2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.
«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам…», – сказал глава государства на встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России».
В рамках этого события в отделе обслуживания научной литературой финансово-экономического профиля (ком.1014) оформлена выставка « 2023 – Год педагога и наставника». Выставка будет интересна и познавательна для широкого круга наших читателей и будет открыта до конца года.
Представлены издания, содержащие биографии и труды известных ученых, педагогов, писателей, общественных деятелей: К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, Н. И. Пирогова, П.Ф. Лезгафта, Л.Н. Толстого, Д.И. Менделеева и др., а также литература по педагогике и психологии.
В 2023 году в России широко отмечается 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. В педагогике есть имена, которые олицетворяют собой целые отрасли человеческого знания. Эти имена принадлежат не только своей эпохе, но и последующим поколениям. В их числе особое место занимает Константин Дмитриевич Ушинский.
К.Д. Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной науки, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему. Перу
К. Д. Ушинского принадлежит множество педагогических трудов, среди которых «Человек как предмет воспитания», статьи
«О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и др. Эти и другие работы Ушинского различных лет издания есть в библиотеке университета.
Соратник великого педагога и его ученик Л.Н. Модзалевский емко и точно определил место Константина Дмитриевича в истории русской культуры: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».
Ушинский, Константин Дмитриевич. Избранные труды : в 4 кн. / К.Д.Ушинский ; [сост., ст., примеч. и коммент. Э.Д.Днепров]
Кн. 1: Проблемы педагогики.- Москва : Дрофа, 2005.- 639 с.(Высшее педагогическое образование).- Библиогр. в коммент. и примеч.: с. 559-622 и в подстроч. примеч.-ISBN 5-7107-8996-8 (кн. 1).- ISBN 5-7107-9559-3.
Ушинский Константин Дмитриевич (1823 – 1871) — писатель, педагог, основоположник научной педагогики в России, общественный деятель. Автор колоссального наследия: учебников для начальной школы, трудов по педагогике, рассказов и сказок для детей.
В книге представлены в хронологической последовательности работы автора, посвященные общетеоретическим проблемам педагогики.
Для студентов высших учебных заведений и всех, кого интересуют проблемы отечественной педагогики и ее история.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Ушинский Константин Дмитриевич. Человек как предмет воспитания : опыт педагогической антропологии Константина Ушинского
Т. 1.- Изд. 5-е, напеч. без перемен со 2-го изд., испр. самим авт.- С.-Петербург : Тип. Н.А.Лебедева, 1881.- VII, XLII, 482 с. : ил.
«Человек как предмет воспитания» — выдающийся труд Константина Ушинского, остающийся важнейшей работой в области теории и практики педагогики. Первое издание двухтомника вышло в 1868-69 годах. Достигать целостного знания о человеке, который является объектом воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, было «правильнее устройством особых факультетов», которые он предлагал называть педагогическими или антропологическими, целью которых должно было быть «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». По метким словам автора книги, «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически…; весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания».
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Модзалевский, Лев Николаевич. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен : учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений : [в 2 частях] / Л.Н.Модзалевский ; науч. ред., вступ. ст., предм. указ. М.В.Захарченко ; [Рос. акад. образования, Сев.-Зап. отд-ние].- Санкт-Петербург : Алетейя, 2000.- (Библиотека русской педагогики).- 2000.- В б-ке имеется прижизн. изд. 1892 г.
Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896) — один из плеяды выдающихся русских ученых педагогов и практиков, создававших педагогическое образование в России. «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен» — первая в отечественной историографии работа по всемирной истории педагогики. Сразу же после 1-го издания в 1866-1867 гг. исследование Л.Н.Модзалевского было, безусловно, признано состоявшимся в качестве первого систематического освещения педагогических теорий и систем, имевших место у народов древнего и нового мира.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Акад. пед. наук СССР ; редкол.: С.Ф.Егоров, Л.Н.Пушкарев, Я.Н.Щапов ; [сост., биогр. очерки, коммент. С.Д.Бабишина, Б.Н.Митюрова] ; [предисл. Д.С.Лихачева].- Москва : Педагогика, 1985.- 366 с. : ил.- (Антология педагогической мысли народов СССР / редкол.: М.И.Кондаков (пред.) и др.).-Указ.: с. 358-364.- Библиогр. в конце ст.
