С января по май 2019 г я прошла учебную стажировку по программе «Erasmus+» в университете CIEFA г. Лиона (Франция) (https://www.groupe-igs.fr/alternance/ciefa). Обучение и проживание было поддержано стипендиально, благодаря сотрудничеству между СПбГЭУ и CIEFAв рамках проекта «Erasmus Mobility».
— Александра Днепрова, студентка 2 курса гуманитарного факультета, направление обучения «Международные отношения»
Все было внове. Я проходила обучение по программе «BTS Assistant manager» с французскими студентами, которые в рамках системы альтернативного обучения находятся в вузе только два раза в неделю (в четверг и пятницу с 8 утра до 17 час.) В другие дни недели (с понедельника до среды) французские студенты работают на предприятиях. Это представляется исключительной формой организации обучения. Поскольку уже на стадии поступления в вуз, французский (или иностранный) абитуриент заключает трехсторонний договор на т.н. альтернативный формат обучения между вузом, предприятием и кандидатом на такой формат обучения. Изначально создаются условия, когда совершенно легально человек (будучи студентом) не только учится, но и имеет возможность работать, и тем самым приобретает практические навыки, опыт, и, что немаловажно, некоторое вознаграждение. Самое главное, на мой взгляд, в этой форме обучения то, что нигде при этом студент не чувствует себя прогульщиком: в начале неделе он работник на предприятии и не прогуливает занятия в вузе, с четверга по пятницу – он студент в течение полного рабочего дня, и на предприятии при этом он не числится кем-то нерадивым.
Обучение проходило полностью на французском языке. Для обучающихся эта программа является бесплатной, но она оплачивается французскими предприятиями, на которых работают студенты, а также каждому студенту выплачивается ежемесячная зарплата. Учатся на этой программе 2 года, затем сдают экзамены и получают свой первый университетский диплом. Во втором семестре 1 года обучения, все студенты обязательно проходят практику в любой европейской стране, которая как правило длится около одного месяца.
На втором курсе обучения все усердно занимаются подготовкой к экзаменам, которые проходят с мая по конец июня. В мае 4 семестра проходят письменные экзамены, а в июне — их устная часть.
Как правило, после получения диплома все студенты собираются продолжать свое обучения в университете или в бизнес-школе. В рамках стажировки я изучала те же предметы, что и мои французские однокурсники, а именно:
— Управление организациями;
-Культуроведение;
-Иностранный язык (английский);
— Второй иностранный язык (испанский);
— Операционная диагностика и принятие решений;
— Экономика и право.
Максимальное количество баллов, которое можно получить за экзамен во Франции — это 20, но как правило никто столько не набирает и средним баллом является 12-15 баллов, а проходным минимумом- 10 баллов. Такова же система оценивания и на Российско-французской бакалаврской программе СПбГЭУ и Университета Гренобль Альпы, студенткой которой я стала в октябре прошлого года (см. http://iunecon.ru/Economics_and_manag). Абсолютное большинство экзаменов на программе в Лионе проходит письменно: в форме эссе или письменных заданий, в которых студентами комментируются ситуации, которые могут происходить на предприятиях.
В системе альтернативного формата обучения обязательно имеет место устный формат сдачи завершающих экзаменов, когда на экзамене присутствует жюри, которому студент рассказывает о своем предприятия, на котором он провел часть учебного процесса.
Предметы, которые сдаются устно:
— Épreuve de communication (экзамен по коммуникации)- этот экзамен проходит в виде игры. Студенту предлагается разрешить какую то проблему, которая произошла на предприятии. Как правило, члены жюри участвуют в этом процессе, выступая в роли того или иного участника заданной ситуации;
— Épreuve action professionnelle (экзамен на профессионализацию)- в данном случае, студенты делают презентацию своего предприятия на котором работают, а также предприятия в котором проходили практику;
— Иностранные языки.
В целом, я осталась очень довольна стажировкой, рада, что мне представилась возможность погрузиться в совершенно новую образовательную среду и осуществить очное обучение во Франции. Выражаю благодарность за помощь и сопровождение в рамках стажировки моим координаторам от двух вузов – СПбГЭУ и CIEFA- Наталии Буровой, директору Центра российско-французского сотрудничества в области образования и науки и Валиде Месхи, руководителю сектора международных проектов и развития группы IGS (частью которой является в том числе CIEFA.
Дорогие коллеги, нельзя не поделиться своими впечатлениями от пройденного трехгодичного обучения во французском университете Гренобль-Альпы в период 2013-2016 гг., в рамках совместной программы, реализуемой в СПбГЭУ.
