело целью опубликование материалов к изучению творчества этого выдающегося мастера архитектуры русского классицизма.

Работа В. Н. Талепоровского представляет собой опыт архитектурной характеристики произведений Кваренги и ограничивается преимущественно анализом его композиционных приемов и средств художественной выразительности.

Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Богословский, Виталий Александрович. Кваренги — мастер архитектуры русского классицизма / В.А. Богословский ; [под ред. Б.П. Михайлова]. – Ленинград ; Москва : Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1955. – 72 с. : ил. – Библиогр. в примеч.: с. 69-71.

Архитектура русского классицизма представляет собой важный по своему прогрессивному значению исторический этап в поступательном развитии русского зодчества. Она исключительно богата творческими достижениями и в идейном отношении тесно связана с передовыми течениями русской общественной жизни того времени. К числу выдающихся мастеров архитектуры русского классицизма принадлежит Дж. Кваренги, о творчестве которого рассказано в данной книге.

Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Коршунова, Милица Филипповна. Джакомо Кваренги / М.Ф. Коршунова. – [Ленинград] : Лениздат, 1977. – 168 с. : ил. – (Зодчие нашего города).

В каменную летопись человечества внес свой вклад Джакомо Кваренги. Ему по праву принадлежит одно из первых мест среди зодчих Петербурга, среди зодчих России. Кваренги построил Смольный, Академию наук, Эрмитажный театр, Ассигнационный банк, Конногвардейский манеж и много других сооружений, в значительной степени определивших «строгий, стройный вид» северной столицы. Семейная хроника Кваренги изложена на основе его писем. В книге использован такой важный источник, как автобиографическое письмо Кваренги от 1 марта 1785 года, отправленное из Петербурга в Бергамо Луиджи Маркези. Также приведены материалы из архива лорда Арунделя в Англии и монастырского архива в Субиако вблизи Рима. Они дополнительно проливают свет на ранний период творчества мастера. Очень редки, и тем более важны для очерка о Кваренги, свидетельства современников. Они помогают нарисовать портрет зодчего более живо, чем это делалось до сих пор, представить себе архитектора в кругу семьи, друзей и знакомых, восстановить некоторые забытые факты.

Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Пилявский, Владимир Иванович. Джакомо Кваренги : Архитектор. Художник / В.И. Пилявский. – Ленинград : Стройиздат, 1981. – 212 с. : ил., цв. ил., портр.

На основании огромного количества графических и текстовых документов, привлеченных из отечественных и зарубежных (Италии, Англии, Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии и Польши) собраний, в книге впервые так широко освещена творческая деятельность Джакомо Кваренги как выдающегося архитектора и талантливого художника. Подробно показаны итальянский период жизни зодчего и его многообразная, активная деятельность в России с 1779 г. Большое число иллюстраций воспроизводит оригинальные рисунки, проекты и важнейшие осуществленные по замыслам Кваренги сооружения в России. Это бесценные иконографические документы русской действительности конца XVIII — начала XIX вв. Книга предназначена для архитекторов, искусствоведов.

Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Архитектурные проекты и рисунки Джакомо Кваренги из музеев и хранилищ СССР : выставка к 150-летию со дня смерти архитектора : [каталог] / [сост. А.Н. Воронихина и др.] ; [вступ. ст. А.Н. Воронихиной]. – Ленинград : Советский художник, 1967. – 68 с., [6] л. ил. – На тит. л. дарств. надпись с автогр.: В библиотеку финансово-экономического ин-та от автора. А. Воронихина. – Воронихина А.Н., автогр.

Каталог выставки к 150-летию со дня смерти архитектора. Вступительная статья Воронихиной А.Н. Подробное описание более, чем 400 экспонатов выставки. Проекты для Петербурга. Проекты для пригородов и окрестностей Петербурга. Проекты для Москвы. Проекты для провинции. Проекты для городов Западной Европы. Проекты неизвестных зданий и эскизы. Рисунки. Пейзажи и архитектурные фантазии. Дж. Кваренги в изображениях современников. Чертежи из национального музея в Стокгольме.

Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Джакомо Кваренги. Архитектурная графика : Коллекция Гос. музея истории С.-Петербурга: Науч. кат. / Авт.-сост.: А.М. Павелкина. – Санкт-Петербург : МарТ, 1998. – 153с. : ил., цв. ил. – Библиогр. в подстроч. примеч. вступ. ст.

В фондах Государственного Музея Истории Санкт-Петербурга находится крупнейшее в России собрание чертежей и рисунков Дж. Кваренги (1744-1817), выдающегося зодчего, много лет проектировавшего и строившего в Петербурге. В каталоге собрано 298 листов из музейной коллекции, многие из них публикуются впервые.

Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Грабарь, Игорь Эммануилович. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках / Игорь Грабарь. – Санкт-Петербург : Лениздат, 1994. – 384 с. : ил., портр. – Библиогр. в подстроч. примеч. – Печ. по изд.: История русского искусства. Т. 3: Архитектура / И. Грабарь. (М.: Изд. И. Кнебель). – Гл. с 26 по 36 включ. написаны Иваном Фоминым.

Собранный в этом труде ценнейший художественный и архивный материал по петербургской архитектуре охватывает период от петровского барокко до николаевского классицизма. Отдельные главы посвящены выдающимся зодчим — Трезини, Шлютеру, Шеделю, Леблону, Земцову, Растрелли, Кокоринову, Деламоту, Ринальди, Фельтену, Баженову, Старову, Камерону, Кваренги, Бренна, Воронихину, де Томону, Захарову, Стасову, Росси, Плавову, Брюллову, Монферрану, — а также различным школам и направлениям. Издание содержит огромное количество иллюстраций.

Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век / [Ред. Ю.В. Артемьева, С.А. Прохватилова; Худож. И.В. Зарубина]. – Санкт-Петербург : Лениздат, 1997. – 1021c. : ил. – (300 лет Санкт-Петербургу, 1703-2003). – Библиогр.: с.1013-1020. – Содерж.: Архитекторы барокко; Ранний классицизм; Строгий классицизм.

Книга состоит из двадцати очерков, посвященным как самым знаменитым, так и полузабытым зодчим Петербурга. На сегодняшний день широко известны несколько десятков имен основных архитекторов и строителей XVIII века, создавших наш город. Но таковых было гораздо больше. Вспомнить неизбежные пробелы призван приведенный в конце книги «Биографический словарь архитекторов и строителей Санкт-Петербурга», включивший более восьмидесяти имен. Коллектив авторов и издательство надеются, что состав тома позволит читателям получить достаточно полное представление о том, как формировался архитектурный облик Санкт-Петербурга в течение XVIII столетия. В книгу вошел очерк М.Ф. Коршуновой «Джакомо Кваренги».

Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