Документы, гарантирующие общие права инвалидов
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Закрепляет право каждого гражданина страны, в том числе лиц с инвалидностью, на образование. «Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование» (в ст.4З п.3).
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России. В ст. 1 Закона дается определение понятия инвалида, ребенка-инвалида «инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ребенок-инвалид — инвалид в возрасте до 18 лет.».
В ст. 19 говорится о поддержке получения инвалидами образования и гарантиях создания необходимых условий для его получения.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Направлен на обеспечение права каждого человека на образование в течение всей жизни с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
В статье 2 Закона вводятся понятия:
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- адаптированная образовательная программа (АОП) — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Статья 36 устанавливает категории обучающихся с инвалидностью, которые имеют право на получение государственной социальной стипендии и условия ее назначения.
Статья 79 раскрывает вопросы организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов)
— определено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее – ИПР, ИПРА);
— введено понятие специальных условий, необходимых для получения образования обучающимся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов)под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов)включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов).
4. «Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости до 2030 года» (утв. заместителем председателя Правительства РФ Т. Голиковой от 10.04.2023 № 3838п-П8). Устанавливают задачи в сфере инклюзивного образования до 2030 г.
Документы, регламентирующие присвоение статуса «инвалид», работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья
5. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 03.02.2025) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025).
Постановление регулирует порядок признания гражданина инвалидом на основании медико-социальной экспертизы. В документе изложены условия, процедура направления, проведения и переосвидетельствования экспертизы, а также порядок обжалования решений бюро МСЭ.
«Условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мероприятиях и услугах по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
Одновременно в зависимости от структуры и степени стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, определяется целевая реабилитационная группа (несколько целевых реабилитационных групп при сочетании нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности).
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается сроком на 1 год, 2 года, 5 лет, до достижения гражданином возраста 14 лет либо 18 лет.
Одновременно в зависимости от структуры и степени стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, определяется целевая реабилитационная группа (несколько целевых реабилитационных групп при сочетании нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности)».
6. Приказ Минпросвещения России от 01.11.2024 N 763 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2024 N 80240).
Документ утверждает Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), регулирующее порядок её организации и деятельности. Цель комиссии — своевременное выявление детей с особенностями физического, психического развития и отклонениями в поведении, проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования, подготовка рекомендаций по обучению и воспитанию, а также уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
7. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
Документ направлен на создание специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогический консилиум (ППк) — это коллегиальный консультативный орган образовательной организации, обеспечивающий комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, включая диагностику, коррекцию, адаптацию и социализацию детей с особыми образовательными потребностями. Положение определяет функции, задачи и порядок работы ППк, включая разработку индивидуальных образовательных программ и рекомендаций для создания специальных условий обучения. Документ также регламентирует участие родителей (законных представителей) в работе консилиума.
Документы, регламентирующие создание доступной среды
8. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда».
В рамках реализации Программы обеспечивается:
- развитие безбарьерной среды, повышение информированности инвалидов о вопросах, связанных с обеспечением доступности объектов и услуг;
- обеспечение выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий, для инвалидов по зрению, в том числе рельефно-точечным шрифтом Брайля, плоскопечатным крупно-шрифтовым способом;
- обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги;
- оказание адресной поддержки лиц с ОВЗ, включая их обеспечение техническими средствами реабилитации;
- создание условий для профессионального развития лиц с ОВЗ;
- развитие адаптивной физической культуры и спорта.
9. Приказ Минобрнауки России от 25.04.2025 N 384 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере науки и высшего образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2025 N 82198).
Обеспечение условий доступности объектов в целях доступа к месту предоставления услуги:
- инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами;
- возможность самостоятельного или с помощью работников объектов передвижения по территории, входа в объекты и выхода из них;
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и/или с помощью работников объектов;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, по территории объекта;
- надлежащее размещение носителей информации, в том числе дублирование необходимой информации, знаками, выполненными шрифтом Брайля;
- допуск на объекты собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
- наличие площадки для выгула собаки-проводника (при необходимости);
- оказание необходимой помощи в преодолении барьеров.
Обеспечивается создание условий доступности для инвалидов услуг:
- оказание помощи, для получения в доступной для них форме информации;
- адаптация официального сайта для лиц с различными нозологиями;
- размещение оборудования и носителей информации с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, знаками, выполненными шрифтом Брайля;
- предоставление услуг ассистента (помощника), тьютора, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика);
- иные условия для получения услуги.