Во-первых, хотелось бы отметить, что обучение на данной программе позволило мне окунуться совершенно в иную образовательную культуру: например, здесь работают совершенные отличные от российских алгоритмы подготовки к экзаменам и сдачи экзаменов. Помню, как поначалу строгость сдачи экзаменов попросту сбивала с ног, но впоследствии ты уже начинаешь привыкать.
Во-вторых, отмечаю высокий профессионализм преподавателей, которые обучали нас как иностранным языкам (французскому и английскому), так и экономическим дисциплинам на английском языке. В дополнение к полученным знаниям по экономическим дисциплинам я выучил английский на уровень Advanced, а также подготовился и сдал BEC Higher, который впоследствии как сертификат помог мне поступить в магистратуру.
В-третьих, самые положительные эмоции остались от посещения Гренобля в 2015 г., в рамках учебной поездки. Это была смесь учебы и настоящего студенческого единения у подножия Альп и на ступенях парижского Монмартра. Помимо Гренобля и Парижа удалось в рамках той поездки посетить также швейцарскую Женеву и красавец — Лион.
В завершение, искренне благодарю руководство программы, всех преподавателей и коллег-студентов, которые создавали ту необычную, даже иногда ламповую атмосферу вечерних занятий.
Тем, кто думает поступать на программу или не поступать, я бы посоветовал скорее поступать. Это возможность, а не бремя.
— Даниил Шкляев
Я окончила российско-французскую бакалаврскую программу СПбГЭУ и Гренобльского университета им. Пьера-Мендеса Франса (ныне – Гренобль Альпы) в 2011 году и хочу поделиться своими впечатлениями от учебы.
Три года пролетели незаметно — это были насыщенные и трудоемкие учебные будни, интересные и разнообразные стажировки, ответственные экзамены… Процесс обучения построен так, что каждый студент включается и, независимо от уровня и степени его подготовки, улучшает и совершенствует свои знания. Прошло почти десять лет с момента моего выпуска, но я отчетливо все помню — семинары, доклады, презентации, которые готовили мы, студенты, и лекции, которые читали нам профессора программы. Экзамены на Лисанс — это вообще отдельная тема, так как они отличаются от российских всем, но не буду подробно на этом останавливаться, лучше вы поступите и все увидите и узнаете сами.
Помимо обучения в России, есть возможность провести семестр или более во Франции, познакомиться с жизнью французских студентов, культурой, досугом, учебной деятельностью — окунуться и прожить другую жизнь в другой стране. Это незабываемо и очень сильно улучшает знание языка. Собственно, могу сказать, что именно жизнь во Франции дала мне 80 процентов знаний, которыми я успешно пользуюсь до сих пор. Я не хочу забывать иностранные языки, поэтому регулярно смотрю фильмы на французском и английском, читаю книги и даже разговариваю со своими тремя детьми по-французски. Они у меня билингвы и русский слышат от всех, кроме меня. Во всех сферах жизни мне пригодилось мое обучение на программе.
Я всегда буду помнить свой университет, преподавателей и учебу на Лисанс. А Гренобль я вообще считаю своим вторым родным городом и, возможно, когда-нибудь снова там окажусь. Спасибо большое за такую возможность.
— Елизавета Борисенок
Семестр очного обучения в университете Гренобль Альпы (весной 2018) стал для меня и моих сокурсников (Илоны Рязановой и Марины Стебневой) возможным, благодаря стипендиальной поддержке проекта Erasmus+, в рамках обучения на Российско-французской бакалаврской Программе по экономике и управлению (РФБП).
В целом, обучение во Франции проходит в привычной для нас форме, сначала идёт начитка лекций, затем начинаются семинары, но они есть не по всем предметам, а только по основным (т.н. фундаментальным). Главное отличие в методах обучения, на наш взгляд, это отсутствие границ между преподавателем и студентами, поэтому тут принято задавать очень много вопросов – даже во время лекции. Более того, если вопросов от аудитории нет, то это вызывает некоторое подозрение, но такое бывает нечасто. Также, тут нет привычной нам связи с преподавателем через старосту группы или через электронную почту. Существуют 2 электронные педагогические платформы, посредством которых происходят вся коммуникация: от сдачи домашних заданий и общения с преподавателем, до проверки расписания. Кстати, об изменениях в последнем не предупреждают, приходится накануне проверять самостоятельно, чтобы случайно не пропустить важные пары. Помимо этого, здесь вообще отсутствуют перемены между парами, поэтому, если следующее занятие в другом корпусе, то приходится бежать, но, все, как правило, всегда опаздывают и это допускается.
