Одному из красивейших городов мира Санкт- Петербургу в 2025 году исполняется 322 года. Во время Великой Отечественной войны город и его пригороды были почти полностью уничтожены, и только благодаря реставраторам, восстанавливавших Ленинград в годы войны и после неё, их таланту, самоотверженности и любви мы сегодня имеем возможность прикоснуться к великим шедеврам мировой архитектуры.
Именно война и блокада Ленинграда положили начало основанию одной из ведущих и сильнейших европейских школ реставрации – ленинградской.
Ни в одном европейском городе, разрушенном фашистскими бомбардировками, ремонтно-восстановительные работы не проводились так быстро и качественно, как в Ленинграде.
Во время Великой Отечественной войны на Ленинград было сброшено более 5 тыс. фугасных и 100 тыс. зажигательных бомб, выпущено около 150 тыс. артиллерийских снарядов. Бомбы и снаряды попали во многие исторические здания: Михайловский замок, Русский музей, Эрмитаж и др. Более 30 вражеских снарядов попало в здание Эрмитажа и более двух десятков в Мариинский театр. Больше всего пострадал Большой дворец в Петергофе, превращенный в руины. Также были разрушены загородные дворцы и парки Пушкина, Павловска и другие.
С 1941 г. перед реставраторами встала необходимость противостоять последствиям ежедневных бомбежек и разрушений исторических памятников архитектуры.
В книге рассказывается о восстановлении памятников архитектуры и скульптуры Ленинграда и пригородов, разрушенных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Читатель познакомится с историей и судьбой многих замечательных памятников зодчества, узнает о мужественной защите в годы войны и блокады Ленинграда, о размахе восстановительных работ в послевоенные годы.
Сборник включает статьи посвящённые реставрации памятников культуры и искусства разных видов. Основная идея, проходящая красной нитью через все статьи сборника, — сохранение реставрируемого памятника как документа, сохранение его подлинности.
Через руки реставратора Николая Васильевича Перцева (1902-1981) прошло огромное количество разных произведений искусства. Огромный опыт и пытливый ум давали пищу наблюдениям, побуждая к выводам и теоретическим обобщениям. Так из практики рождались заметки и сообщения, статьи и доклады, оставшиеся в архиве автора неопубликованными и составившие основную часть настоящего сборника материалов.
Материалы датируются 1940 — 1970-ми годами.
Весной 1942 г. реставраторы начали ремонтно-восстановительные работы на зданиях-памятниках. В этом же году им предстояло начать первый этап по восстановлению и развитию Ленинграда согласно принятому Генплану.
После полного снятия блокады, в марте 1944 г. вышло постановление правительства «О первоначальных мероприятиях по восстановлению Ленинграда» и уже к концу лета 1944 г. большинство закопанных памятников были возвращены на свои места, с куполов и со шпилей снята маскировка.
Книги по восстановлению города
Книга широко освещает творческий труд ленинградских реставраторов, вернувших к жизни шедевры архитектуры и искусства, разрушенные и поврежденные немецко-фашистскими варварами в годы Великой Отечественной войны. Иллюстративная часть (многочисленные цветные и черно-белые фотографии), сопоставляющая документальную фотофиксацию разрушенных и восстановленных зданий, дает яркое представление о масштабах реставрации и ценности возрожденных памятников.
После снятия вражеской блокады началось планомерное восстановление Ленинграда. Об этой героической эпопее рассказывают непосредственные участники возрождения города. Все авторы воспоминаний являются участниками восстановления Ленинграда, награжденные правительственными наградами.
К сборнику прилагается хроника событий тех лет и краткие биографические сведения об авторах воспоминаний.
Автор книги Хомутецкий Николай Федорович — архитектор, историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор. В 1947- 1956гг директор Ленинградского Инженерно -Строительного Института. Автор проектов жилых и общественных зданий.
Настоящий очерк является попыткой популярно рассказать об истории архитектурного развития города и его социалистическом преобразовании за годы Советской власти.
Издание содержит иллюстрации.
Настоящее издание посвящено архитектурным ансамблям Ленинграда и входящим в них сооружениям.
Первая часть книги содержит краткие историко-художественные характеристики, вторая — аннотации по отдельным памятникам, расположенные, по возможности, в хронологической и типологической последовательности.
Издание содержит богатый иллюстративный материал.
