18 октября 2013

Национальные концепции качества

30 сентября — 4 октября 2013 года прошла  Четвертая международная научно-практическая конференция «Национальные концепции качества: опыт и перспективы европейской интеграции», организатором которой выступил Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ).

Научно-практическая конференция «Национальные концепции качества» традиционно проходит в СПбГЭУ с 2010 года. Ежегодно  определяется актуальная проблема конференции. В 2013 году конференция прошла по проблематике европейской интеграции в области управления и обеспечения качества.

Учитывая пожелания участников, последние два года формат международной конференции предполагает проведение заседаний, круглых столов, семинаров в Санкт-Петербурге и за рубежом. Так, в 2012 году мероприятия конференции были организованы в Санкт-Петербурге, Швеции и Финляндии.  В 2013 году   конференция прошла в Санкт-Петербурге и Дании.  

Конференция была организована при участии и поддержке Министерства образования и науки РФ, Всероссийской организации качества,    Комитета по науке и высшей школе и Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга, ФБУ «Тест-С.-Петербург», Стокгольмской школы экономики,  Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, АНО «Балтийская Международная бизнес-школа индустрии деловых встреч», журнала «Стандарты и качество».
В работе международной научно-практической конференции приняли участие более 150  представителей вузов (преподавателей, аспирантов, студентов), организаций и предприятий, органов управления образованием, общественности и бизнес-сообществ из различных регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Хабаровска, Владивостока, Саранска, Воронежа, Саратова, Тулы и других, – а также дальнего и ближнего зарубежья.

В первый день конференции был организован семинар «Организация учебного процесса программ Executive MBA Стокгольмской школы экономики»  в Санкт-Петербурге.

Второй день конференции включал  пленарное заседание, на котором были рассмотрены проблемы качества в отраслях экономики и сферах общественной жизни, в том числе в промышленности, строительстве, образовании, сфере услуг, органах муниципального управления.

С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор СПбГЭУ  Игорь Максимцев, который отметил, что в современных условиях повышение качества образования и научных исследований выступает  важнейшей стратегической задачей  развития российской системы образования и академической науки. В этой связи высокое качество образования и научных исследований является  одним из основным конкурентных преимуществ СПбГЭУ –  крупнейшего многопрофильного экономического университета России.  

Не менее важное значение для развития российской экономики имеет подготовка кадров в области экономики и управления качеством для предприятий и организаций различных отраслей (промышленность, строительство, банковская сфера, сервис, туризм и т.д.). Востребованность специалистов, обладающих современными знаниями в области международной стандартизации, сертификации, управления качеством постоянно растет.

Обеспечение качества образования должно базироваться на высоком профессиональном уровне профессорско-преподавательского состава, инновационных  педагогических и научно-исследовательских технологиях, современной материально-технической базе, высоком профессиональном уровне организации системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международных стандартов.

В числе ключевых докладов пленарного заседания  было выступление академика РАН, заслуженного деятеля науки и техники РФ, генерального директора ФГБУ «Тест-С.-Петербург»  Владимира Окрепилова и заместителя генерального директора ФГБУ «Тест-С.-Петербург» Галины Ивановой, в котором рассмотрены проблемы устойчивого развития административно-территориальных образований в обеспечении качества жизни. Также свой доклад представили  ректор Игорь Максимцев и проректор по качеству Елена Горбашко, в нем была исследована роль стандартизации в развитии европейской интеграции в обеспечении качества образования.
В числе других актуальных проблем, рассмотренных  на пленарном заседании было повышение конкурентоспособности в системе стратегических приоритетов развития национальных исследовательских университетов, информационные технологии для повышения качества подготовки специалистов,  современные тенденции в управлении инновационными проектами и процессами, роль систем менеджмента качества университетов Украины  в процессах  европейской интеграции, проблемы управления качеством образовательных услуг на основе статистических методов контроля, роли образования в развитии инновационно-ориентированной экономики и др.

В рамках конференции  в СПбГЭУ также  были проведены круглые столы:  «Управление качеством на предприятиях (организациях) в условиях международной интеграции», «Перспективы европейской интеграции в области обеспечения качества образования». Активная дискуссия, проведенная участниками конференции, позволила обменяться опытом и мнениями в рамках предлагаемой тематики, а также определить пути дальнейшего сотрудничества, направленные на развитие теоретических исследований и практических разработок в области управления качеством.

