Вместе жили, Родине служили
Острое перо и автомат.
Фронтовою дружбою дружили
Журналист, писатель и солдат.
поэт Александр Жаров
Строки поэта, военного корреспондента А. Жарова, вынесенные в эпиграф, посвящены журналистам-фронтовикам. В годы Великой Отечественной войны военные корреспонденты играли важную роль в освещении событий в тылу и на фронте, вместе с солдатами прошли от Москвы до Берлина и сохранили для будущих поколений память о войне. Сотни журналистов, писателей и фотокорреспондентов добровольцами ушли на фронт: вместе с пехотой атаковали траншеи и дзоты, совершали рейды с танкистами по вражеским тылам, ходили на кораблях и подводных лодках, высаживались с десантами, становились партизанами и подпольщиками. В перерывах между боями писали свои статьи и очерки о героизме воинов, партизан и подпольщиков, тружеников тыла, об их мужестве, стойкости и преданности Родине. Правдивость, предельная точность описываемых событий были одним из главных достоинств корреспонденций, написанных с фронта. Многие из них, отдав материал в редакцию, уходили в вечность, внеся свой вклад в Победу и память о ней.
Эта книга — памятник погибшим журналистам, повесть об их жизни и работе; ее написали те, кто шагал с ними рядом по дорогам войны. Это вместе с тем правдивые рассказы о войне как она есть — без парадности и прикрас, о мужестве и стойкости советских людей, защищавших Родину от фашистского нашествия.
В тяжелый для Отечества час миллионы мирных тружеников стали солдатами, взяли в руки винтовку, штурвал самолета, руль корабля. Солдатами стали и журналисты, и, как солдаты, они тоже шли на подвиг, они тоже отдавали свои жизни за свободу Родины, за победу.
«В редакцию не вернулся» — за этой внешне бесстрастной фразой стояла жизнь и смерть человека, до конца верного своему трудному долгу. Смерть обрывала работу журналиста, но продолжали жить его статьи, очерки, книги, сделанные им фотографии — они сражались за победу.
…Все дальше, в прошлое уходят эти годы и люди, павшие в боях за Родину. Но память о них будет нетленна в сердцах живущих!
На страницах центральных и фронтовых газет уверенно звучал голос военных корреспондентов. Их материалы читали в траншеях и землянках, в цехах военных заводов и в тылу врага, которые поднимали боевой дух солдат и верить в Победу. Нередко в штабы из войск приходили телеграммы: «Пришлите снарядов и газет».
В сборнике о фронтовых журналистах рассказывается о воинах — героях переднего края, о сотрудниках редакций военных газет, корреспондентах и редакторах, поэтах, писателях, художниках, прославлявших своим творчеством тружеников войны. О бесценном опыте фронтовых корреспондентов рассказывается убедительно и со знанием дела. Кроме того, опубликованы материалы и о том, как сотрудники газет сами не раз умело разили врага. Опубликованы снимки фронтовых фотокорреспондентов.
В однотомном издание представлены произведения очерковой и публицистической литературы, написанные во время войны или вскоре после нее. Большинство из них было опубликовано в газетах и журналах, по горячим следам событий, и даются здесь без изменений. Эти произведения были созданы непосредственно на фронте, в боевой обстановке, в редкие часы затишья, или в пору кратковременных приездов писателя в редакцию с линии огня. Авторы рисуют психологические портреты людей армии, и, разумеется, они не прошли мимо бытописания — очерков, вобравших в себя трудное и неповторимое житье-бытье на фронте, те условия человеческого существования, какие диктует война.
В своей книге известный журналист-международник Ю.А. Жуков рассказывает о времени, о романтике первых пятилеток, о героике подвига нашего народа в Великую Отечественную войну. О своих друзьях и соратниках на журналистском пути.
В книге рассказывается о работе советских поэтов и прозаиков Степана Щипачева, Сергея Михалкова, Михаила Матусовского, Марка Лисянского, Александра Исбаха и других во фронтовых газетах «За Родину» (Северо-Западный фронт) и «Фронтовая правда» (2-й Белорусский фронт) в годы Великой Отечественной войны По жанру это, с одной стороны, записки военного журналиста, а с другой — своеобразный рассказ следопыта, сумевшего обнаружить «ниточки», связывающие произведения военных лет с сегодняшним днем.
Во время войны многие известные писатели стали военными корреспондентами, в первую очередь – газеты «Красная звезда»: Константин Симонов, Михаил Шолохов, Андрей Платонов, Александр Твардовский, Борис Полевой, Александр Бек, Валентин Катаев, Илья Эренбург, Василий Гроссман и другие литераторы. С июля 1941 г. по сентябрь 1943 г. — главный редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг.
Ортенберг Давид Иосифович (псевдоним «Вадимов»)(1904—1998) — писатель, редактор, журналист и генерал-майор (с 20.12.1942).
В конце 1943 г. уехал на фронт в действующую армию, был назначен начальником политотдела 38-й армии. Уволен в отставку 29 июля 1950 г. Автор ряда книг о войне. Был составителем сборника «Во имя Родины» издательства «Политиздат», куда включил «Непоколебимое мужество» Василия Гроссмана, очерк «Кровью сердца» Фёдора Самохина, «Кровь, пролитая недаром» Арвида Григулиса и др.
Награждён дважды орденом Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого II степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта» и медалями.
Автор издания продолжает рассказ-хронику «Год 1942», изданную в 1988 году. Повествование о военных событиях ведет Д.Ортенберг, главный редактор газеты «Красная звезда» в которой работали известные писатели Андрей Платонов, Василии Гроссман, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Константин Симонов и многие другие.
В своей книге писатель рассказывает о фронтовых корреспондентах К. Симонове, В. Ставском, В. Кожевникове, Е. Воробьеве, Н. Денисове, П. Трояновском и других, с кем автору довелось работать в армейских газетах и Халхин-Голе, во время советско-финляндского вооруженного конфликта и в годы Великой Отечественной войны. В ней повествуется о самоотверженности и мужестве людей, раскрываются многие грани журналиста, писателя в солдатской шинели.
В своих воспоминаниях автор рассказал о журналистском и писательском подвиге литераторов на фронтах Великой Отечественной — об А. Толстом, М. Шолохове, И. Эренбурге, А. Платонове, К. Симонове, А. Суркове, А. Прокофьеве, Н. Тихонове, В. Катаеве, А. Твардовском, Вс. Вишневском, А. Безыменском, Л. Славине и других.