Издание представляет собой первую публикацию графического наследия виднейшего советского архитектора А. С. Никольского. В альбом включены карандашные рисунки и гравюры, выполненные в блокадном Ленинграде и в первые послевоенные годы. Эти работы, отмеченные высоким мастерством, воссоздают атмосферу осажденного города с ее повседневным героизмом, своеобразную красоту города-воина, открывают еще одну страницу истории советской графики. В книге воспроизведены страницы блокадного дневника А. С. Никольского.
В альбоме около 120 иллюстраций.

Книга М. М. Боброва — прославленного российского спортсмена, педагога, героя-фронтовика, Почетного гражданина Санкт-Петербурга, почетного доктора и действующего профессора Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов посвящена подвигу альпинистов блокадного Ленинграда, маскировавших золотые архитектурные доминанты города от фашистской артиллерии и авиации. Автор книги Михаил Михайлович Бобров был в числе этих героических верхолазов-маскировщиков.
В книге занимательно и искренне рассказывается о трудных военных годах, судьбах и самоотверженной работе замечательных людей, спасших красоту города и жизни многих ленинградцев. Биографии героев повествования и исторических личностей написаны живо и убедительно, приводится много фактов, неизвестных ранее.
Издание хорошо иллюстрировано и дает наиболее полное представление о работе верхолазов.

Автор книги — народный архитектор СССР, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Академии художеств СССР, доктор архитектуры, профессор — в годы Великой Отечественной войны был главным архитектором Ленинграда.
Дневниковые записи тех лет, документы и личные воспоминания автора легли в основу книги, повествующей о героическом подвиге жителей и воинов блокированного города, о трудной и ответственной работе архитекторов, спасавших от уничтожения сокровища культуры, участвовавших в строительстве оборонительных сооружений. Также Н. В. Баранов рассказывает о восстановлении Ленинграда в первые послевоенные годы, о том, как возрождались из руин ансамбли Пушкина, Петродворца, Павловска, Гатчины…

Книга повествует о том, как жил и выживал Государственный Эрмитаж во время блокады Ленинграда. В книге поднята тема героического подвига работников музея, хранивших культурное и коллекции музея, не вывезенные из окруженного города. Фотографии, рисунки, воспоминания очевидцев иллюстрируют картину тех суровых дней.
После войны, 1 июля 1945 г. была организована Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома. Именно тогда была разработана первая в мире методика комплексного восстановления памятников архитектуры XVIII–XIX веков.
Эта дата служит точкой отсчета в истории ленинградской школы реставрации.
Сотрудники мастерских буквально с первых дней включились в работу по восстановлению памятников Ленинграда и пригородов.
«Мы отстояли Ленинград — мы сделаем его еще краше и лучше» — под этим лозунгом люди шли восстанавливать любимый город.
Мир был поражен скоростью и качеством восстановления дворцово-паркового хозяйства пригородов Ленинграда. И это неудивительно: возрождение дворцово-парковых ансамблей пригородов Ленинграда стало уникальным по своим масштабам.
В книге освещена история возникновения и развития архитектурных ансамблей пригородов Ленинграда: Пушкина, Павловска, Гатчины, Петергофа и др.
Приведены архитектурные характеристики сооружений и выявлено художественное значение выдающихся памятников архитектуры прошлого.
Альбом хорошо иллюстрирован.
Данная книга в популярной форме рассказывает о памятниках искусства, сохранившихся и восстановленных во всех наиболее известных пригородах Ленинграда.
Из многочисленных памятников в нем упоминаются лишь наиболее ценные и значительные, которые сохранились или восстановлены.
Данные о памятниках приведены по состоянию на июль 1960 года.
Фотоальбом посвящен музеям и паркам ленинградских пригородов, являющихся жемчужинами мировой культуры и не уступающих по своему великолепию дворцам самого Петербурга. В альбоме множество фотографий Разлива, Петродворца, Ломоносова, Пушкина, Павловска. Гатчины.
Книга посвящена знаменитым пригородам Петербурга, в которых находились летние резиденции русских царей. В ней рассказано об истории возникновения этих городов, входящих теперь в городскую черту, о создании и истории знаменитых дворцово-парковых ансамблей, являющихся шедеврами не только русского, но и мирового искусства, а также о поселках, история которых тесно связана с судьбой Петербурга.
Книга Елены Первушиной представляет собой путеводитель по Петродворцу, Пушкину и Павловску. На ее страницах ждут разгадки множества тайн бывших императорских дворцов и парков.