Большой интерес вызвал студенческий вебинар на тему «Проблемы повышения качества продукции в условиях вступления России в ВТО», в ходе которого трансляция осуществлялась на площадках СПбГЭУ и вузов-партнеров. Участниками вебинара выступили студенты Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича», НИУ «Мордовский государственный университет им.Н.П. Огарева», в основном обучающиеся на образовательных программах бакалавриата и магистратуры  по направлениям и профилям, связанным с управлением качеством. Все студенты по результатам участия в конференции получили сертификаты.

Вторая часть конференции была организована в Дании. В рамках выездной части конференции участники посетили мероприятия (семинары и  круглые столы), которые были организованы партнерами конференции в Копенгагене, Миддельфарте и Оденсе. В Копенгагене прошел семинар «Модели оценки качества образования», организованный в  Датском Институте Оценки (Danish Evaluation Institute – EVA). В презентации директора Национального аккредитационного агентства Дании (ACE Denmark) Рюне Хансена были освещены вопросы организации системы высшего образования в Дании, процедуры и методы внешней аккредитации образовательных программ в Дании. Интересными были презентации, рассказывающие об опыте независимой общественно-профессиональной оценки, проводимой Датским Институтом Оценки – EVA.

В Оденсе в Тиетген колледже прошли семинар и круглый стол по вопросам качества образования. Живой интерес вызвала презентация директора международного департамента Центра компетенций Тиетген колледжа Регитцы Кристенсен, которая рассказала о стандартах и рекомендациях ENQA и их применении в высших учебных заведениях Дании, привела результаты ряда проектов в области обеспечения качества образования, реализуемых в Тиетген  колледже и других европейских университетах партнерах.

В городе Миддельфарт семинар прошел в Центре развития региона Лилебель Дании. В рамках презентаций директор центра Питер Саабье Симонсен и сотрудники Центра рассказали о проектах в области защиты окружающей среды, обеспечения качества жизни населения в регионе, устойчивого развития региона и др. В процессе дискуссии обсуждались вопросы сотрудничества в области развития систем менеджмента качества, методов и технологий управления качеством при подготовке совместных международных  проектов.

По окончании работы конференции   были подведены  итоги и принята следующая резолюция:
Конференция, обобщив предложения докладчиков и выступающих по развитию национальных концепций качества, рекомендует:
1.    Способствовать  дальнейшему продвижению национальных концепций качества в России и за рубежом на основе проведения международных научно-практических конференций, семинаров, публикаций  в ведущих российских экономических журналах, в т.ч. «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», «Качество образования», «Менеджмент качества», «Экономика и регион», «Экономика качества», «Качество.Инновации.Образование», «Известия СПбГУЭФ», а также международных изданиях.
2.     Продолжить  работу в области подготовки и издания современной учебно-методической литературы по управлению качеством для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
3.     Рекомендовать Всероссийской организации качества способствовать развитию деятельности в области формирования профессиональных стандартов и национальных квалификационных требований в области управления качеством,  создания центра оценки персонала как основы процесса подготовки кадров.
4.     Активизировать просветительскую деятельность в области пропаганды идей управления качеством с целью повышения мотивации руководителей предприятий и организаций в реализации принципов и методов менеджмента качества как основы повышения конкурентоспособности отечественной продукции в условиях вхождения России в ВТО.
5.     Способствовать  активизации  европейской интеграции в области обеспечении качества образования с целью развития международного образовательного пространства.
6.    ИСО  серии 9000 должны быть   направлены на повышения качества управления в организациях. Рекомендовать образовательным учреждениям шире использовать ИСО 9004:2009, так как он ориентирован на достижение устойчивого успеха в организации.
7.    Рекомендовать включать курс стандартизации в образовательные программы не только технических, но и гуманитарных университетов, поскольку в настоящее время стандартизация получила распространение практически  во всех отраслях и сферах экономики.
8.     Провести в 2014 году пятую Международную научно-практическую конференцию «Национальные концепции качества: повышение качества  в обеспечении устойчивого развития экономики».