Центр обучения инвалидов СПбГЭУ дает шанс десяткам людей с ограниченными возможностями здоровья получить образование, реализоваться в профессии, почувствовать себя полноценными членами общества. О том, как меняются подходы в обучении инвалидов, с какими вызовами сталкивается вуз и к чему нужно стремиться, рассказала директор Центра Наталья Мюллер.
– Когда был создан Центр обучения инвалидов?
– Центр создали 30 декабря 2005 года, но обучение инвалидов началось в 2009 году. За годы существования проводилась также большая научно-методическая, исследовательская и организационная работа.
В частности, глава 49.1. «Особенности регулирования труда дистанционных работников» появилась в Трудовом кодексе РФ не без усилий нынешних работников Центра – моих и моего заместителя Валерия Черкеса. Являясь членами научно-экспертного совета постоянной комиссии по социальной политике Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества, мы провели сравнительно-правовой анализ по совершенствованию законодательств государств – членов ЕврАзЭС, также разработали рекомендации в сфере регулирования дистанционных трудовых отношений на международном рынке труда государств – членов ЕврАзЭС.
– Каким образом образовательный курс университета адаптируется под нужны студентов-инвалидов?
–Первоначально обучение инвалидов осуществлялось в специальных группах с использованием дистанционных образовательных технологий. Но после ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов», в которой говорилось о том, что инклюзивное обучение должно быть ориентировано на
обучение инвалидов вместе со здоровыми сверстниками, они были переведены в обычные группы. В корпусах вуза появились аудитории, оборудованные для обучающихся с нарушением слуха, в библиотеке — оборудование для слабовидящих студентов. Первые этажи главного корпуса и корпуса гуманитарного факультета оборудованы для студентов-колясочников.
Для тех ребят, которым это необходимо, создаются специальные условия: возможности дополнительного использования дистанционных образовательных технологий, в отдельных случаях – online подключение к занятиям, продление времени сдачи зачетов и экзаменов, предоставление мест практики, учитывающих особенности заболевания, содействие в трудоустройстве и другие.
Для поддержки некоторых студентов в Центре работают психолог и тьютор. Но мы стремимся к тому, чтобы студенты с ограниченными возможностями здоровья учились и дружили со своими сверстниками, чувствовали себя полноценными членами студенческого сообщества.
– Все ли преподаватели могут работать с инвалидами или только прошедшие определенную подготовку?
– Так как студенты с инвалидностью обучаются вместе с обычной группой, то любой современный преподаватель должен уметь с ними работать. Самый простой пример: если в группе есть студент с нарушением слуха, преподаватель не должен комментировать то, что он пишет на доске, стоя спиной к аудитории, так как такой студент может распознавать по губам речь преподавателя. За последние три года более 900 наших преподавателей повысили свою квалификацию по работе со студентами инвалидами на базе РГПУ им. Герцена, а также на базе нашего вуза.
– Осуществляет ли Центр внеучебную, досуговую работу?
– Досуговые мероприятия мы проводим, если это необходимо. За время существования Центра были и посещение музеев, экскурсии на теплоходе и специальных автобусах, и даже поездка на пароме по трем зарубежным столицам. Однако отдельные мероприятия нужны тогда, когда вуз не в состоянии создать условия для участия студентов-инвалидов в студенческой жизни. Как показывает опыт и требует законодательство, студенты-инвалиды должны полноценно участвовать во всех мероприятиях, которые проводит вуз. Для этого университет должен создавать специальные условия, организовывать волонтерское движение по оказанию помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья.
– Как и где трудоустраиваются выпускники после получения диплома?
– Общение с нашими студентами-инвалидами начинается еще на этапе профориентации. Сотрудники Центра посещают ярмарки вакансий, специальные школы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с презентациями о нашем вузе. Мы сопровождаем студентов во время приемной кампании и на экзаменах. Далее наш тьютор выявляет их образовательные потребности, постоянно отслеживает их успеваемость. Центр помогает в поиске подходящих мест практики, оказывает содействие в трудоустройстве. При необходимости мы консультируем студентов по правовым вопросам трудоустройства, составлении резюме, портфолио и прохождения собеседования, по методам поиска работы.