Петербургские сады и парки составляют своеобразную энциклопедию ландшафтного искусства. Книга знакомит читателей с замечательными дворцово-парковыми ансамблями города на Неве (Летний, Таврический сады, парк Елагина острова и др.) и пригородов. Большое количество иллюстраций, авторский текст, пронизанный лирическими интонациями, в полной мере воссоздают очарование, которое и сегодня навевают на посетителя эти шедевры садово-паркового искусства.
Книги по Царскому Селу
Дворцово-парковый ансамбль Царское село XVIII—XIX вв. был летней царской резиденцией. Во время войны он пострадал не меньше Петергофа. Сотрудница музея Вера Лемус вспоминала, что сотрудники еще продолжали консервировать дворец и прятать ценности, но уже слышали выстрелы — немцы были на подходе к Царскому Селу. В сентябре 1941 г. немцы оккупировали резиденцию. Екатерининский дворец сильно пострадал и стал мишенью для обстрела. Нижний этаж немцы использовали как гараж. Оставшиеся во дворце предметы искусства они изуродовали, а часть уникальной коллекции вывезли.
В 1959 году для посетителей были открыты первые залы Екатерининского дворца. Но реставрация царскосельских дворцов и флигелей продолжается до сих пор.
Одна из самых больших потерь Второй мировой войны — бесследно пропавшая Янтарная комната из Екатерининского дворца. Лишь в 2000-х в Россию вернулись ее небольшие фрагменты, но основную часть пришлось полностью воссоздавать — работы завершились в 2003 году.
Альбом посвящён многочисленным архитектурным памятникам города Пушкина (бывшее Царское Село). Иллюстрации покажут вам замечательные интерьеры Екатерининского и Александровского дворцов, Царскосельского Лицея, Камероновой
галереи, интереснейшее устройство Екатерининского и Александровского парков.
Содержит чёрно-белые иллюстрации.
Путеводитель по одному из замечательных пригородов Ленинграда знакомит читателя с городом, дворцово-парковым ансамблем, с историей создания дворцов-музеев, с их экспозициями. Отдельный главы путеводителя посвящены всесоюзному Пушкинскому музею и пушкинским местам города. Множество цветных и черно-белых фотоиллюстраций на вклейках.
Книга, состоящая из 19 краеведческих очерков, знакомит со своеобразной литературной биографией города Пушкина. Этот город известен не только своими замечательными памятниками архитектуры и садово-паркового искусства, но и тем, что в нем жили и творили многие выдающиеся писатели и поэты. Среди них А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин, А.Н.Толстой, В.Я.Шишков и многие другие писатели, и поэты. Вступительный очерк посвящен истории города Пушкина, в прошлом одной из блестящих загородных царских резиденций.
Красочное, ярко иллюстрированное издание на английском языке, посвященное царскосельским дворцам и паркам.

Документальные очерки написаны на основе архивных документов и раскрывают историю Янтарного кабинета, причины его перемещения в Россию и превращения в Янтарную комнату. Приведены ранее неизвестные сведения о похищении ее в г. Пушкине и отправке в Кенигсберг. Проведен анализ версий возможного местонахождения Янтарной комнаты. На основе личных наблюдений и исследований автором изложена история возрождения янтарного шедевра.
Эта книга о невероятной, загадочной и даже мистической истории знаменитой Янтарной комнаты из Царского Села. За триста лет, которые отделяют нас от первых шагов по ее созданию, в судьбе Янтарной комнаты произошли увлекательные события, участниками которых стали прусские короли, русские императоры, великие художники и архитекторы, вожди Третьего рейха и советские лидеры, а также рядовые граждане.
В 1999 году Янтарная комната была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый ценный культурный экспонат, утраченный во время войны.
В 2003 году воссозданная Янтарная комната торжественно открыта в Царском Селе в дни празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга.
Знаменитая Янтарная комната, другие бесценные сокровища, похищенные фашистами в годы войны, — их поисками, в числе многих энтузиастов, давно занимается и калининградский писатель, представитель местного отделения Советского фонда культуры Юрий Иванов. В ходе этой почти детективной работы автору довелось многое узнать, увидеть, познакомиться с незаурядными людьми, «переворошить» множество документов и судеб…
Книга адресована широкому кругу читателей.
В окружении великолепных парков, садов и озер, рядом с пышным Екатерининским дворцом стоит скромное четырехэтажное здание. Здесь, в Царскосельском лицее, провел свои отроческие и юношеские годы великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Многие дома и улицы города, его прекрасные памятники — свидетели пушкинской эпохи.