Он сумел живо обрисовать характеры, поведение и ратный труд литераторов, сотрудничавших в «Красной звезде», обстановку редакционного и фронтового быта, равно как и общий патриотический подъем, героический дух народа. Вклад писателей в победу над фашистами Д. Ортенберг показывает как часть общенародного подвига на полях сражений.
Военные корреспонденты рассказывали о происходящих событиях на полях сражений, о самоотверженности и мужестве людей. Возвращались с полей войны с орденами и медалями, некоторые из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Первым в истории нашей страны военкором — героем стал Сергей Борзенко.

В летописи Великой Отечественной войны военные корреспонденты занимают особое место — между строевыми офицерами и тружениками тыла, между солдатами и политработниками. В их судьбах отразилась вся огромная трагедия и величие народного подвига, и пока живет память о той войне, будут жить и имена тех, кто сохранил ее для потомков — военных корреспондентов, для которых блокнот и автомат были равно привычны, а долг перед Родиной превыше собственной жизни.

Вишневский Всеволод Витальевич (1900 — 1951)

Русский писатель, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Лауреат Государственной премии первой степени (1950).
Участник советско-финляндской войны (1939—1940 гг.) и Великой Отечественной войны, корреспондент газеты «Правда». Участник обороны Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны Вишневский возглавлял оперативную группу писателей при политуправлении Балтфлота.
С 1942 г. до конца блокады оставался в Ленинграде, много ездил по частям Ленинградского фронта, вёл общественно-политическую и литературную работу. Делил с петербуржцами все тяготы блокады, писал листовки, выступал на радио и перед бойцами, отправлявшимися на фронт, в госпиталях, на фабриках и заводах. Он соавтор героической комедии, посвященной защитникам Ленинграда «Раскинулось море широко…», поставленной Ленинградским театром музыкальной комедии в 1942 г. Автор пьесы «У стен Ленинграда», премьера которой состоялась в 1944 г. на сценах Театра Краснознаменного Балтийского флота и сценарист художественно — документального фильма «Ленинград в борьбе» (1942 г.). Вместе с частями Действующей армии Вишневский вошёл в Берлин, стал свидетелем переговоров генерал-полковника В. Чуйкова с генералом от инфантерии Кребсом на предмет капитуляции немецко-фашистских войск, наблюдал за ходом проведения Нюрнбергского трибунала, подробно записывая в свои дневники всё, что происходило в те исторические часы. Награжден орденами Красной Звезды (1942 г.), Красного Знамени (1944, 1945 гг.), медалями «За боевые заслуги» (1940 г.), «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». С 1944 г. писатель жил в Москве, работал редактором журнала «Знамя», трудился над документально-художественной эпопеей «Война», написал историческую пьесу «Незабываемый 1919-й». Известен по романам «Первая Конная», «На Западе бой», «Последний решительный», «Оптимистическая трагедия», «Мы из Кронштадта».
«Я не знаю такого второго писателя, – сказал Н. Тихонов, – который, как Всеволод Вишневский, был словно бы создан для революционных битв и событий мирового масштаба. Если бы не его таланты драматурга и импровизатора, он мог бы быть военным историком, офицером Генерального штаба, политработником…»
Всеволод Вишневский был ярким, своеобразным журналистом, одним из первых радиопублицистов. Обо всём этом и не только в книге журналиста, историка Виктора Хелемендика.
Книга Всеволода Азарова – публициста, драматурга, друга писателя. Вместе они прошли почти всю Великую Отечественную войну, все испытания ленинградского фронта.
В этом издании сильно выражен элемент личный, мемуарный, даже лирический. Но в этом заключается положительная особенность книги. Писатель не хочет писать нейтральными словами о человеке, которого любил, он хочет, чтобы читатели не просто узнали что-то о Всеволоде Витальевиче. но чтобы и они полюбили его.
Документальная повесть о писателе Вс. Вишневском — личности столь же легендарной, как и его произведения. Автор книги знал и видел писателя в самые трудные годы, в годы войны, в дни героической обороны Таллина и прорыва кораблей Балтийского флота от Таллина в Кронштадт — через минные поля, под непрерывными атаками фашистской авиалинии. В осажденном Ленинграде Вишневский стал организатором и душой своеобразного писательского подразделения, игравшего активную роль в военно-патриотической работе на кораблях и в частях Балтийского флота.
В книге публикуется лишь часть «Дневников военных лет», относящихся к Ленинграду, и полностью — последняя, завершающая глава их, — «Капитуляция Берлина», как единственный в своем роде, бесценный документ и подробное свидетельство окончательного поражения Гитлера и его режима. Взятый период из ленинградских дневников печатается с сокращениями, вызванными ограниченным объемом книги. Но все то, что характеризует жизнь и деятельность писателя в эти дни, строго сохранено.
В предлагаемый вниманию читателей сборник писателя вошли ставшие всенародно известными произведения — «Первая Конная», «Мы из Кронштадта», «Оптимистическая трагедия», рассказы, яркие, правдивые очерки о Балтийском флоте, о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, дневниковые записи о капитуляции Берлина.
В сборник вошли пьесы «Первая конная», «Оптимистическая трагедия», «Мы из Кронштадта», «У стен Ленинграда», «Незабываемый 1919-й». Вступительная статья маршала Семёна Михайловича Буденного.
Книга представляет собой пьесу о гражданской войне, написанную в 1932 году. Действие происходит в 1917 году. В морской отряд, которым руководит анархист Вожак, по поручению ЦК партии направляется женщина-комиссар. Ей поручено убедить матросов последовать за большевиками.
Главной пьесой 1949 года стала работа писателя, повествующая о событиях по складывающимся в стране непростым обстоятельствам, случившимся в 1919 году.
За пьесу «Незабываемый 1919-й» постановлением Совета Министров СССР от 8 марта 1950 года В. В. Вишневскому присуждена Государственная премия первой степени.
Исторические дни 1919 года. Над Петроградом нависает угроза иностранной интервенции.
Герман Юрий Павлович (1910 – 1967)
Русский писатель, драматург, киносценарист и журналист.