Организации, предоставляющие услуги, проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
В приказе вводятся показатели оценки уровня доступности объектов и услуг. требование к включению мероприятий по обеспечению доступности в планы капитального ремонта, реконструкции, закупок и проектной документации и др.
10. Приказ Минобрнауки России от 02.12.2015 № 1З99 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования».
В разделе 1 «дорожной карты» (Приложение к Приказу) определено, что целями реализации «дорожной карты» являются:
- создание условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования, а также оказание им при этом необходимой помощи;
— установление показателей, позволяющих оценивать степень доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования; - оснащение объектов приспособлениями, средствами и источниками информации в доступной форме, позволяющими обеспечить доступность для инвалидов предоставляемых на них услуг.
- Для достижения заявленных целей «дорожной картой» в Приказе предусмотрен перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
11. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.08.2023 N 1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации».
В п.13 говорится о том, что подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда» должен содержать информацию:
- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ:
- о специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ:
- об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ;
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ.
12. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
В п.13 подпункте ж) Постановления говорится о том, что, при реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ образовательные организации обеспечивают реализацию образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Документы, регламентирующие профессиональную ориентацию и организацию приемной кампании и вступительных испытаний
13. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ (Приложение к Постановлению) направлено на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально психологической защиты граждан.
В свете данного Постановления Минобрнауки России разработало ряд документов, направленных на дальнейшее развитие образования и профессиональной ориентации:
- Письмо Минобрнауки России от 18.05.2017 № 06-517 «О дополнительных мерах» вместе с документами:
- Методические рекомендациями «О порядке организации приемной кампании лиц с ОВЗ и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения» (Приложение 1);
- «Методические рекомендациями по организации приемной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения (Приложение 2);
- Письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023 «О методических рекомендациях», вместе с:
- «Методическими рекомендациями по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения» (Приложение 1);
- «Методическими рекомендациями «О внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (Приложение 2).
В Методических рекомендациях рассмотрены организационные вопросы работы с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ, создания безбарьерной среды, материально -технического обеспечения образовательного процесса, адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ, организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, комплексного сопровождения образовательного процесса и здоровьесбережения.
- Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательные организации высшего образования (утв. Минобрнауки России 29.06.2015 № АК-1782/05).
Методическими рекомендациями определены особенности взаимодействия с различными группами абитуриентов-инвалидов и лиц с ОВЗ (Раздел З), особенности проведения профориентационной работы и организации приема документов у таких лиц (Раздел 4) и особенности проведения для них вступительных испытаний (Раздел 5).
Установлено, что продолжительность вступительного испытания для поступающих инвалидов и лиц с ОВЗ увеличивается по решению вуза, но не более чем на 1,5 часа.
При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение специальных требований, учитывающих с особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья поступающих из числа лиц с ОВЗ и инвалидов (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, лиц с общим заболеванием).
14. Письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ОВЗ».
В Письме определено, что образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ является обязанностью указанных образовательных организаций, и лицу с ОВЗ не может быть отказано в приеме на основании того, что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования.
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются АОП, а для инвалидов также в соответствии с ИПРА. При наличии в ИПРА указания на возможность (рекомендацию) получения среднего профессионального и (или) высшего образования инвалиду не может быть отказано в приеме на обучение по таким программам на основании того, что в индивидуальной программе реабилитации не указаны конкретные учебные заведения или конкретные специальности (направления подготовки).
15. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2019 N 602 «Об утверждении порядка приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования».
- на подготовительные отделения принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (п.3, подпункт 2);
- вступительные испытания должны проводиться с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей лиц с ОВЗ и инвалидов (п. 27):
- должны обеспечиваться условия для беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и ОВЗ в помещения образовательной организации (п. 28);
- вступительные испытания проводятся в отдельных аудиториях с уменьшенным числом участников (при сдаче письменных испытаний – 12 человек, устных – 6 человек) с возможностью присутствия ассистента (п. 29);
- по решению организации возможна увеличенная продолжительность вступительных испытаний до 1,5 часа дополнительно (п. 30):
- предоставление информации о порядке вступительных испытаний доступной форме (п. 31):
- предоставляется возможность использования техническими средствами, необходимыми им в связи с индивидуальными особенностями (п. 32);
- создание дополнительных условий в зависимости от вида инвалидности — для слепых (шрифт Брайля, ассистент, компьютер с программным обеспечением), слабовидящих (увеличенный шрифт, освещение), глухих и слабослышащих (звукоусиливающая аппаратура, сурдопереводчик), слепоглухих (тифлосурдопереводчик), лиц с нарушениями речи (письменная форма испытаний) и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (компьютерное обеспечение, устная форма испытаний) (п.33);
- создание указанных специальных условий осуществляется на основании заявления о приёме с подтверждением необходимости (п. 34).