В 1937 году, к столетию со дня гибели поэта, по решению Советского правительства город был назван его именем.
В 1949 году, когда наша страна и всё передовое человечество отмечали 150-летие со дня рождения Пушкина, в здании Лицея был открыт мемориальный музей. О нем пойдет речь в этой книге.
Путеводитель знакомит читателя с историей возникновения Императорского Лицея — учебного заведения, сыгравшего огромную роль в деле просвещения России; рассказывает об особенностях школы с новейшими методами образования и воспитания юношества. Лицей навсегда связан с именем Пушкина. Здесь к нему пришла первая поэтическая слава, здесь он обрел семью друзей, верность которым хранил всю жизнь.
Читатель узнает об истории здания, в котором размещался Лицей, совершит путешествие по залам возрожденного Лицея, побывает в учебных классах, библиотеке, увидит комнаты лицеистов.
Книга иллюстрирована материалами и фотографиями XIX — XX вв.
Книги по Павловску
Летняя резиденция императора Павла I, находящаяся вблизи Царского Села также была захвачена немцами, серьезно пострадал прекрасный английский парк и дворец Павла I — уходя, немцы подожгли его.
Директор комплекса Анна Зеленова не только организовала эвакуацию и захоронение ценностей, но до последнего оставалась за работой, спасая экспонаты. Она покинула дворец за день до немецкого захвата — ей пришлось уходить в Ленинград пешком. И уже через неделю после освобождения Зеленова вернулась на руины Павловска и тут же организовала реставрационные работы.

Павловск стал первым из дворцово-парковых ансамблей, который был полностью отреставрирован уже в 1977 году.
Книга повествует о жизни Анны Ивановны Зеленовой (1913-1980), бессменного директора всемирно известного Государственного музея-заповедника «Павловск» (1941-1979), спасавшей художественные ценности в условиях фронтовой полосы, 900 дней работавшей в блокадном Ленинграде, ставшей инициатором, организатором и руководителем комплексного научного возрождения дворца и парка в Павловске. Книга раскрывает истоки ее подвижнического, беззаветного служения делу и людям; знакомит с малоизвестными деталями быта дореволюционного, довоенного, блокадного и послевоенного Санкт-Петербурга. В ней впервые публикуются документы государственных и частных архивов.
Книга написана А.И.Зеленовой, бывшим директором музея-заповедника Павловск которому она посвятила всю свою жизнь.
Красивейшие уголки парка казались созданны самой природой, но за этой красотой стоят Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Пьетро Гонзаго, Андрей Воронихин. Об истории паркового ансамбля и гениях, которые смогли вписать его в местный пейзаж, автор рассказывает подробно и интересно.
Из всех пейзажных парков, возникших в XVIII веке, Павловский парк является самым большим в мире.
В его создании участвовали известные архитекторы, художники и скульпторы конца XVIII и начала XIX столетия.
Настоящее издание имеет целью ознакомить посетителей парка с основными моментами истории развития художественного ансамбля Павловска и дать краткий справочный материал о районах парка и его архитектурных сооружениях.
Путеводитель призван помочь приехавшим в парк ориентироваться в его широких просторах, и содержит сведения о реставрации музейных ценностей Павловска.
Книга, написанная бывшим директором художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника в Павловске, знакомит с историей возникновения и строительства дворца в Павловске, с его архитектурно-художественными достоинствами, с убранством, состоящим из уникальных образцов мебели, фарфора, тканей и произведений живописи и скульптуры. Читатель узнает о спасении художественных ценностей музея в годы Великой Отечественной войны, возрождении этого замечательного памятника.
Книга представляет музей-заповедник в городе Павловске — характерный памятник русской архитектуры, искусства паркостроения и декоративно-прикладного искусства периода классицизма. История этого самого молодого из дворцово-парковых ансамблей насчитывает немногим более двухсот лет.
В издание вошли снимки интерьеров Павловского дворца и виды парка с комментариями, а также вступительная статья и сопроводительный текст Н. В. Вейса, Н. И. Громовой, А. И. Зеленовой , рассказывающая об истории дворцово-паркового ансамбля.
Книга, посвященная одному из лучших пейзажных парков мира, представляет собой подробнейший анализ пейзажей парка и содержит подробные графические схемы отдельных ландшафтных групп и пейзажей в масштабе. Эти материалы дополнены фотографиями с натуры, планами, обмерами ландшафтных композиций с указанием видового состава. Также даны схемы восприятия павильонов в парковом пейзаже.