Данным изданием открывается серия книг, в которых впервые отражена история развития педагогической мысли в нашей стране с древнейших времен. В книгу вошли подлинные тексты сочинений педагогов, деятелей науки и культуры по вопросам воспитания и образования.
Наряду с древнерусскими сочинениями X — XIII вв. сборник включает произведения педагогической мысли XIV — XVII вв.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. / Акад. пед. наук СССР ; [вступ. ст., биогр. очерки, сост. и коммент. П.А.Лебедева].- Москва : Педагогика, 1990.- 607 с. : ил., портр.- (Антология педагогической мысли народов СССР / редкол.: В.Д.Шадриков (гл. ред.) и др.).- Указ.: с. 601-605.- Библиогр.: с. 587-600.- ISBN 5-7155-0294-2.
В книге представлено наследие русской прогрессивной мысли второй половины XIX — начала XX в. Обновление народного образования стало самым неотложным делом после отмены крепостного права в 1861 г., когда почти треть населения страны (около 23 млн. бывших крепостных) обрела гражданские права, личную свободу. Неизбежное падение крепостного права вызвало переустройство не только аграрно-административной системы, но и всей системы просвещения в стране. Правительство, однако, по-прежнему ревниво оберегало сословно-дворянские привилегии в среднем и высшем образовании, всячески затрудняло доступ в гимназии и университеты лицам из низших сословий (крестьян, мещан, ремесленников и др.). Публикуются подлинные тексты просветителей, педагогов, ученых по вопросам воспитания и образования. К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.В. Ельницкий, А.Н. Острогорский, В.П. Острогорский, Н.И. Кареев, Д.И. Менделеев, М.И. Демков, Е.С. Левицкая, В.М. Бехтерев, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров и др.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Акад. пед. наук СССР ; [вступ. ст., биогр. очерки, сост. и коммент. П.А.Лебедева].- Москва : Педагогика, 1987.- 559 с. : ил., портр.- (Антология педагогической мысли народов СССР / редкол.: М.И.Кондаков (пред.) и др.).- Указ.: с. 552-559.- Библиогр.: с. 544-551.
В данном издании впервые предпринята попытка систематизировать педагогическое наследие русской прогрессивной мысли первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.). В хронологическом порядке публикуются подлинные тексты просветителей, педагогов, историков, философов по вопросам образования и воспитания.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Демков Михаил Иванович. История русской педагогики / М.И.Демков Ч. 1: Древне-русская педагогия (X-XVII вв.).- Изд. 3-е, испр.Москва, 1913 : Тип. Г.Лисснера и Д.СобкоXV, 302 с.- На тит. л. экз. N 40375 и N 100851 штемпель: Библиотека Фин.-эконом. учеб. Комбината.- На тит. л. экз. N 40375 штемпель: Библиотека Св. Синода.- Финансово-экономический учебный комбинат. Библиотека.- Библиотека Св. Синода. Санкт-Петербург.- Библиогр. в конце гл.
Вниманию читателей предлагается исследование русского педагога Михаила Ивановича Демкова «История русской педагогии. Древнерусская педагогия (X—XVII вв.)», которое представляет собой первую попытку свести воедино разбросанные факты из истории нашего воспитания и образования. В своем сочинении автор определяет тесную связь истории русской педагогии с историей просвещения России, не смешивая при этом историю педагогии с историей просвещения. Собрав важнейшие печатные источники и пособия, проведя сравнительный анализ, Демков вычленил все наиболее важное и существенное из истории просвещения, связав все воедино.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Марголис, Юрий Давидович. Единым вдохновением : Очерки истории унив. образования в Петербурге в конце XVIII — первой половине XIX в. / Ю.Д.Марголис, Г.А.Тишкин; С.-Петерб. гос. ун-т.- Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.- 227с.- Парал. тит. л. англ.- Заключение, содерж.- парал. рус., англ.- Библиогр. в примеч. в конце гл.- ISBN 5-288-02488-X : р40.