В годы Великой Отечественной войны Юрий Павлович служил на Севере военным корреспондентом ТАСС и Совинформбюро, Во время налётов фашистской авиации на Архангельск дежурил в здании редакции, тушил зажигалки, которые падали во двор типографии. Совершал полеты из Архангельска в Мурманск, Кандалакшу, по несколько месяцев жил в Полярном, часто и надолго выезжал на передовые позиции Карельского фронта, участвовал в походах на боевых кораблях Северного флота. Много публиковался в газетах, писал очерки и статьи для ТАСС, корреспонденции, заметки, находил время для рассказов, повестей. За годы войны он написал несколько повестей («Би хэппи!», «Аттестат», «Студеное море», «Далеко на Севере») и пьес («За здоровье того, кто в пути», «Белое море»).
В Архангельске Юрий Герман заинтересовался событиями войны русских со шведами. Он находил время просматривать архивные материалы, прочитал немало книг о Петре I на Севере, изучил культуру и быт Петровской эпохи и задумал написать пьесу о бесстрашном кормщике Иване Рябове. В октябре 1943 г. написал пьесу «У самого Белого моря», премьера пьесы, названной впоследствии «Белое море», состоялась на архангельской сцене в октябре 1944 г. Успех вдохновил писателя, и он приступил к работе над романом «Россия молодая», писал это произведение 8 лет. По этому роману был поставлен многосерийный художественный фильм (реж. И. Гурин). Впоследствии Юрием Германом был создан роман-трилогия «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек» и «Я отвечаю за все». В трилогии писателя нашли художественное воплощение его впечатления во время службы на Северном флоте в годы войны.
Написал сценарии к фильмам «Пирогов» (1947), «Дело Румянцева» (1956), «Верьте мне, люди» (1965), «Дай лапу, друг!» (1967).
За заслуги в годы Великой Отечественной войны награждён орденом Красной звезды и медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Советского Заполярья».
В книге критик, поэт, драматург, участник Великой Отечественной войны, военный корреспондент газеты `Ленинский путь` 8-й армии Лев Левин рассказывает о писателе и человеке, с которым тесно дружил почти сорок лет. Эта книга не критический очерк, ибо автор часто обращается к своим встречам с Германом, вспоминает о людях, которые его окружали. Книга состоит из отдельных очерков, связанных общим идейно-тематическим замыслом. В книге один за другим возникают портреты Евгения Шварца, Евгения Петрова, Иосифа Гринберга, Владимира Беляева; особенно талантливо, умно и любовно написан образ Ольги Берггольц. Органически входят в нее очерки: «Жестокий расцвет», во многом посвященный дружбе Ю. Германа с О. Бертгольц, и очерк «На войне, как на войне», работа военным корреспондентом и творчество на Севере.
В сборнике представлены две повести Юрия Германа «Студеное море» и «Аттестат», написанные на Севере в годы войны.
Сборник рассказов Юрия Германа, повествует и о революционной деятельности Дзержинского, и о годах тюремного заключения, ссылках и побегов, и о борьбе с контрреволюционными силами, спекулянтами и бандитами, когда он возглавил важный орган — ВЧК.
В книгу включены три повести: «Далеко на Севере», «Студеное море» и «Аттестат». Повести написаны автором в годы Великой Отечественной войны и посвящены ее героям — офицеру Северного флота Александру Ладынину и экипажу корабля под его командой, врачам, медицинским сестрам и санитарам Карельского фронта, и среди них — Наташе Говоровой.
Исторический роман в 2-х книгах о преобразовании русского государства на рубеже XVII-XVIII веков в эпоху Петра I: строительство российского флота, подготовку к русско-шведской войне, заложение и строительство крепости, а затем и будущей столицы — Санкт — Петербурга. Но самое ценное в романе – это описание характеров и быта простого русского народа. Перед читателем открывается бескомпромиссная картина тех невообразимых испытаний и тягот, через которые прошли наши предки ради воплощения грандиозных замыслов Великого Петра. Эти простые люди продолжали, несмотря ни на что, любить свою страну, землю, на которой жили их предки, были готовы отдать за нее все, и даже свою жизнь.
Первый роман одноименной трилогии. Главный герой, талантливый хирург Владимир Устименко, делает первые шаги в профессии, сразу заявляя свою жизненную позицию: преданность врачебному долгу, «делу» прежде всего. Сам писатель говорил, что он вложил в этот образ все лучшее, к чему стремился сам…
Вторая книга трилогии Юрия Германа. В романе писатель проводит своих героев через суровые испытания Отечественной войны. Молодой врач Владимир Устименко возвращается из заграничной командировки в родной город, когда немцы уже подходят к его стенам. Тяжелый путь проходит Устименко по дорогам войны, верно служит он своему делу — борьбе за спасение человеческих жизней. Рядовой труженицей войны становится мечтавшая стать актрисой Варенька Степанова, пропадает без вести в партизанском подполье тетка Аглая… Широк круг героев романа — от рядового солдата до адмирала. Это роман о подвиге народа, о силе духа народа, победившего фашизм.
Третья книга трилогии про врача Владимира Устименко. Герой возвращается в родной город. Теперь он доктор наук, повзрослевший и опытный, но по сути все тот же романтический юноша, преданный профессии и старым друзьям. У него семья, но… он сам не может себе признаться, что с женой они давно чужие, а самый дорогой ему человек давняя его подруга и одноклассница, которую он спас во время войны.
В этой книге перед читателем проходит один год из жизни следователя Лапшина и полный драматических событий год жизни вора Алексея Жмакина. В борьбе за человека, за его судьбу столкнулись разные силы, и Лапшин побеждает в этой схватке потому, что именно в его позиции выражены нравственные нормы нашего общества.
Гроссман Василий Семёнович (1905 — 1964)
усский писатель и журналист, военный корреспондент, подполковник интендантской службы.
С первых и до последних дней Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Побывал на Белорусском и Украинском фронтах. Во время битвы под Сталинградом находился на Сталинградском фронте, лично участвовал в боях. В 1942 г. в газете «Красная звезда» была напечатана повесть «Народ бессмертен» – первое крупное произведение писателя о Великой Отечественной Войне, в 1943 г. — художественно-документальная книга «Сталинград» и большой очерк «Направление главного удара». Все романы о войне, написанные Гроссманом, основывались на личных обстоятельных наблюдениях хода войны. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?»
После Сталинграда была Курская дуга, Восточная Белоруссия, Польша, а затем – Берлин. Был в числе корреспондентов, первыми ступивших в освобождённые концлагеря Майданек и Треблинка.
За время войны дослужился до подполковника, был награжден орденом Красной звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы».
Автор знаменитой дилогии о Сталинградской битве «За правое дело» и «Жизнь и судьба», повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки», другие военные очерки сложились в книгу 1945 г. «В годы войны». Написал трилогию о Первой мировой войне «Степан Кольчугин».
