В 2024/2025 учебном году состоялся уникальный образовательный эксперимент: 163 студента Ивановского государственного химико-технологического университета (ИГХТУ) прошли дисциплину «Физическая культура и спорт» в онлайн-формате по дополнительной образовательной программе, разработанной Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом (СПбГЭУ).
Программа, интегрированная в учебный процесс ИГХТУ, заменила традиционные аудиторные занятия видеолекциями, интерактивными заданиями и персональной поддержкой преподавателя.
Ключевые результаты года по данным анкетирования
98% студентов готовы рекомендовать программу другим студентам.
90% уверены в практической пользе полученных знаний.
40% назвали гибкость онлайн-формата главным преимуществом.
37% столкнулись с проблемой самоорганизации, но высоко оценили поддержку Центра «Открытое образование» СПбГЭУ через соцсети и напоминания-рассылки.
Фокус на качестве: студенты особо отметили работу доцента СПбГЭУ Юлии Архиповой (КМС по художественной гимнастике), чья экспертная обратная связь и консультационная поддержка стала для них ключевым мотиватором.
Оценка результатов: мнение проректоров
Проректор по образовательной деятельности СПбГЭУ Вероника Шубаева: «Онлайн-курсы и программы СПбГЭУ являются востребованным образовательным продуктом, который соответствует российским и международным стандартам. Об этом свидетельствуют отзывы студентов ИГХТУ. Успех подтверждает: онлайн-формат не снижает качество образования. Благодаря кураторству преподавателя и организационной поддержке Центра «Открытое образование» студенты не чувствовали оторванности от процесса передачи знаний. Ключевой результат – это готовность наших вузов к долгосрочному сотрудничеству».
Проректор по учебной работе ИГХТУ Ольга Смирнова: «Успешное сотрудничество позволило существенно повысить качество физического воспитания студентов, расширить доступ к образовательной среде и создать благоприятную атмосферу для активного образа жизни и успешной профессиональной деятельности выпускников. Хочу поблагодарить руководящий состав СПбГЭУ за четкую работу, предоставление доступа к онлайн-программе «Физическая культура и спорт», которая включала в себя компетенции, отнесенные к нескольким профессиям, специальностям и направлениям подготовки, быстрое реагирование на все возникающие вопросы и добрый настрой в отношении к студентам нашего вуза».
Опыт и уроки: что улучшить?
По предложению ИГХТУ в следующем учебном году тесты по модулям будут открыты студентам на постоянной основе. В планах Центра «Открытое образование» СПбГЭУ оформление учебно-методических материалов с использованием искусственного интеллекта, чтобы облегчить труд преподавателей и снизить бюрократическую нагрузку. Также будет расширяться сотрудничество по обмену опытом сетевого взаимодействия, разработке и реализации новых образовательных онлайн-программ, онлайн-курсов, совместных проектов.
3 принципа успешного сетевого партнерства СПбГЭУ и ИГХТУ
1. Четкие цели: акцент ставится на образовательных результатах.
2. Практикоориентированность: контент для сетевой программы создан 24 преподавателями-практиками кафедры физической культуры СПбГЭУ, их рекомендации приносят пользу студентам в учебе и в жизни.
3. Качественный обмен информацией и ресурсами: современный интерфейс электронной информационно-образовательной среды, четкая структура онлайн-программы с доступной навигацией, удобные каналы коммуникации преподавателей и администраторов обоих вузов помогают сделать обучение студентов насыщенным и эффективным.
Доверие + Компетенции = Качество
Первый год проекта доказал: сетевое взаимодействие может не только сохранить, но и повысить качество преподавания дисциплин в онлайн-формате. Студенты разных направлений подготовки ИГХТУ теперь системно осваивают культуру здоровья в удобном для них формате. «Если вуз ищет сильных компетенций у партнера, то для взаимодействия нужно выбирать те направления работы (компетенции), которые отсутствуют или слабо представлены в собственном вузе»,– посоветовала будущим вузам-партнерам Ольга Смирнова (ИГХТУ).
СПбГЭУ, имеющий успешный опыт создания и реализации качественных онлайн-курсов, подтвердил статус эксперта в онлайн-обучении. Это результат изначально правильно выстроенной системы взаимодействия через участие в конференциях, обмен ресурсами, совместные проекты. «Когда работа идет на постоянной основе, партнер видит качество образовательных ресурсов и уровень профессионализма преподавателей. На этом базисе возникают доверительные отношения и создается долгосрочная перспектива успешного партнерства, а не короткие контакты.
Мой совет – выстраивайте системы доверия и качества, чтобы совместная образовательная деятельность приносила пользу как студентам, так и вузам в целом», – подчеркнула Вероника Шубаева (СПбГЭУ).