Возможно проведение вступительных испытаний для лиц с инвалидностью и ОВЗ с использование дистанционных технологий (п. 35).
16. Приказ Минобрнауки России от 27.11.2024 N 821 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2024 N 80379).
Инвалиды (в том числе дети-инвалиды) могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией самостоятельно (в том числе поступающие на базе профессионального образования).
Поступающему по решению Организации начисляются баллы за наличие статуса победителя (призера) национального и (или) международного чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (п.55).
Поступающие инвалиды (в т.ч. дети-инвалиды) при намерении сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые Организацией самостоятельно (по программам бакалавриата и программам специалитета), — подают документ, подтверждающий инвалидность (п.77), а при необходимости создания специальных условий, документ, подтверждающий инвалидность или ОВЗ, требующие создания указанных условий (п.74).
В разделе III Приказа определены условия проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ОВЗ в очном режиме, обеспечиваемые им на основании личного заявления о приёме, содержащего сведения о необходимости создания специальных условий:
- обеспечение беспрепятственного доступа поступающих с ОВЗ в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;
- проведение испытаний в отдельной аудитории;
- число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории (при сдаче вступительного испытания в письменной форме — не более 12 человек; в устной форме — не более 6 человек).
- опускается присутствие в аудитории большего числа поступающих с ОВЗ, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания);
— увеличение продолжительности вступительного испытания по решению организации, но не более чем на 1,5 часа; - предоставление в доступной форме информации о порядке проведения испытаний;
- возможность использования необходимых технических средств;
- возможность присутствия ассистента.
Обеспечивается выполнение дополнительных требований к условиям проведения вступительных испытаний в зависимости от индивидуальных особенностей, поступающих с ОВЗ (слепых, слабовидящих, глухих и слабослышащих, слепоглухих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями ОДА, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей).
17. Письмо Минобрнауки России от 03.02.2025 N МН-5/353-ДА «О направлении информации» (вместе с «Разъяснением обязательных требований, установленных Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2024 г. N 821»).
Документ представляет собой разъяснение к Приказу Министерства науки и высшего образования России № 821 от 27 ноября 2024 года и относится к вопросам приема на обучение лиц с инвалидностью и лиц с ОВЗ через установление правил приема, в том числе с учетом индивидуальных условий и права подавать документы и зачисляться по отдельным квотам и категориям.
Документы, регламентирующие организацию процесса обучения
18. Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
В разделе 3 п.п. 42-44 Приказа определены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ:
- обучение по образовательным программам обучающихся с ОВЗ осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
- образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах;
- должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ОВЗ;
- обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифло-сурдопереводчиков.
19. Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно — педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
В разделе IV (п.п. 46-51) Приказа определены особенности организации образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры) для инвалидов и лиц с ОВЗ:
- содержание высшего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной программой аспирантуры (адъюнктуры), а для инвалидов также в соответствии с ИПРА;
- обучение обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе программ аспирантуры (адъюнктуры), адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
- должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающимися с ОВЗ.
Установлены специальные условия обучения в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по зрению, слуху, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
20. Письмо Минздрава России от 11.10.2024 N 16-1/5549 «О направлении Методических рекомендаций по организации инклюзивного образования для образовательных организаций высшего образования Российской Федерации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации инклюзивного образования для образовательных организаций высшего образования Российской Федерации»).
Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи в организации инклюзивного образования сотрудникам образовательных организаций высшего образования Российской Федерации вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Рекомендации составлены на основании нормативных правовых актов в сфере высшего образования, социальной защиты, труда и занятости инвалидов, действующих на момент разработки рекомендаций, и учитывают опыт деятельности федеральной сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Содержат информацию и рекомендации по следующим вопросам:
1. Организационная структура инклюзивного образования в ООВО
2. Довузовская подготовка
З. Профориентационная работа с лицами с инвалидностью и ОВЗ
4. Организация приемной кампании
5. Организация вступительных испытаний
6. Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и услуг образовательной организации
7. Сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
7.1Определение особых образовательных потребностей
7.2.Организация процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
7.2.1. Особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 7,22. Обучение по адаптированным программам
7.2.2. Обучение с использованием индивидуальных учебных планов, индивидуальных учебных графиков
7.2.3. Организация процесса обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
7.2.4.Организация практической подготовки обучающихся с инвалидностью и овз
7.2.5.Организация текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с инвалидностью
8. Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
9. Комплексное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в процессе обучения
10. Кадровое обеспечение процесса обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ
11. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с овз
12. Сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в высшем образовании
13. Информационные ресурсы инклюзивного высшего образования
21. Письмо Минобрнауки России от 22.10.2020 N МН-5/4683 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации»).