Под одним переплетом соединены две книги воспоминаний. О сложной писательской судьбе и светлой человеческой личности Василия Гроссмана рассказывают знавшие его не одно десятилетие близкий его друг, поэт и переводчик Семен Липкин и редактор «Нового мира» А. С. Берзер. Ее воспоминания дополнены публикацией ценных документов эпохи, стенограмм обсуждения романа Гроссмана.
В сборник произведений включены избранные очерки и рассказы писателя, среди которых такие, уже вошедшие в золотой фонд военной публицистики, как «Жизнь», «Треблинский ад», «Сталинградская битва», повесть «Народ бессмертен».
В книгу вошли почти все лучшие произведения, созданные писателем за тридцать лет творческой деятельности (`Четыре дня`, `В городе Бердичеве`, `Повесть о любви`, `Тиргартен` и др.). Уважением к человеку, осмыслением глубинных точек человеческой жизни пронизаны рассказы. Их отличает ощущение праздничности бытия при всех его теневых сторонах. Достоинство прозы писателя — богатство и пластичность языка, стремление к афористически насыщенному слову, тонкий психологизм, подлинно высокий драматизм повествования.
Роман-эпопея, огромное по социально-историческому охвату, многоплановое полотно, повествующее об одной из величайших битв в истории — Сталинградской битве, о нераздельности бытия и смерти, о судьбах государства и личности.
Роман пронизывает великая и простая философская идея — жизнь это свобода.
Собрание сочинений в 4-х томах русского писателя и журналиста, военного корреспондента. Впервые в России читателям представляется возможность познакомиться с творчеством писателя практически в полном объеме.
Роман «За правое дело», является первой книгой дилогии (вторая — роман «Жизнь и судьба»). В данном романе отражены события грозных 1941-1942 годов, судьбы государства и личности, неразделенность бытия и смерти.
«Жизнь и судьба» (вторая часть дилогии, первая — роман «За правое дело») — роман-эпопея, посвященный ключевому событию Великой Отечественной войны — Сталинградской битве. Философская идея произведения: жизнь это свобода.
Том 3. Рассказы. Повести. (1931-1945).
В данном томе представлены ранние рассказы писателя, рассказы военных лет, повести. Автор показывает в них нравственную ответственность каждого человека за других людей и за все живое на земле.
Том 4. Повесть. Рассказы. Очерки.
В том вошли рассказы, написанные Гроссманом после войны, повесть «Все течет» и очерки военных лет. Все творчество писателя пронизано темой нравственной сосредоточенности — поступка по совести и поступка против совести, будит беспокойство, не дает заслониться от реальной жизни.
В первом томе можно прочитать рассказ Василия Гроссмана «Тиргартен», в его основе — непосредственные впечатления автора от штурма Берлина.
Роман в двух книгах, рассказывается о молодом рабочем, который приходит в ряды большевистской партии.
В романе «Степан Кольчугин» Василий Гроссман стремится показать, как сложились, как сформировались те вожаки рабочего класса и крестьянства, которые повели за собою народные массы в октябре 1917 года на штурм Зимнего дворца, находясь во главе восставшего народа, свергли власть помещичьего и буржуазного классов и взяли на себя руководство страною. Откуда вышли эти люди, как выросли они в атмосфере неслыханно жестокого угнетения при царизме, попирания всех человеческих прав? Как пробились они к знанию, выработали четкие убеждения, организовались? В чем черпали силу и мужество? Становление С. Кольчугина как большевика изображено В. Гроссманом с необычной реалистической последовательностью, как естественно развивающийся жизненный путь. В образе Степана нет никакой романтизации и героизации.
В книге автор с необыкновенным и равным мастерством рассказывает о поразившей его красоте Армении, об ужасах войны, людских горестях и радостях, о потрясении, испытанном им при виде «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, трогательно повествует о бездомной собаке Пеструшке, которую отправили в космос. О чем бы ни писал этот замечательный писатель, каждое его произведение исполнено сострадания, доброты и понимания.
Иванов Всеволод Вячеславович (1895 — 1963)
Русский писатель и драматург, литературовед, журналист, военный корреспондент.
Во время Великой Отечественной войны — корреспондент газеты «Красная звезда», затем — газеты «Известия». Весной 1943 г. в качестве военного корреспондента отправился на Западный фронт под Вязьму, затем в составе группы писателей на место великого сражения – Орловско-Курскую дугу. Находился на линии фронта во время Курской битвы 1943 г., после опубликовал серию рассказов «На Курской дуге», в которых ему удалось создать яркие образы бойцов, добывших победу в том грандиозном сражении. Вместе с наступающими войсками был в Варшаве, в Щецине, в Берлине. Все увиденное им запечатлевалось в начале в дневниках, а потом появлялось и в периодической печати. Всеволод Иванов был командирован на Нюрнбергский процесс; его корреспонденции «Там, где судят убийц (На Нюрнбергском процессе)» печатались в газете «Известия».
По следам военных событий, написан роман «При взятии Берлина». После войны был председателем приёмной комиссии Союза писателей СССР и выпускной экзаменационной комиссии Литературного института имени А. М. Горького, где ему было присвоено звание профессора.
Получил известность благодаря красочным сочинениям о борьбе за советскую власть на юге Сибири. Создавал фантастические рассказы, сказки, по его пьесам ставили спектакли во МХАТе. Член Союза писателей СССР.
Самое известное, фактически главное произведение писателя повесть «Бронепоезд 14-69», была переведена на иностранные языки, в дальнейшем послужившая основой одноимённой пьесы. Автор: приключенческих повестей на революционные темы — «Партизаны», «Цветные ветра», фантастических произведений (рассказ «Сизиф, сын Эола», романы «Агасфер», «Вулкан» и другие), романа «Голубые пески» и романов «У» и «Кремль», опубликованных после его смерти, автобиографических произведений — «Похождения факира», «Мы идём в Индию», «История моих книг» и других произведений.
Сборник воспоминаний, не претендует на всестороннее освещение жизни, творчества и общественной деятельности писателя. Он преследует цель более скромную: донести до читателей своеобразие его личности, показать великого труженика и блистательного мастера.
Среди тех, кто вспоминает о нём — люди, знавшие его в годы, когда он только начинал писать и не был известен, а также те, с кем он встречался, работал, дружил, когда уже завоевал признание, стал подлинным классиком литературы. Всех авторов сборника роднит единая мысль: Всеволод Иванов — выдающееся литературное явление, необычный талант, необыкновенный человек.