В данной книге освещаются основные события истории Санкт-Петербургского университета с 1765 по 1840 г. и последовательно доказывается идея преемственности высшего образования в Санкт- Петербурге в Академических Университете и Гимназии XVIII в. и в Университете, возобновившем свою деятельность в 1819 г. в составе учебных заведений Министерства народного просвещения. Аргументы в пользу этой идеи основываются преимущественно на документах Санкт-Петербургского филиала Архива Российской Академии наук, в основном впервые вводимых в научный оборот.
Книга посвящается 275-летию основания Санкт-Петербургского университета. Она рассчитана на читателей, интересующихся историей университетов, образования и отечественной культуры. Обо всём этом и не только в книге «Единым вдохновением».
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Пирогов, Николай Иванович. Избранные педагогические сочинения / Н.И.Пирогов ; ввод. ст. В.З.Смирнова ; Акад. пед. наук РСФСР.- Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952.- 702 с., [1] л. Портр.- (Приложение к журналу «Советская педагогика» за 1952 год ; кн. 1 и 2).- Указ.: с. 691-700.- Библиогр.: с. 689-690 и в подстроч. примеч.
Имя Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) составляет гордость и славу отечественной педагогической науки, народного образования. Своей выдающейся деятельностью, как в области медицины, так и народного образования Н.И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, «гармоническое развитие всех врожденных сил народа», воспитание человека-гражданина, полезного своей стране. В первой педагогической работе «Вопросы жизни» (1856) всесторонне обосновал глубоко гуманистическую идею воспитания истинного человека, гражданина, которую стремился реализовать в своей административной и научно-теоретической педагогической деятельности. Избранные педагогические сочинения издавались дважды: в 1952 и 1953 (составитель и автор вступительной статьи — В.З. Смирнов).
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Толстой, Лев Николаевич. Педагогические сочинения / Л.Н.Толстой ; [сост., вступ. ст. и примеч. В.А.Вейкшана] ; под общ. ред. Е.Н.Медынского [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики.- Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948.- 400 с., [4] л. ил., портр.- Библиогр.: с. 384-388 и в примеч.: с. 370-383.
Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — великий русский писатель, мыслитель, публицист, много сил отдавший школе, детям, педагогике. В своих статьях он стремился определить цели, содержание, методы обучения и воспитания, исходя из необходимости формирования творческого мышления и нравственного самосознания человека. Осмысление духовного, нравственного становления и развития человеческой личности явилось основой всего наследия писателя. Общественный интерес к педагогической деятельности Л. Н. Толстого был всегда велик. Его педагогические сочинения входили во все прижизненные собрания сочинений писателя. Это издание позволит читателю полнее представить педагогические взгляды Л. Н. Толстого, его практическую деятельность и новаторский подход к решению проблем воспитания и обучения.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Лесгафт, Петр Францевич. Избранные педагогические сочинения : в 2 томах / П.Ф.Лесгафт ; [сост. Г.Г.Шахвердов] ; Акад. пед. наук РСФСР.-Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1951-1952.
Выдающийся русский ученый, педагог и психолог, профессор Петр Францевич Лесгафт(1837-1909) всю свою жизнь посвятил созданию науки о человеке, раскрывая закономерности формирования его тела, интеллекта и духовно-нравственной сферы. Понимание характера ребенка, развития его ума, физических и психических проявлений — вот главное требование, которое нужно предъявлять учителю, по мнению П.Ф. Лесгафта. Сторонник систематического метода в воспитании, он создал конкретную типологию детских характеров. Закладывая основы новой науки о человеке, Лесгафт ввел множество терминов, помогающих воспринять его систему как стройную и точную методику.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Менделеев, Дмитрий Иванович. Заветные мысли.- Полн. изд. (впервые после 1905 г.).- Москва : Мысль, 1995.- 414с. : табл.- ISBN 5-244-00766-1 : 18500-00.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) принадлежал к уникальным умам своего времени, обладал разносторонними знаниями. Он — выдающийся химик, физик, крупнейший организатор промышленности, экономист, социолог, педагог. В его трудах осмыслены основополагающие проблемы общественного развития России на переломном этапе ее движения к капитализму.