Документ содержит:
- описание консультационного и информационно-методического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, их родителей (законных представителей) и работников организаций, реализующих образовательные программы высшего образования (раздел 1);
- рекомендации по обеспечению безопасных условий организации учебного процесса для обучающихся с инвалидностью (раздел 2);
- рекомендации по реализации образовательных программ высшего образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для обучения лиц с инвалидностью (раздел 3), включая рекомендации к материально-технической базе, организации обучения с использованием ЭО и ДОТ, организации психолого-педагогического сопровождения, проведения промежуточной и итоговой аттестации, по организации приема лиц с инвалидностью в образовательные организации высшего образования с использованием ДОТ.
В Приложении приводятся контакты РУМЦ.
22. Письмо Минобрнауки России от 02.09.2025 N МН-11/3543-ОП «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации принципов сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования»).
Рекомендации направлены на усовершенствование системы комплексного сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования и включают ключевые аспекты реализации этого процесса.
В Разделе 1 раскрываются основы реализации принципов сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования:
- концептуально-методологические основы и сущность комплексного сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ;
- принципы сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ при их обучении;
- виды сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ: организационно-педагогическое, психолого-педагогическое; социальное, тьюторское, техническое, волонтерское.
В Разделе 2 говорится о содержании и технологиях сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования. Дана содержательная характеристика и алгоритм деятельности сотрудников вузов на различных этапах сопровождения, алгоритм сопровождения и технологии сопровождения, учет нозологии нарушения, общих и специфических особенностей в процессе сопровождения. Рассматриваются показатели эффективности сопровождения студентов и показатели готовности сотрудников вузов к сопровождению.
Документы, регламентирующие реализацию особого порядка занятий по физической культуре и спорту
23. «Методические рекомендации по развитию студенческого спорта в Российской Федерации» (утв. Минобрнауки России 01.12.2023, Минспортом России 05.12.2023, Минпросвещением России 04.12.2023).
В Рекомендациях говорится, что к основным задачам Российского студенческого спортивного союза относится, формирование условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом состояния их здоровья.
Коллективное использование объектов спорта может осуществляться ООВО, в том числе для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, в целях:
- проведения учебных занятий;
- организации секционной работы в рамках внеучебной физкультурной и спортивной работы;
- организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий.
Допуск по медицинским показаниям инвалидов и лиц с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом, к выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО оформляется врачом по спортивной медицине на основании наличия у лица установленной группы инвалидности/ограничения здоровья, в соответствии с клиническими (методическими) рекомендациями.
24. «Методические рекомендации для образовательных организаций высшего образования по организации деятельности кафедр физического воспитания, в том числе по вопросам научно-методического обеспечения студенческого спорта» (утв. Минобрнауки России 01.12.2023, Минспортом России 05.12.2023, Минпросвещения России 06.12.2023).
Параграф 2.1.3. рекомендаций посвящен реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Обучающимся, в том числе обучающимся с ОВЗ и инвалидам, предоставляется возможность выбора отдельных элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в зависимости от направления подготовки, личных предпочтений и интересов.
ООВО устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту для категории обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом состояния их здоровья.
Для проведения практических занятий по физической культуре и спорту для обучающихся с ОВЗ и инвалидов рекомендуется формировать учебные группы численностью не более 12 человек с учетом нозологических групп обучающихся.
Документы, регламентирующие организацию практического обучения
25. Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 года «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»).
В п.14 Положения (Приложение 1 к Приказу) установлено, что практическая подготовка обучающихся с ОВЗ и инвалидов организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Документы, регламентирующие проведение государственной итоговой аттестации
26. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».
