19 мая 2025

Как конструктивно решать конфликты: стратегии для экзаменационного периода

Студенческие годы наполнены не только учебой, но и взаимодействием с людьми, которое нередко приводит к конфликтам. Особенно остро они проявляются в экзаменационный период, когда стресс и усталость накапливаются.

Межличностный конфликт — это столкновение интересов, ценностей или целей между двумя и более людьми, возникающее в процессе непосредственного взаимодействия. Важной характеристикой для конфликта является  эмоциональная вовлеченность сторон в ситуацию и прямая зависимость исхода ситуации от личностных особенностей участников (темперамента, коммуникативных навыков, установок).

Умение разрешать разногласия конструктивно — полезный навык, который поможет сохранить отношения и сосредоточиться на учебе. Разберемся, как отличить конструктивный конфликт от деструктивного, и какие стратегии использовать в напряженных ситуациях.

Конструктивный конфликт направлен на поиск решения, которое учитывает интересы всех сторон. Он стимулирует диалог, помогает выявить скрытые проблемы и укрепить доверие между участниками коммуникации. 

Примером может служить ситуация, когда студенты в групповом проекте спорят о распределении задач перед экзаменом. В итоге, в процессе отстаивания своей точки зрения и аргументации определенных моментов, они все составляют четкий график, где каждый выбирает задание по своим силам, что повышает эффективность работы. 

Неконструктивный конфликт ведет к эскалации напряжения, обидам и разрушению отношений. Целью становится не решение проблемы, а «победа» любой ценой. 

Так, неконструктивным конфликтом является ситуация, когда однокурсник отказывается участвовать в обсуждении проекта, срывает дедлайны, но вместо объяснений переходит на личные оскорбления. В результате работа всей команды не сдана вовремя, а группа распадается. 

Конфликты, по своему формату могут быть отрытыми и закрытыми.

В открытом конфликте проходит явное столкновение мнений двух или нескольких сторон. Например, во время подготовки к экзамену в общежитии один студент громко слушает музыку, мешая другим. Его сосед открыто высказывает недовольство, начинается спор, это — открытый конфликт. 

В скрытом конфликте недовольство выражается пассивно или замалчивается. 

Например, если студентка не согласна с оценкой за курсовую, но боится подойти к преподавателю, а вместо этого она жалуется друзьям и игнорирует советы по исправлению работы, конфликт является скрытым. 

Умение разрешать конфликты, это навык, улучшающий качество взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Каковы же стратегии разрешения конфликтов в экзаменационный период?

Сотрудничество — эффективная стратегия разрешения сложных ситуаций в экзаменационный период.

Посыл данной стратегии — совместный поиск оптимального решения, выгодного для всех участников конфликта.

Примером использования такой стратегии служат бытовые конфликты из-за шума в комнате общежития, когда один из студентов готовится к экзамену.

Вместо криков и выяснения отношений в данной ситуации, целесообразно предложить другим студентам составить график «тихих часов» для подготовки и «свободного времени». Если вы готовитесь к экзамену, а соседи по комнате вас отвлекают, используйте «Я-высказывания», например: «Я не могу сосредоточится на материале, когда ты включаешь музыку. Давай договоримся о перерывах? Я с удовольствием составлю тебе компанию в подборе музыкальных композиций для настроения после того, как сдам этот экзамен». 

Стратегия компромисса заключается в поиске уступок по отношению к одному или нескольким участникам конфликта по принципу: «ты-мне, я-тебе».

Например, если впереди презентация студенческого проекта, в котором участвовала вся команда, может возникнуть спор о том, кто будет презентовать проект. Если все хотят выступить, разделите роли: один готовит слайды, другой отвечает на вопросы. Дайте возможность всем высказать свое мнение в проекте и выступить. 

Стратегия избегания в конфликте, не всегда является отрицательной, иногда возникают ситуации, когда поведенческая стратегия бегства, избегания может благотворно повлиять на разрешение конфликта. Однако постоянно использовать данную стратегию не стоит, потому — как конструктивная активная позиция и инициативность в конфликте —  показатель зрелости личности, способной принять на себя риски и ответственность в сложных ситуациях.

Стратегия избегания будет эффективна, если перед экзаменом студентам некогда выяснять, кто из них забыл конспекты, которыми пользуется вся группа. Перенести разговор на послеэкзаменационный период, чтобы не тратить силы на эмоции целесообразно для всех участников конфликта. 

А если в экзаменационный период происходит конфликт с преподавателем, что делать в таком случае студенту?

В диалоге и взаимодействии с преподавателем проявляйте активное слушание и уточнение позиций.

Если преподаватель снизил балл за оформление работы, вместо спора спросите: «Не могли бы вы пояснить, какие именно требования были нарушены? Я хочу исправить ошибки». 

Ищите компромисс через официальные каналы.

Например, если срок сдачи курсовой совпадает с другими экзаменами, предложите такой компромисс в диалоге: «Я могу прислать черновой вариант сегодня, а окончательный — через два дня?» 

Если вы сомневаетесь в том, что оценка за экзамен справедлива, вам поможет апелляция к правилам, но не вступайте в жесткую конфронтацию. Любой преподаватель грамотно предоставит аргументы и доказательства того, что вы достойны именно той оценки за экзамен, которую получили, но если вы все же сомневаетесь в справедливости выставленной оценки, запросите пересмотр результата через деканат.

Можно ли предотвратить конфликты? Конечно!

Если вы понимаете, что ситуация разворачивается не в лучшую сторону для всех участников диалога и сотрудничества, вам стоит придерживаться определенных правил.

Соблюдайте четкие договоренности в межличностных коммуникациях. В групповых проектах сразу распределяйте задачи и сроки. 

Коммуникация должна быть открытой и прозрачной для всех участников. Если что-то не устраивает, говорите сразу, а не копите раздражение. 

Проявляйте эмпатию в диалоге, помните, что если вы готовили совместный командный проект, устали все и поддержка нужна каждому участнику. В экзаменационный период преподаватели тоже перегружены и испытывают усталость, раздражение, они тоже хотят отдохнуть и быть услышанными. Эти взрослые люди также, как и студенты нуждаются в поддержке.

В экзаменационный период конфликты неизбежны и естественны, но их можно превратить в инструмент роста, психологи центра социальной и психологической поддержки не только помогут разработать стратегии поведения в конфликтах, но и выступить медиаторами в разрешении сложных конфликтов между студентами и преподавателями. Конструктивный подход учит находить баланс между своими интересами и потребностями других, снижает стресс и экономит время. Главное — сохранять уважение, даже в горячем споре. Учитесь слушать, договариваться и не бояться просить помощи. Удачи на сессии!

Записаться на консультацию к психологам центра социальной и психологической поддержки можно по ссылке.

Директор центра социально-психологической поддержки СПбГЭУ

Анастасия Владиславовна Егорова