Трудоустройство выпускников-инвалидов остается сложной проблемой, несмотря на то, что имеются законодательные акты, в соответствии с которыми предприятия обязаны создавать рабочие места для инвалидов, в Санкт-Петербурге имеется программа стажировок для выпускников-инвалидов.
Вопреки трудностям, многие наши выпускники трудоустроены. Работают, например, в компании JT International SA*, входящей в группу компаний Japan Tobacco (JT), в ООО «Транснефть-Балтика», в других коммерческих организациях. Есть примеры трудоустройства студентов-инвалидов уже на этапе обучения и совмещающих работу и учебу. Многие выпускники-бакалавры продолжают обучение в магистратуре.
– Есть ли среди студентов ребята, которые отличились в чем-либо – учебе, творчестве, спорте…
– Среди студентов-инвалидов есть ребята, которые участвуют в различных научных и творческих конкурсах, ведут активную общественную деятельность. Несколько лет подряд наши студенты были победителями конкурса, организованного РОО «Перспектива» и Советом бизнеса по вопросам инвалидности «Путь к карьере» — Анна Громова (2015г.), Вера Емельянова (2016г.), Мадина Бокоева (2018г.).
В 2010 году «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга» учредил ежегодный конкурс среди студентов с ограниченными возможностями здоровья, достигших высоких результатов в учебе, студенческих научных исследованиях, а также в различных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и конференциях в рамках благотворительной программы «Талант преодоления». В разные годы наши студенты становились победителями этого конкурса – в 2010 году – Зайцева Екатерина, в 2012 году – Смыслов Анатолий, в 2013 году – Галкова Анастасия, в 2018 году – Яковенко Яна, в 2019 году – Кузнецов Дмитрий.
Студентка Латышева Анастасия в 2019 году стала лауреатом 3-го Всероссийского межвузовского юридического конкурса «Защита прав инвалидов» и была приглашена в Москву в МГЮА им. О.Е. Кутафина для презентации своей работы.
Доклад студента-инвалида Шмакова Вадима в 2018 году получил 1 место на ежегодной студенческой конференции СПбГЭУ. Восемь студентов-инвалидов принимали участие во Всероссийском конкурсе «Профессиональное завтра». Студент 3-го курса Яковлев Артем является членом параолимпийской сборной России по настольному теннису.
Одна из выпускниц нашего университета, Тяпкова Алёна — была организатором, а две другие, Инна Мазюк и Янина Банник, кстати, все на колясках, — участниками мероприятия «Мода без границ», где демонстрировали коллекцию одежды для людей с «нестандартным телом» и потребностями, связанными с инвалидами. Так что талантливых ребят у нас хватает.
– Каковы будущие проекты, планы Центра?
– Как энтузиаст инклюзивного образования должна сказать, что лучшая перспектива развития инклюзивного образования – это когда такие Центры, как наш, не будут нужны, когда инклюзия станет естественной общеобразовательной и общечеловеческой ценностью. Когда совместное обучение студентов с инвалидностью и студентов с нормативным состоянием здоровья будет чем-то само-собой разумеющимся и одинаково комфортно для всех участников образовательного процесса: студентов, преподавателей и др., без необходимости наличия сопровождающих служб. Но это дело не самого близкого будущего.
Пока же нужно сделать так, чтобы такие центры, как наш, стали органической составляющей структуры университета и приносили реальную пользу обучающимся инвалидам.
Самое важное, что нужно понимать: инклюзия – это не пандусы и читающие машины, а прежде всего – отношение людей: студентов, преподавателей. Необходимо развитие волонтерского движения, а часто просто более внимательное и человечное отношение студентов, преподавателей и других работников университета друг к другу.
Конечно же развитие Центра напрямую связано с тем, сколько ребят с инвалидностью будут поступать к нам на обучение, ведь те направления и специальности, которым мы обучаем, связаны с офисной работой, которая не противопоказана большинству инвалидов. Хотелось бы, чтобы ребят, выбирающих для обучения наш университет, было как можно больше.
Источник — газета «Экономист»