Эта книга составлена по материалам, отобранным из обширного литературного наследия известного советского писателя Вс. Иванова. Она вводит читателя в мир творческих исканий художника, его размышлений о писательском мастерстве, «о времени и о себе», передает атмосферу литературной жизни и событий истории минувших лет.
Особый раздел посвящен переписке с А.М. Горьким, дающей представление как о взаимоотношениях двух писателей, так и о литературном процессе 20-30-х годов.
В прижизненное издание автора вошли: роман «Пархоменко» — о революционере и красном комдиве Александре Пархоменко. Образ Александра Пархоменко позволил автору представить широкое эпическое повествование, говорить о судьбах всего русского народа.
И самое знаменитое произведение — повесть «Бронепоезд 14-69», действие которой проходит в 1919 году на железной дороге, ведущей из Иркутска во Владивосток.
Пьеса«Бронепоезд 14-69» была написана в 1927 году и явилась инсценировкой одноименной повести, написанной и опубликованной шестью годами ранее, с успехом шедшая во многих театрах страны.
В книгу вошли избранные произведения выдающегося писателя: встречи с Максимом Горьким, рассказы «Мрамор», «К своим» и другие, повести и романы, статьи, в том числе эмоциональной силы очерки «Там, где судят убийц (На Нюрнбергском процессе)». Эти очерковые записи ценны тем, что написаны очевидцем и в них дается общий фон того грандиозного события.
Сборник пьес писателя, драматурга Всеволода Иванова. В него вошли пьесы: «Бронепоезд 14-69», «Блокада», «Голуби мира», «Защита «Кабиля», «Ломоносов».
В издание вошли произведения о гражданской войне и Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Здесь и ставшая классической повесть «Бронепоезд 14–69» и очерки 1941–1945 гг. («Мое отечество», «Сердце страны», «Час расплаты», «На Курской дуге» и др.), и рассказы о беззаветном мужестве и стойкости советских патриотов («К своим», «Быль о сержанте» и др.), и произведения о далеком прошлом («При Бородине», «Близ старой Смоленской дороги»), в которых писатель как бы устанавливает преемственность героических традиций русского народа. Военные рассказы и очерки Вс. Иванова переносят читателя из одной исторический эпохи в другую, неизменно вызывая глубокие раздумья об ответственности каждого гражданина за судьбы Родины, за судьбы всего народа.
Сборник избранных произведений писателя и драматурга составили лучшие прозаические произведения последних двадцати лет его жизни, в которых отразились стилевые искания и философские размышления писателя.
Большинство из них было опубликовано уже после смерти Иванова.
Двухтомник включает наиболее значимые произведения Вс. Иванова, созданные им в течение всей жизни.
Том первый составляют произведения так называемого «фантастического» цикла и примыкающие к ним. Открывается том первой частью автобиографического романа «Похождения факира» — «Факир подходит к цирку», затем следуют фантастические повести и рассказы 20-50-х годов и роман «Эдесская святыня».
Во второй том входят ранние произведения Вс. Иванова «Партизаны», «Бронепоезд 14-69», рассказы 20-30-х годов из циклов «Седьмой берег» и «Тайное тайных»; завершает том роман «Вулкан».
Романы «Кремль» и «У» написаны писателем один за другим в конце двадцатых — самом начале тридцатых годов, опубликованы они были только в 1980-е годы. Автор считал, что перемены в социальной жизни требуют совершенно нового способа выражения.
Нагибин Юрий Маркович (1920 — 1994)
Российский писатель журналист и прозаик, военный корреспондент, сценарист, автор мемуаров.
В 1940 г. в журнале «Огонек» был напечатан первый рассказ Юрия Нагибина «Двойная ошибка», и в том же году он был принят в Союз писателей. Когда началась Великая Отечественная война, студентов и преподавателей ВГИКа , где он учился, эвакуировали. Нагибин остался в Москве и записался добровольцем в армию. Он хорошо знал немецкий язык, поэтому попал по распределению в Политическое управление сначала Волховского, а затем Воронежского фронта, в отдел контрпропаганды, где занимался разбором вражеских документов, выпускал пропагандистские листовки, вел радиопередачи. В то же время он участвовал в боях на Воронежском и Волховском фронтах. После тяжёлой контузии в бою в 1942 г. работал до конца войны специальным корреспондентом газеты «Труд». Как военный корреспондент участвовал в битве за Сталинград, в освобождении Минска, Вильнюса и Каунаса. В газете «Труд» публиковал свои рассказы о войне. Часть из них вошла в сборник «Человек с фронта», который напечатали в 1943 г. После войны Юрий Нагибин продолжал работать журналистом, публиковался в московских и региональных газетах, много путешествовал по стране. К литературному творчеству Нагибин вернулся в начале 1950-х годов. Он опубликовал рассказы «Зимний дуб», «Четунов, сын Четунова», «Трубка». Затем вышли сборники «Человек и дорога», «Чистые пруды» и «Ранней весной». Нагибин стал одним из самых популярных прозаиков тех лет. По его произведениям снимали фильмы («Ночной гость», «Трудное счастье», «Братья Комаровы»). Писал сценарии для фильмов «Девочка и эхо», «Бабье царство», «Председатель», «Дерсу Узала» (вместе с Акирой Куросавой) и многих других.
Книгу Ю. Нагибина составляют рассказы, написанные в 50-е годы («Бой за высоту», «Второй эшелон», «Путь на передний край», «Ранней весной», «Человек и дорога», «Костыли», «Школа для взрослых», «Веймар и окрестности», «Вечер в Хельсинки», «На плоту», «В апрельском лесу»).
В сборник писателя вошли повесть «Павлик» и ряд военных рассказов о мужестве советского человека («Человек с фронта», «Бой за высоту», «На Хортице» и другие), проявленном в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Созданные в разное время, они развивают одну тему — сходность судеб, духовная общность и преемственность поколений.
Писатель вел дневник с 1942 по 1986 год. Через несколько дней после того, как он передал рукопись издательству, его не стало. Перед нами своеобразная автобиография Ю.М. Нагибина, носящая глубоко исповедальный характер.
Антифашистская повесть «Тьма в конце туннеля» оказалась последним произведением Ю. Нагибина. Еженедельник «Литературные новости» принял ее к публикации еще при жизни автора, и гранки первых глав он правил собственной рукой. Это произведение биографично и исповедально даже в большей степени, чем прежние произведения автора. В сборник входят также повесть «Моя золотая теща» и роман «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя».