Большее различие в организации обучения можно увидеть во время экзаменационной сессии. Экзамены здесь письменные, анонимные. Для проведения экзамена нанимаются временные сторонние специалисты, независимые эксперты, которые следят за порядком во время их проведения. Ну и, конечно же, наша любимая часть на экзаменах (так было и в СПбГЭУ, на сессиях РФБП) — это заклеивание уголков, чтобы сдаваемая экзаменационная работа была анонимной, и вскрывается уголок только после проверки и наличия оценки по 20-балльной системе (где все, что выше 10/20 –уже «сдано»).
В университете Гренобль Альпы студентов пытаются развить со всех сторон, помимо обязательных предметов есть много возможных дополнительных дисциплин на выбор. Нам, как студентам Erasmus, предложили взять ещё 2 языка на выбор (из 18 предлагаемых университетом, даже «русский как иностранный» есть в списке:), и выбрать спортивные занятия, которые мы хотели бы посещать, кстати, и тут вариантов было около 40: от горных лыж и катания на велосипедах до фехтования и стрельбы из лука.
Мы довольно быстро освоились и постарались извлечь максимум от обучения и, конечно же, успеть все.
Итоговые оценки нашего семестра привели к тому, что мы успешно закончили третий год РФБП, и в апреле 2019 получим национальные бакалаврские дипломы Франции. Этот опыт бесценен!
— Евгения Ходосова
На втором курсе моего университета одноклассник предложил мне пойти на второе высшее на российско-французскую бакалаврскую программу, организуемую совместно СПбГЭУ и французским Университетом им. Пьера Мендес Франса (ныне Университет Гренобль-Альпы). На тот момент я скептически относился к программам двойного диплома и только краем уха слышал о таком городе, как Гренобль, лишь смутно представлял, где именно во Франции он находится. Мог ли я тогда подумать, что в этом самом городе я проведу удивительные полгода и не захочу оттуда уезжать, моими сокурсниками будут французы, а до этого два года я буду учиться в Санкт-Петербурге, экономике, на английском? Конечно, нет. И это оказалось к лучшему, ведь так теперь приятно вспоминать, как несколько лет назад, решая, поступать ли мне на программу двойного диплома, я сделал правильный выбор. Ни разу с того момента не пожалел, пусть были и трудные сессии на английском и преодоление языкового барьера на лекциях уже во Франции. Тот опыт, впечатления и знакомства, которые я приобрёл за все три года программы, с лихвой окупили все трудности. А за те полгода, что я учился в Гренобле, я увидел не только, как живут люди в другой стране, но и как там учатся, как относятся к учёбе и образованию вообще. Увидел, что существуют сессии, на которых никто не пытается списать, и узнал, что есть такой предмет, как экономика окружающей среды, увидел, как устроен французский вуз изнутри и что из этого устройства следовало бы перенять вузам российским. Однозначно — всем рекомендую бакалаврскую программу с университетом Гренобль Альпы — тем кто рассматривает возможность семестрового обучения и тем, кто нет — поверьте, вы так или иначе не пожалеете, если поучитесь там.
На программе также замечательные преподаватели, большинство из которых занимается не только академической деятельностью, но также и работают в сфере своего предмета — будь это бухгалтерский учёт или микроэкономика — что позволяет им рассказывать как о теоретической, так и о практической стороне вопроса. Помимо обучения дисциплинам экономики и менеджмента мне бы хотелось особенно выделить курс бизнес — английского, который у меня вела Ирина Никитична Воскресенская. Могу с уверенностью сказать, что это лучший преподаватель английского, которого я встречал на своём пути изучения этого языка. Также хотелось бы отдельно поблагодарить Надежду Николаевну Покровскую — за нестандартный и эффективный подход к обучению и Наталию Викторовну Бурову, благодаря которой само обучение для нас всех на этой программе стало возможным.
— Владимир Азаров
Я ОЧЕНЬ рекомендую учиться на российско-французских программах СПбГЭУ, выпускницей которых (в партнерстве с Гренобль Альпы (тогда университет им. Пьера Мендес Франса) и Париж Дофин) я являюсь. Если вкратце, они действительно расширяют горизонты и открывают глаза на то, что учиться можно другому и по-другому. Я училась в 1999 – 2003 гг., тогда это был один из немногих «центров знаний» в городе с настолько высокой концентрацией как новой информации, так и людей внутри – от очень сильных студентов до ещё более сильных (и реально знающих) преподавателей. Уверена, что и сейчас планка по-прежнему высока.