В п.п. 43-48 Приказа установлены общие требования проведения ГИА для инвалидов:
- доведение ЛНА Организации по вопросам проведения ГИА в доступной для них форме;
- проведение ГИА для инвалидов в одной аудитории совместно с обучающимися, не являющимися инвалидами, если это не создает трудностей для инвалидов и иных обучающихся;
- присутствие в аудитории ассистента (ассистентов), оказывающего обучающимся инвалидам необходимую техническую помощь;
- пользование необходимыми техническими средствами;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа и пребывания обучающихся инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения;
- увеличение по личному заявлению обучающегося продолжительности сдачи государственного экзамена, проводимого в письменной форме не более чем на 90 минут, в устной — не более чем на 20 минут, продолжительности выступления при защите выпускной квалификационной работы — не более чем на 15 минут.
Установлены дополнительные требования проведения ГИА в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ (слепых, слабовидящих, с ТНР, с нарушениями ОДА, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или их отсутствием).
27. Приказ Минобрнауки России от 18.03.2016 № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки».
В п.п. 40-45 Приказа содержатся общие требования проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) для обучающихся из числа инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- проведение ГИА для инвалидов в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ОВЗ, если это не создает трудностей для обучающихся при прохождении государственной итоговой аттестации;
- присутствие в аудитории ассистента (ассистентов);
- пользование необходимыми техническими средствами;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;
- увеличение по письменному заявлению обучающегося инвалида продолжительности сдачи ГИА (продолжительность сдачи государственного экзамена, проводимого в письменной форме, — не более чем на 90 минут; продолжительность подготовки обучающегося к ответу на государственном экзамене, проводимом в устной форме, — не более чем на 20 минут; продолжительность выступления обучающегося при представлении научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) — не более чем на 15 минут).
При проведении ГИА обеспечивается выполнение специальных требований обучающихся с инвалидностью (слепых, слабовидящих, лиц с нарушениями ОДА (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей)).
Документы, регламентирующие содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение
28. Приказ Минтруда России от 01.10.2024 N 518 «Об утверждении методических рекомендаций по подбору рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам с учетом нарушенных функций организма и ограничений их жизнедеятельности».
Методические рекомендации содержат перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, предусмотренный приложением № 2 к методическим рекомендациям. Указанный перечень носит рекомендательный характер, не ограничивая при этом рациональное трудоустройство инвалидов в других профессиях и должностях. Методические рекомендации могут быть основой — подбора видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам специалистами учреждений МСЭ, образования, службы занятости и др., осуществляющих профессиональную ориентацию и содействие трудоустройству инвалидов — координации работы специалистов службы занятости, учреждений МСЭ и учреждений реабилитации инвалидов по созданию условий для эффективного трудоустройства инвалидов.
29. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
Общие нормы Трудового кодекса опираются на Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и содержат стать, непосредственно, касающиеся труда инвалидов, который важно знать при содействии трудоустройству выпускников (статьи 3, 64, 73,76, 77, 92, 94, 99, 113, 115, 128, 167, 179, 214).
Документ может быть полезен при организации для обучающихся практической подготовки.
В документе утверждаются основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, которые должны выполнять работодатели.
Для инвалидов по зрению — слепых — тифлотехнические ориентиры и устройства с акустические навигационные средства, грифели, тетради и блокноты для письма рельефно-точечным шрифтом, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
Для слабослышащих — звукоусиливающие средства, телефоны громкоговорящие. Для глухих — оборудование, преобразующее звуковые сигналы в световые, в текстовую бегущую строку.
Закреплены требования к оснащению рабочих мест для инвалидов с нарушением зрения и слуха (одновременно), опорно-двигательного аппарата, а также для тех, кто передвигается на креслах-колясках.
Документы, регламентирующие мониторинг деятельности образовательных организаций
31. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
В разделе 4 Приказа п. 4.5 определены показатели, характеризующие условия получения высшего профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидами:
- удельный вес числа зданий, доступных для маломобильных групп населения, в общем числе зданий образовательных организаций высшего образования (учебно-лабораторные здания (корпуса), здания общежитий);
- удельный вес численности студентов с ОВЗ и студентов, имеющих инвалидность, в общей численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.
32. Приказ Минобрнауки России от 15.02.2017 № 136 «О внесении изменений в показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013 №1324».
Приказом показатели мониторинга дополнены пунктом 4 «Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»:
- численность/удельный вес численности студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, в общей численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры;
- общее количество адаптированных образовательных программ высшего образования;
- численность/удельный вес численности работников образовательной организации, прошедших повышение квалификации по вопросам получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности работников образовательной организации.
Документы, регламентирующие социальную поддержку
33. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2016 г. № 1663»Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
Порядок определяет правила и сроки назначения и выплаты государственной социальной стипендии студентам, в том числе имеющим инвалидность или ограниченные возможности здоровья, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.