Работа `Заветные мысли` закончена Д.И. Менделеевым в 1905 году.
В ней он рассуждает о желательных путях развития России: в геополитической, экономической и научной областях. В том числе о подготовке учителей и профессоров. «…Первейшею заботой стран, подобных России, видящих свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших учебных заведений…».
Многие из идей великого ученого приобрели особую актуальность в настоящее время.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Макаренко, Антон Семенович. [Избранное] / Макаренко ; сост. и авт. предисл. В.М.Коротов.- Москва : Амонашвили : Моск. гор. пед. ун-т, 1999.- 223с.- (Антология гуманной педагогики.).- Содерж.: Воспитание и развитие личности ; Педагогическая логика ; Программа личности, и др.- Библиогр.: с.222, в коммент.: с.217-221 и в подстроч. примеч. к предисл. ISBN 5-89147-022-5 : 22-00.
13 марта 2023 года исполнилось 135-лет со дня рождения всемирно известного педагога и воспитателя, писателя, прозаика и драматурга.
Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Антона Ссеменовича Макаренко (1888-1939) в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.
Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.
Задача книги — познакомить с тем, что является непреходящим в творчестве великого гуманиста, с тем, что при прошлом прочтении его творчества оставалось, по ряду причин, за скобками, но что является сегодня особенно актуальным.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Икеда Дайсаку. На рубеже веков : диалоги об образовании и воспитании / Д.Икеда, В.Садовничий.- Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2004.- 271 с., [1] л. цв. ил.- ISBN 5-211-05004-5.
Хорошо известные и высокоавторитетные в международном образовательном сообществе специалисты доктор Д.Икеда, создатель и руководитель образовательной системы Сока (Япония), и В.Садовничий, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАН, выступают участниками диалогов о роли и месте университетов в глобализирующемся мире.
Этот вопрос, ставший главным в диалогах, находится скорее в стадии своей научной постановки, нежели в состоянии реально продвинутого исследования. С этой точки зрения данная книга — важный шаг вперед в понимании и разработке сути поставленного вопроса, вопроса во всех отношениях сложного и допускающего множество подходов.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Пашковская, Ирина Николаевна. Профессиональное самоопределение педагога в гуманистической перспективе : монография / И.Н.Пашковская ; [ред. Н.И.Королева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ин-т сервиса и кономики.- Санкт-Петербург : Изд-во СПбГИСЭ, 2001.- 147 c.- Библиогр.: с. 143-147.- ISBN 5-228-00035-6 (в обл.).
Образование рассматривается как социальное явление и специфический способ его функционирования в обществе, а также пути и способы влияния образования на тип личности педагога и его профессиональное самоопределение.
Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ
Генералы духа : Выдающиеся рус. ученые и управленцы, их творчество / Отв. ред. Ю.И.Сыроежина
Кн.2.- Санкт-Петербург : Петрополис, 2001.- 639с. : ил.- (От имени Города : дела и люди 20 века).- Содерж.: Балт. гос. техн. ун-т «ВОЕНМЕХ» им.Д.Ф.Устинова, С.-Петерб. гос. мор. техн.ун-т, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.- В содерж. ст. авт.: Л.С.Тарасевич, И.И.Елисеева, Я.В.Соколов, Э.Б.Корицкий, А.Л.Дмитриев.- В содерж. также материалы о: Буковецком А.И., Ю.А.Лаврикове, Л.В.Некраше, И.Р.Николаеве, В.Н.Твердохлебове.- Библиогр. в подстроч. примеч.-ISBN 5-6708-210-5.
Книга открывает серию изданий, посвященных выдающимся людям и их достижениям в городе, который на протяжении ХХ века четырежды сменил свое имя. Книга «Генералы духа» — о героях и подвижниках науки и управления. Книга также и о том, как и где смогли воспитывать выдающихся русских ученых, об их творчестве.
В числе тех, кто высказал свои оценки и мнения по актуальным вопросам общественной и научной жизни России на этих страницах, видные ученые, преподаватели нашего университета в недавнем прошлом и настоящем.