Учиться было непросто. У французов совсем другие требования к написанию экзаменационных работ и оценке знаний, я бы сказала, что времени уходило больше, чем на российскую программу. Но было интересно! И, однозначно, оно того стоило. По истечении этих 15 лет могу сказать, что мы до сих пор на связи с большинством одногруппников, и неуспешных людей среди них я не знаю. Те, кто хотел – связали свою жизнь с Францией и переехали туда работать, в финансовой или иной сфере. Без программы (и её дипломов о французском высшем образовании) это было бы просто невозможно.
Лично мне на следующий год после выпуска удалось получить грант французского правительства на обучение в магистратуре во Франции. В дальнейшем знания и дипломы, полученные в Санкт-Петербурге, открывали и продолжают открывать многие двери. Навскидку, благодаря ей я проработала в Новой Зеландии, на Мадагаскаре, а в данный момент работаю в США.
В общем, ребята, настоятельно рекомендую!
— Татьяна Ирецкая
Итоги производственной практики на предприятии во Франции
На втором курсе направления «Зарубежное регионоведение», студенткой которого я являюсь, у нас был предмет «Государственное и муниципальное управление», который меня заинтересовал, так как существование любого государства невозможно без государственного управления и регулирования. В силу того, что мы живем во время мировой демократизации, когда население страны непосредственно определяет ее политику, довольно интересно рассмотреть органы местного самоуправления, которые входят в общегосударственную систему управления (как это происходит во Франции).
Благодаря стипендиальной поддержке от АЮФ (Университетского агентства Франкофонии), мне, студентке СПбГЭУ, представилась возможность пройти двухнедельную практику в сентябре 2018 г. непосредственно в мэрии Мейлана, в департаменте Овернь-Рон-Альпы (Франция).
Вся практика длилась месяц, и была организована благодаря членству СПбГЭУ в АЮФ и многолетнему сотрудничеству между СПбГЭУ и университетом Гренобль Альпы. Практика была разделена на два периода: работа в вузе-партнере и работа в мэрии (по рекомендации от вуза-партнера). Первые две недели я провела в университете Гренобль-Альпы, где узнала о работе международного отдела факультета экономики, отдела финансов. Мне рассказали о системе трудовых договоров во Франции. К тому же, мне удалось посетить некоторые лекции по экономике предприятий и интернациональной экономике.
Тип практики, которую я проходила, мэрия определила как обзорную, но, несмотря на это, мне удалось применить на деле знания почти по всем предметам, прослушанным мной за два года обучения в СПбГЭУ, так как я участвовала, например, в заседаниях по составлению годового бюджета, в создании дорожных карт для отдела урбанизации, многих других мероприятиях.
За две недели стажировки я посетила практически все отделы мэрии (за исключением полиции), а также бассейн Бюкло, почту района От-Мейлан, все библиотеки коммуны, трое из пяти яслей, Дом музыки, замок Капуцинов и многие другие здания и учреждения, подчиняющиеся или сотрудничающие с мэрией.
Данная практика, пройденная мной в мэрии Мейлана, дала мне много возможностей, а также определенное конкурентное преимущество перед моими коллегами. Во-первых, мне удалось поднять уровень владения французским языком, так как одного-двух часов в неделю в университете все-таки недостаточно для того, чтобы комфортно себя чувствовать, разговаривая на французском. Во-вторых, в процессе работы мне было необходимо применять теоретические знания, полученные мною за два года обучения в вузе, на практике, что является важным моментом, на мой взгляд, при получении высшего образования. В-третьих, в мэрии меня научили некоторым новым аспектам, в которых я не сильно разбиралась, например, в финансовых делах муниципалитета.
Мне было очень приятно стать, пусть и на время, частью непростой системы и увидеть, что работа, которую мы вместе с коллегами выполняли каждый день, направлена на улучшение жизни коммуны Мейлан. Это был очень интересный опыт, который мне также помог лучше понять менталитет и культуру Франции, что является важным, по моему мнению, пунктом в изучении региона.
Хочу выразить благодарность моим руководителям стажировки от университета Гренобль Альпы – Наташе Коллет, и от мэрии Мейлана – Анаис Леон-Серрано, а также Университетскому Агентству Франкофонии в лице Региональной Дирекции по Центральной и Восточной Европе – за стипендиальную поддержку, и Наталии Буровой – директору Центра российско-французского сотрудничества в области образования и науки СПбГЭУ – за информирование и координирование!
— Елизавета Ручнова