Книга рассказов о Москве посвящена 850-летию столицы. «Московская книга» — это попытка систематизировать, по словам автора, все , что он написал о Москве за полстолетия. Это автобиографические рассказы, просто рассказы, очерки, литературные портреты земляков.
В книгу известного русского писателя и сценариста Юрия Марковича Нагибина вошли произведения, ставшие основой популярных кинофильмов, центральное место в которых занимают человеческие отношения, вера в доброту людей. Среди них социальный кинороман «Председатель» (одноименный фильм снят в 1964 году) о послевоенной сельской жизни, а также «Бабье царство», «Директор» и др.
В сборник вошли произведения Ю. Нагибина, разнообразные по тематике — повести: «Встань и иди», «Бунташный остров», «Поездка на острова», «Эх, дороги», «Морелон», «Лунный свет», «Река Гераклита»; рассказы: «Терпение», «Другая жизнь».
Данное издание является сборником разных произведений Ю. Нагибина. Это повести «Заступница», «День крутого человека»; рассказы «Огненный протопоп», «Учитель словесности», «Беглец», «Надгробье Кристофера Марло», «Сон о Тютчеве» и другие; эссе «Пушкин на юге», «Сергей Тимофеевич Аксаков», «Иннокентий Анненский» и другие; а также очерки «По пути в бессмертие», «Ими распорядился тридцать седьмой год» и рецензия «Самый страшный роман Андрея Платонова».
На страницах книги Ю. Нагибина в историко-биографических произведениях предстают образы известных деятелей мировой культуры. Читатель узнает о тайной любви А.С. Пушкина, причинах самоубийства П.И. Чайковского, об интимной жизни Августа Стриндберга. Вячеслав Шугаев так говорил об авторе: «В произведениях Нагибина главным является личная боль, творческая и гражданская, нашедшая выход в соприкосновении с той или иной биографией знаменитого человека».
Сборник блестящих рассказов, посвященных человеческим и литературным судьбам русских писателей. Юность Бунина и крестный путь Мандельштама, трагические истории Платонова и Велимира Хлебникова, воспоминания о Галиче… В произведениях Юрия Нагибина эти очень разные мастера слова предстают перед читателем как живые.
Смирнов Сергей Сергеевич (1915 — 1976)
Русский писатель, прозаик, драматург, публицист, журналист, редактор, радио- и телеведущий, общественный деятель.
В июне 1941 г. вступил добровольцем в один из московских истребительных батальонов. Окончил школу снайперов в Москве и зенитное училище в Уфе, после чего получил звание лейтенанта. С февраля 1943 г. участник Великой Отечественной войны (Северо-Западный фронт), а с июля – военный журналист, специальный корреспондент газеты «Мужество» 27-й армии Воронежского фронта. Принимал участие в боевых действиях на Северо-Западном фронте, 1, 2 и 3-м Украинских фронтах. Выезжал в действующие подразделения и давал в газету оперативную информацию, рассказывающую о подвигах отличившихся воинов. Сергей Сергеевич награжден двумя орденами «Красной Звезды» (1944, 1945 гг.) и медалями «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны продолжил службу, работая редактором в Воениздате. Уволен из армии в 1950 г. в звании подполковника.
Много сделал для увековечения памяти героев войны. Его выступления в печати, на радио и телевидении, в популярном телеальманахе «Подвиг», внесли огромный вклад в поиск пропавших в годы войны и её неизвестных героев. Теме войны посвящены его книги: «На полях Венгрии», «Сталинград на Днепре», «В поисках героев Брестской крепости», «Были Великой войны», «Семья» и др.
Он первый рассказал миру о подвиге Брестской крепости. Благодаря активной позиции писателя многие герои Брестской крепости и участники Великой Отечественной войны были реабилитированы. За книгу «Брестская крепость» С.С. Смирнов в 1965 г. был удостоен Ленинской премии, награждён орденом Ленина.
Документальная книга о героических защитниках Брестской крепости. Брестская крепость одной из первых приняла на себя удар войск нацистской Германии в июне 1941 года. Больше месяца сражались ее защитники, предпочитая умереть, но не сдаться врагу. Впереди было еще четыре года страшной войны. Доблесть защитников крепости стала лишь одним из эпизодов той героической борьбы, символом веры в победу.
В 1954 году автор сделал общеизвестными факты тех дней, разыскал оставшихся в живых защитников крепости. Свои поиски Смирнов описал в книге, за которую в 1965 году был удостоен Ленинской премии. Издание снабжено фотоматериалами, предоставленными мемориальным комплексом «Брестская крепость-герой».
Автор в течение многих лет разыскивал материалы о героях Великой Отечественной войны. Результаты поисков и составляют это издание. В него вошли хорошо известные «Рассказы о неизвестных героях», несколько рассказов из «Брестской крепости» и художественный очерк писателя «Маршал-солдат».
Повесть посвящена бессмертному подвигу подпольщиков г. Малин (Житомирская область), их неравной борьбе с немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны.
Эта книжка такого же «документального» жанра, что и книга «Герои Брестской крепости». Каждый из рассказов, содержащихся в ней, мог быть превращен в повесть или даже роман. Но автор остался при своем мнении и хочет прежде всего рассказать читателю о том, что было на самом деле, и о тех неизвестных героях, которые были. Потому тут нет вымысла, и все, о чем рассказывается, происходило в жизни.
В первый том собрания сочинений входят документальная повесть «Брестская крепость» и пьеса «Крепость над Бугом». Отмеченная Ленинской премией книга «Брестская крепость» воссоздает картину обороны крепости — один из самых волнующих эпизодов Великой Отечественной войны. Писатель рассказал о том, как разыскивал оставшихся в живых защитников крепости, как устанавливал имена погибших, повествует о своих послевоенных встречах с участниками обороны. Пьеса «Крепость над Бугом» посвящена той же теме.
Во второй том собрания сочинений вошли его «Рассказы о неизвестных героях». Автор в течение многих лет разыскивал материалы о героях Великой Отечественной войны. Результаты поисков и составили основу этой книги.
В третий том вошли произведения: «Сталинград на Днепре», «На полях Венгрии», «Люди, которых я видел» (пьеса).
Стаднюк Иван Фотиевич (1920 — 1994)
Русский прозаик, сценарист, драматург и военный журналист.
