Законодательство в сфере инклюзивного образования

(актуализировано на 01.11.2023 г.)

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) — закрепляет право каждого гражданина страны, в том числе лиц с инвалидностью, на образование. «Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование» (в ст.4З п.3).
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России.
    В ст. 1 Закона дается определение понятия «инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
    В ст. 19 говорится о поддержке получения инвалидами образования и гарантиях создания необходимых условий для его получения.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — направлен на обеспечение права каждого человека на образование в течение всей жизни с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
    В статье 2 Закона вводятся понятия:
    обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
    инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
    адаптированная образовательная программа (АОП) — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
    Статья 36 устанавливает категории обучающихся с инвалидностью, которые имеют право на получение государственной социальной стипендии и условия ее назначения.
    Статья 79 раскрывает вопросы организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
    — определено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее – ИПР, ИПРА);
    — введено понятие специальных условий, необходимых для получения образования обучающимся с ОВЗ, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
  4. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда».
    В рамках реализации Программы обеспечивается:
    — развитие безбарьерной среды, повышение информированности инвалидов о вопросах, связанных с обеспечением доступности объектов и услуг;
    — обеспечение выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий, для инвалидов по зрению, в том числе рельефно-точечным шрифтом Брайля, плоскопечатным крупно-шрифтовым способом;
    — обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги;
    — оказание адресной поддержки лиц с ОВЗ, включая их обеспечение техническими средствами реабилитации;
    — создание условий для профессионального развития лиц с ОВЗ;
    — развитие адаптивной физической культуры и спорта.
  5. Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
    В разделе 3 п.п. 42-44 Приказа определены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ:
    — обучение по образовательным программам обучающихся с ОВЗ осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
    — образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах;
    — должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ОВЗ;
    — обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифло-сурдопереводчиков;
  6. Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
    Инвалиды (в том числе дети-инвалиды) могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией самостоятельно (в том числе поступающие на базе профессионального образования) (п.17).
    Поступающему по решению Организации начисляются баллы за наличие статуса победителя (призера) национального и (или) международного чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (п.33, п.9).
    Организация не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема размещает информацию о приеме на своем официальном сайте об особенностях проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ОВЗ (п.41, п.п.1).
    Поступающие инвалиды (в т.ч. дети-инвалиды) при намерении сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые Организацией самостоятельно (по программам бакалавриата и программам специалитета), — подают документ, подтверждающий инвалидность (п.44, п.п.4), а при необходимости создания специальных условий, документ, подтверждающий инвалидность или ОВЗ, требующие создания указанных условий (п.44., п.п.5).
    В разделе 10, п.п. 66 -73 Приказа определены условия проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ОВЗ в очном режиме, обеспечиваемые им на основании личного заявления о приёме, содержащего сведения о необходимости создания специальных условий:
    — обеспечение беспрепятственного доступа поступающих с ОВЗ в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;
    — проведение испытаний в отдельной аудитории;
    — число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории (при сдаче вступительного испытания в письменной форме — не более 12 человек; в устной форме — не более 6 человек).
    Допускается присутствие в аудитории большего числа поступающих с ОВЗ, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания);
    — увеличение продолжительности вступительного испытания по решению организации, но не более чем на 1,5 часа;
    — предоставление в доступной форме информации о порядке проведения испытаний;
    — возможность использования необходимых технических средств;
    — возможность присутствия ассистента.
    Обеспечивается выполнение дополнительных требований к условиям проведения вступительных испытаний в зависимости от индивидуальных особенностей, поступающих с ОВЗ (слепых, слабовидящих, глухих и слабослышащих, слепоглухих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями ОДА, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей).
  7. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».
    В п.п. 43-48 Приказа установлены общие требования проведения ГИА для инвалидов:
    — доведение ЛНА Организации по вопросам проведения ГИА в доступной для них форме;
    — проведение ГИА для инвалидов в одной аудитории совместно с обучающимися, не являющимися инвалидами, если это не создает трудностей для инвалидов и иных обучающихся;
    — присутствие в аудитории ассистента (ассистентов), оказывающего обучающимся инвалидам необходимую техническую помощь;
    — пользование необходимыми техническими средствами;
    — обеспечение возможности беспрепятственного доступа и пребывания обучающихся инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения;
    — увеличение по личному заявлению обучающегося продолжительности сдачи государственного экзамена, проводимого в письменной форме не более чем на 90 минут, в устной — не более чем на 20 минут, продолжительности выступления при защите выпускной квалификационной работы — не более чем на 15 минут.
    Установлены дополнительные требования проведения ГИА в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ (слепых, слабовидящих, с ТНР, с нарушениями ОДА, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или их отсутствием).
  8. Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020«О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»).
    В п.14 Положения (Приложение 1 к Приказу) установлено, что практическая подготовка обучающихся с ОВЗ и инвалидов организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
  9. Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно — педагогических кадров в аспирантуре(адъюнктуре)»
    В разделе IV (п.п. 46-51) Приказа определены особенности организации образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры) для инвалидов и лиц с ОВЗ:
    — содержание высшего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной программой аспирантуры (адъюнктуры), а для инвалидов также в соответствии с ИПРА;
    — обучение обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе программ аспирантуры (адъюнктуры), адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
    — должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающимися с ОВЗ.
    Установлены специальные условия обучения в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по зрению, слуху, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
    Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
    Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
  10. Приказ Минобрнауки России от 18.03.2016 № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки».