Книга известной американской писательницы, популяpизaтoра России и русского искусства, советника президента США Pональда Рейгана Сюзанны Масси (1931-2025) посвящена истории Павловского дворца, героического спасения музейной коллекции и подвижнического воссоздания после Великой Отечественной Войны. Поименно упомянуты все участники реставрационной эпопеи. По мнению автора, Павловск больше чем дворец, он символ непобедимости русской души.
Книга содержит цветные и черно-белые фотографии.
Издание посвящено дворцово-парковому ансамблю Павловска. На основе историко-архитектурного материала автор дает широкую картину возникновения и развития ансамбля Павловска в XVIII — XIX веках, рассказывает о дворце, парке и садово-парковых сооружениях.
Вечный, неувядаемый Павловск, его блистательный дворец и несравненный парк звучат «музыкой для глаз», гимном Гению природы и человека.
Красочный фотоальбом в мини формате на английском языке.
Книги по Петергофу
Петергоф — самая шикарная царская резиденция в окрестностях Петербурга. Однако, во время войны от Петергофа мало что осталось.
21 сентября 1941 г. город оккупировали немцы и вплоть до снятия блокады Ленинграда он был под постоянным обстрелом. Большой дворец фактически превратился в руины. Ущерб нанесен парку и фонтанам — скульптуры, которые не успели эвакуировать или спрятать были утрачены. Немцы, уходя заминировали всю территорию.
Восстановление парков началось после снятия блокады. К лету 1945 г. парк был открыт для посетителей. Фонтаны запустили 1950-х годах, а Львиный каскад заработал — в 2000 г.
Альбом, посвященный Петродворцу — одному из знаменитых пригородов Санкт-Петербурга.
Комплекс парков Петродворца, архитектурные ансамбли, великолепные фонтаны, интерьеры дворцов, скульптурные композиции — все это отражено в черно-белом фотоматериале.
Душой дворцово — паркового ансамбля Петергофа являются его фонтаны и каскады. Петергофские парки — это музей русского фонтанного искусства XVIII—XIX веков. Книгаможет служить путеводителем по 176 фонтанам и трем каскадам Верхнего сада и Нижнего парка. Автор — известный петербургский искусствовед — рассказывает об истории каждого фонтана и каскада, многие из которых были созданы по замыслу и при участии Петра Великого, раскрывает их своеобразие и аллегорическое значение скульптурного декора.
Ежегодно гостями «столицы фонтанов» — Петродворца бывают более трех миллионов человек. Многие из них знакомятся с достопримечательностями дворцово-паркового ансамбля самостоятельно. Для них и предназначено это издание, содержащее фотографии и краткую информацию о наиболее значительных памятниках.
Это издание рассказывает об архитектурно-художественном ансамбле Петродворца, шедевре русского зодчества и искусства XVIII столетия, снискавшем мировую известность. Все в этом ансамбле — парки и фонтаны, каскады и золоченые статуи, роскошные дворцы с их изысканным убранством — выражает общую идею величия России-победительницы, «пирующей на морском просторе». Книга поможет лучше узнать о Петродворце — жемчужине русской архитектуры.
Дворец Монплезир — уникальный памятник русской культуры начала XVIII века. Он сохранил множество элементов подлинной отделки и полностью восстановлен советскими реставраторами после разрушений в годы Великой Отечественной войны.
Книга, авторами которой являются научные сотрудники дворцов-музеев и парков Петродворца, знакомит с историей создания Монплезира и его замечательными коллекциями живописных полотен, произведений декоративно-прикладного искусства и предметов быта, а также может служить путеводителем по дворцу-музею.
Книги по Ораниенбауму
Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум имеет особую ценность как единственный пригород Петербурга, не подвергнувшийся разрушению в годы войны и сохранивший свою историческую подлинность.
Во время Великой Отечественной войны здесь был развёрнут Ораниенбаумский плацдарм и была создана устойчивая оборона. Он поддерживался корабельной и береговой артиллерией Балтийского флота до наступления и соединения советских войск в январе 1944 года. Защитники Ораниенбаумского плацдарма уберегли парк от судьбы соседнего Петергофа. Но несмотря на то, что ни одно здание не было разрушено от осколков снарядов пострадали фасады дворцов, деревья, скульптура.