Участник Великой Отечественной войны. Во время войны – политрук, гвардии майор, сотрудник фронтовых газет, с июня 1942 г. начальник отдела армейской газеты «Мужество» (27-й армии). Часто выезжал на передовую, писал заметки и очерки на героические темы, о подвигах и мужестве солдат и офицеров. Воевал на Западном, Северо-Западном, Степном, 1-м Украинском, 2-м Украинском, 3-м Украинском и 4-м Украинском фронтах. Иван Стаднюк участвовал в боях, был трижды ранен. За героизм и мужество, проявленные на войне, награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После окончания войны остался в армии и продолжил работу военного корреспондента, писал сценарии, повести и рассказы, главной темой в которых оставалась война. В 1958 г. в звании полковника оставил военную службу, чтобы заняться писательством.
Иван Стаднюк написал немало хороших книг, среди которых особое место занимает незавершенная эпопея «Война» (в 1983 году роман удостоен Государственной премии СССР), романы романы «Люди не ангелы», «Москва 41-й», мемуары «Исповедь сталиниста», повесть «Человек не сдается», сценарий фильма «Максим Перепелица», драмы «Горький хлеб истины» (была в репертуаре Академического театра Советской Армии), «Ключи от неба» и другие произведения.
Роман «Война» — широкое эпическое полотно, воссоздающее, картины народной жизни в предвоенное время и в период Великой Отечественной войны. Опираясь на исторические события, писатель показывает героизм советских воинов на полях сражений Белоруссии, а также освещает деятельность ставки Верховного командования.
Повесть о первых днях и месяцах войны, об испытаниях, через которые проходит выпускник военного училища Петр Маринин.
Автор собрал в этом однотомнике свои ранние произведения. В них изображаются боевые дела советских воинов на разных этапах Великой Отечественной войны и с присущим писателю юмором повествуется о становлении солдатских характеров в мирных условиях.
По трем повестям в конце 50-х — начале 60 -х годов были сняты известные художественные фильмы (`Человек не сдается`. `Максим Перепелица` и `Ключи от неба`).
Веселого парня, деревенского шутника и балагура Максима Перепелицу призывают на службу в армию. Но и там, пытаясь избежать трудностей армейской жизни, он пытается ловчить. Однако открытый добродушный нрав, настоящий характер заставляют парня переосмыслить происходящее с ним. На побывку в родное село, где его дожидается любимая, Максим приезжает в звании младшего сержанта.
Обо всём этом и не только в этой книге.
Роман исповедь о крестьянах, о земле, на которой они живут, познавая в сложностях социальных изломов смысл бытия. Поэтическая, лирико-комедийная и во многом трагическая драматургия дилогии, сотканная из непростых судеб героев, покоряет яркостью и достоверностью их характеров, живостью жанрово-бытовых сцен, красками украинского пейзажа, наполненностью философских раздумий.
В четвертый том собрания сочинений вошли: третья, завершающая книга романа «Война» (книга раскрывает противоборство Красной Армии наступающим гитлеровским войскам в районе Смоленска в июле 1941 года), рассказы разных лет, драма «Горький хлеб истины», созданная писателем по мотивам повести «Плевелы зла», и публицистические статьи, в которых автор рассуждает об истоках творчества, о становлении писателя, о верности им своей теме, о назначении человека — любить и защищать Родину.
В пятый дополнительный том вошел роман «Москва, 41-й», в котором отражены грозные события лета и начала осени 1941 года.
Успенский Лев Васильевич (1900 — 1978)
Русский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик, журналист, военный корреспондент. Член Союза писателей СССР.
С первых дней Великой Отечественной войны и до ноября 1945 г. Успенский служил в армии, работал военкором фронтовой газеты.
В июне 1941 г. был направлен в Лебяжье – в Ижорский укрепленный район, где располагались оборонительные рубежи Кронштадта, на которые были брошены большие силы артиллерии и авиации немцев. В январе 1943 г. вместе со Всеволодом Вишневским командирован на правый берег Невы, постоянно бывал на передовой, был свидетелем героической обороны осаждённого Ленинграда, очевидцем прорыва блокадного кольца в январе 1943 г. С 1944 г. следовал за наступающими частями Советской Армии по Восточной Европе. Лев Успенский был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда». Осенью 1945 г. был демобилизован и вернулся в Ленинград, занялся любимым делом — написанием книг и популяризацией русского языка.
Ещё в конце 30-х. г. Лев Успенский написал две книги по древнегреческой мифологии: «12 подвигов Геракла» и «Золотое руно» (позднее книги вышли под общим названием «Мифы Древней Греции». В 1939 г. был напечатан исторический роман «Пулковский меридиан» о событиях Гражданской войны, который Успенский написал в соавторстве с военным экспертом Георгием Караевым. В 1955 г. вышел ещё один совместный роман — «Шестидесятая параллель» о блокаде и обороне Ленинграда. В марте 1970 г. — автобиографическая книга писателя «Записки старого петербуржца», в которой с нежностью, теплотой и любовью написал про ушедший быт старого Петербурга, затем две его фантастические повести — «Эн-два-о плюс икс дважды» и «Шальмугровое яблоко».
Лев Успенский выступал как публицист и переводчик, писал научно-популярные книги по географии, геологии и археологии, но, говоря о нём, в первую очередь нужно, конечно, назвать книги, посвящённые языку. Первой и самой известной книгой по языкознанию стало «Слово о словах», изданное в 1954 г., второй книгой писателя, посвящённой языку, стала книга «Ты и твоё имя», за нею последовали этимологический словарь школьника «Почему не иначе?», «Имя дома твоего. Очерки по топонимике», «Загадки топонимики», «По закону буквы». Все эти издания внесли огромный вклад в исследование русского языка и популяризацию знаний о нем.
Роман освещает исторические события 1919 года. События развертываются в Ленинграде, на фронтах, на берегах Финского залива, в тылах противника под Лугой. Много героических эпизодов и интересных приключений найдет читатель в этом романе.
Издание «Шестидесятая параллель» как бы продолжает уже известный читателю роман «Пулковский меридиан», рассказывая о событиях Великой Отечественной войны и об обороне Ленинграда в период от начала войны до весны 1942 года.
Многие герои «Пулковского меридиана» перешли в «Шестидесятую параллель», но рядом с ними действуют и другие, новые герои — бойцы Советской Армии и Флота, партизаны, рядовые ленинградцы — защитники родного города.
События в романе развертываются в Ленинграде, на фронтах, на берегах Финского залива, в тылах противника под Лугой.