    В п.п. 40-45 Приказа содержатся общие требования проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) для обучающихся из числа инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
    — проведение ГИА для инвалидов в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ОВЗ, если это не создает трудностей для обучающихся при прохождении государственной итоговой аттестации;
    — присутствие в аудитории ассистента (ассистентов);
    — пользование необходимыми техническими средствами;
    — обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;
    — увеличение по письменному заявлению обучающегося инвалида продолжительности сдачи ГИА (продолжительность сдачи государственного экзамена, проводимого в письменной форме, — не более чем на 90 минут; продолжительность подготовки обучающегося к ответу на государственном экзамене, проводимом в устной форме, не более чем на 20 минут; продолжительность выступления обучающегося при представлении научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) — не более чем на 15 минут).
    При проведении ГИА обеспечивается выполнение специальных требований обучающихся с инвалидностью (слепых, слабовидящих, лиц с нарушениями ОДА (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей)).
  11. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
    В Приложении к Приказу определены правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов в сфере образования (административные здания, строения, сооружения и помещения), услуг в сфере образования, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
  12. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
    В разделе 4 Приказа п. 4.5 определены показатели, характеризующие условия получения высшего профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидами:
    — удельный вес числа зданий, доступных для маломобильных групп населения, в общем числе зданий образовательных организаций высшего образования (учебно-лабораторные здания (корпуса), здания общежитий);
    — удельный вес численности студентов с ОВЗ и студентов, имеющих инвалидность, в общей численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.
  13. Приказ Минобрнауки России от 15.02.2017 № 136 «О внесении изменений в показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013 №1324». Приказом показатели мониторинга дополнены пунктом 4 «Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»:
    — численность/удельный вес численности студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, в общей численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры;
    — общее количество адаптированных образовательных программ высшего образования;
    — численность/удельный вес численности работников образовательной организации, прошедших повышение квалификации по вопросам получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности работников образовательной организации.
  14. Приказ Минобрнауки России от 02.12.2015 № 1З99 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования».
    В разделе 1 «дорожной карты» (Приложение к Приказу) определено, что целями реализации «дорожной карты» являются:
    — создание условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования, а также оказание им при этом необходимой помощи;
    — установление показателей, позволяющих оценивать степень доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования;
    — оснащение объектов приспособлениями, средствами и источникамиинформации в доступной форме, позволяющими обеспечить доступность для инвалидов предоставляемых на них услуг.
    Для достижения заявленных целей «дорожной картой» в Приказе предусмотрен перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
  15. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».
    Методические рекомендации содержат перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, предусмотренный приложением № 2.1. к Методическим рекомендациям, и перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, предусмотренный приложением № 2.2. к Методическим рекомендациям.
    Перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности содержит 448 профессий и должностей.
    Указанный перечень носит рекомендательный характер, не ограничивая при этом рациональное трудоустройство инвалидов в других профессиях и должностях. Методические рекомендации могут быть основой:
    — подбора видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам специалистами учреждений МСЭ, образования, службы занятости и др., осуществляющих профессиональную ориентацию и содействие трудоустройству инвалидов;
    — координации работы специалистов службы занятости, учреждений МСЭ и учреждений реабилитации инвалидов по созданию условий для эффективного трудоустройства инвалидов.
  16. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996. №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
    Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ (Приложение к Постановлению) направлено на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально психологической защиты граждан.
    В свете данного Постановления Минобрнауки России разработало ряд документов, направленных на дальнейшее развитие образования и профессиональной ориентации:
    а) Письмо Минобрнауки России от 18.05.2017 № 06-517 «О дополнительных мерах» вместе с документами:
    — Методические рекомендациями «О порядке организации приемной кампании лиц с ОВЗ и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения» (Приложение 1);
    — «Методические рекомендациями по организации приемной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения (Приложение 2);
    б) Письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023 «О методических рекомендациях», вместе с:
    — «Методическими рекомендациями по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения» (Приложение 1);
    — «Методическими рекомендациями «О внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (Приложение 2).
  17. Письмо Минобрнауки России от 16.04.2014 № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в 20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2016 г. № 1663 (с изменениями и дополнениями от 02.04.2018, 05.08.2021, 15.08.2022) том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Минобрнауки России (08.04.2014 № АК-44/О5вн).
    В Методических рекомендациях рассмотрены организационные вопросы работы с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ, создания безбарьерной среды, материально -технического обеспечения образовательного процесса, адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ, организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, комплексного сопровождения образовательного процесса и здоровьесбережения.
  18. Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательные организации высшего образования (утв. Минобрнауки России 29.06.2015 № АК-1782/05).
    Методическими рекомендациями определены особенности взаимодействия с различными группами абитуриентов-инвалидов и лиц с ОВЗ (Раздел З), особенности проведения профориентационной работы и организации приема документов у таких лиц (Раздел 4) и особенности проведения для них вступительных испытаний (Раздел 5).
    Установлено, что продолжительность вступительного испытания для поступающих инвалидов и лиц с ОВЗ увеличивается по решению вуза, но не более чем на 1,5 часа.
    При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение специальных требований, учитывающих с особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья поступающих из числа лиц с ОВЗ и инвалидов (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, лиц с общим заболеванием).
  19. Письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ОВЗ».
    В Письме определено, что образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ является обязанностью указанных образовательных организаций, и лицу с ОВЗ не может быть отказано в приеме на основании того, что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования.
    Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются АОП, а для инвалидов также в соответствии с ИПРА. При наличии в ИПРА указания на возможность (рекомендацию) получения среднего профессионального и (или) высшего образования инвалиду не может быть отказано в приеме на обучение по таким программам на основании того, что в индивидуальной программе реабилитации не указаны конкретные учебные заведения или конкретные специальности (направления подготовки).
  20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2016 г. № 1663«Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
    Порядок определяет правила и сроки назначения и выплаты государственной социальной стипендии студентам, в том числе имеющим инвалидность или ограниченные возможности здоровья, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.