Серьёзная реставрация Ораниенбаума началась только в конце 1990-х годов. В 2011 году для посещения открылись 10 залов центрального корпуса. В 2012 году добавились комнаты: Большой кабинет, Спальня, Камер-юнгферская и Проходная. В конце июня 2021 года свои двери распахнули еще два зала: Штукатурный покой и Малый китайский кабинет. Теперь посетителям доступны 12 из 17 интерьеров.

Ораниенбаум занимает уникальное место среди других императорских резиденций, охвативших драгоценным ожерельем Северную столицу. Его дворцово-парковый ансамбль, сформировавшийся в XVIII веке, почти не претерпел значительных изменений в последующие эпохи. Уже одно это делает памятники зодчества Ораниенбаума бесценными реликвиями, они по праву вошли в сокровищницу мирового искусства. В годы Великой Отечественной войны город не был захвачен фашистами, а его дворцы не подверглись разрушению и разграблению, этот исторический пригород Петербурга остался единственным, во многом сохранившим свою художественную первозданность.
В книге приведена история не только царской резиденции, но и города который за три столетия вырос рядом. В 1948 году город сменил свое историческое имя и стал называться Ломоносовым, но сумел сохранить давние ораниенбаумские традиции.
Одно из первых послевоенных изданий посвященных Ораниенбаумскому ансамблю. Большинство фотоиллюстраций довоенные.
Среди пригородов Ленинграда — Ораниенбаум сверкает особым прекрасным светом. Красота Ораниенбаумской усадьбы в том, что строили и украшали ее замечательные мастера начала семидесятых годов XVIII века. Вся усадьба с Большим дворцом, Петерштадтом, Китайским дворцом и парком создана в XVIII веке и почти не знает позднейших доделок и переделок
Фотоальбом иллюстрирован черно-белыми фотографиями Михаила Антоновича Величко. …. Имеется описание выдающегося архитектурно-художественного памятника XVIII века — Дворцово-парковый комплекс города Ломоносова.
Kнига-aльбoм на русском и английском языках.
На южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петеpбурга, расположен город Ломоносов (Орaниeнбaум). Возникновение города относится к первой четверти XVIII века и связано со строительством загородного дворца А.Д. Меншикова — сподвижника Петра I. В альбоме рассказывается о парках и дворцах Ломоносова с использованием цветных фотографий.
Фотоальбом снабжен четырьмя очерками: Ансамбль Большого дворца; Петерштадт; Верхний парк. Китайский дворец; Собственная дача. Катальная горка.
Настоящий краткий путеводитель посвящен двopцaм-музеям и паркам города Ломоносова (Орaниенбаумa). Труд и талант архитекторов, а также многих мастеров-cтpoитeлeй, декораторов и садоводов воплощены здесь в архитектуре и искусной декоративной отделке дворцовых зданий, в живописном облике Верхнего парка. Художественные богатства города Ломоносова постоянно привлекают большое количество экскурсантов, а его парки давно являются излюбленным местом отдыха.
Книги по Гатчине
Этот и без того мрачный замок после нашествия нацистов стал производить и вовсе ужасающее впечатление. В послевоенное время посчитали, что реставрировать Гатчину будет делом слишком дорогостоящим — и коллекцию резиденции распределили по другим музеям. В самом же дворце произвели лишь ремонт, восстановили лестницы и перекрытия. Барельефы и пострадавшую лепнину закрыли щитами. Во дворце организовали военное училище, а затем научно-исследовательский институт.
В 1976 г. хранитель музея Аделаида Елкина добилась, чтобы здание освободили под музей и начала восстановление. Через 10 лет первые залы приобрели тот вид, в котором они были в конце 18 века. Реставрационные работы продолжаются до сих пор — не все интерьеры даже главного замка восстановлены.
В книгу вошли исторические исследования гатчинских ученых и краеведов, не публикованные ранее архивные материалы, воспоминания современников о старой Гатчине, а также стихи и лирические очерки, посвященные городу.
Книга рассказывает об истории Гатчины и ее дворцово-парковых ансамблей. На основе изучения литературных и архивных источников, а также анализа памятников в натуре авторы рассматривают весь комплекс гатчинских дворцово-парковых ансамблей и города как единое художественное целое в их исторической и композиционной связи.
Выставка «Летопись возрождения» доступна в будние дни с 10.00 до 18.00 по адресу: набережная канала Грибоедова, д. 30-32, Литер А, библиотека (пом. 1025)