Книга воспоминаний коренного петербуржца. Документальный и по своему лиричный образ города на Неве через призму детства, юности и зрелости. Воочию виден величественный образ Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Автор пишет также о своем творчестве и своих друзьях и приятелях.
Эта книга – одно из самых известных детских изданий древнегреческих мифов. Авторы пересказали для детей цикл древнегреческих мифов о Язоне и о Геракле. Мифы созданы не каким-нибудь одним человеком — их на протяжении долгих веков творил, изменял, поправлял великий художник — греческий народ. В них он воплощал все, что было ему в те давние дни известно о мире, все свои заветные чаяния, свои огорчения и надежды. И мало-помалу мифы эти стали сокровищницей великолепных образов, прекрасными произведениями искусства.
Это издание объединяет две популярные книги очерков о языке. «Слово о словах» — самая знаменитая и популярная книга Льва Успенского в жанре занимательного языкознания. Вы познакомитесь с историей происхождения русского языка, его свойствами. Книга читается как увлекательный роман, главный герой которого — слово. А слова составляют язык.
«Ты и твое имя» — изложение элементарных основ ономатологии — одного из малоизвестных разделов языковедения — науки о личном имени человека.
Книга даст читателю пищу для размышлений о языке и речи. Автор касается глубинных и одновременно важнейших практических явлений языка и речи.
Шолохов Михаил Александрович (1905 — 1984)
Русский писатель, общественный деятель, журналист и киносценарист, военный корреспондент , полковник, лауреат Нобелевской премии по литературе (1965), Cталинской премии первой степени (1941), Ленинской премии (1960), действительный член АН СССР (1939), член Центрального комитета КПСС (1961), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980).
В 1941 — 1945 гг. служил военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Выполняя задания редакций, в годы войны находился в действующей армии: на Западном, Южном, Юго-Западном, Сталинградском, 3-м Белорусском фронтах. В 1941 г. ему было присвоено воинское звание полковой комиссар, а войну он закончил в звании полковника. В военные годы он не раз встречался на передовой с бойцами, командирами, присутствовал на допросе военнопленных немцев. Видел смерть, кровь, пожары, разрушенные города и деревни. В начале 1942 г. чудом остался жив в аварии военного самолёта, в июле 1942 от осколков фашистской бомбы погибла мать писателя. В войну он потерял многих друзей по профессии и земляков. И всё это нашло отражение в его очерках: «По пути к фронту», «На юге», «На смоленском направлении», «Военнопленные», «Гнусность» и др. В июне 1942 г. в газете «Правда» вышел рассказ «Наука ненависти», а в мае 1943 г. «Правда» и «Красная Звезда» опубликовали в нескольких номерах первые главы романа «Они сражались за Родину». В первые послевоенные годы были опубликованы несколько публицистических текстов патриотической направленности («Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др.). В 1956 — рассказ «Судьба человека», а в 1949 и 1969 — еще несколько отрывков из недописанного романа «Они сражались за Родину». За участие в Великой Отечественной войне писатель награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне». В 1965 г. Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе за роман «Тихий Дон», которую передал в Фонд обороны СССР.
Во втором, значительно дополненном издании книги, посвященной 70-летию Михаила Шолохова, доктор филологических наук Александр Хватов подробно исследует творчество этого выдающегося писателя. Автор показывает воздействие шолоховского творчества на литературный процесс нашего времени, раскрывает мировое значение писателя.
Цель книги — создать у читателей живое представление о личности писателя, рассказать о том, как создавались его великие произведения — романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», рассказ «Судьба человека». Ярко поведано в ней о гражданском подвиге М.А. Шолохова. Слово писателя всегда подкреплялось делом, активным участием в судьбах страны, честным служением народу.
Больше двадцати лет этот писатель был в Германии популярней, чем Эрих Мария Ремарк. Больше двадцати лет его имя не сходило со страниц английских газет и журналов: число рецензий на его книгу порой превышало сотню в день. Ни один русский писатель не достиг так быстро мировой славы, как он. Постоянными спутниками его жизни были зависть и клевета. Имя этого человека — Михаил Шолохов. Автор книги рассказывает о загадочной, полной драматизма судьбе писателя.
Автор издания В.О. Осипов, лауреат Всероссийской Шолоховской премии, был знаком с писателем более двадцати лет, не раз бывал у него в Вешенской. Эта книга основана на многолетних изысканиях, архивных документах, а также личных впечатлениях. Автор попытался воссоздать жизнь великого писателя в хронологической последовательности.
Роман «Огонь в степи» является художественным произведением, главный герой которого — великий русский писатель ХХ века Михаил Александрович Шолохов, написан не только как исторический персонаж, но и как отраженный в сознании русских людей образ, овеянный многими легендами. Автор изобразил внутренний мир великого писателя, показал его как живого человека. Он стремился следовать исторической правде о Шолохове, но использовал и естественные для искусства элементы художественного вымысла, не противоречащие подлинным реалиям.
Героическому подвигу народа в Великой Отечественной войне посвящается книга. В нее вошли главы из романа «Они сражались за Родину» и рассказ «Судьба человека».
В издание входит роман М.А. Шолохова «Поднятая целина», запечатлевший эпоху коллективизации, крушение старых и рождение новых форм жизни, и рассказ «Судьба человека» — о величии, силе и красоте души обыкновенного русского солдата.
В сборник помещены главы из романа «Они сражались за Родину», рассказы «Наука ненависти» и «Судьба человека», а также военные очерки. Главы из романа «Они сражались за Родину» и рассказ «Судьба человека» публикуются по тексту издательства «Современник», 1971 г. Рассказ «Наука ненависти» и очерки — по тексту собрания сочинений М. Шолохова, выпущенного издательством «Художественная литература» в 1965-1969 годах.
Полувековой путь крупнейшего писателя XX века М.А. Шолохова, его неразрывная связь с жизнью страны и литературы представлены в книге «Россия в сердце», куда вошли и новые материалы, не публиковавшиеся в собраниях сочинений.
В книгу русского писателя, лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова входят произведения: «Родинка», «Тихий Дон» (книга IV, ч. VIII), «Наука ненависти».
В сборник вошли очерки, фельетоны, выступления, написанные М.А. Шолоховым более чем за полвека его творческой деятельности.
Выставку дополняет книжная экспозиция по адресу: набережная канала Грибоедова, д. 30-32, Литер А, библиотека (пом. 1025)