Буллинг (травля), как явление, представляет собой симптом болезни общества или отдельной социальной группы людей.
Буллер — это лицо или группа лиц, которые являются инициатором агрессии, направленные на одного и того же человека или одной и той же группы лиц.
Преследуемые являются жертвами и постоянными мишенями для буллинга [3].
Последствиями буллинга являются тяжелые психологические травмы, на избавление от которых, у личности подвергшейся травле, в некоторых случаях, уходят годы.
Для буллера, как агрессора, характерны черты следующие черты:
— агрессия и враждебность;
— раздражительность и не способность сдерживать вербальную агрессию;
— подозрительность и придирчивость;
— вспыльчивость, импульсивность, жестокость в действиях.
Буллер, как инициатор травли, это — человек эмоционально незрелый, с низким уровнем эмпатии, низкой самооценкой и высоким уровнем личностной и социальной тревоги. Прямая агрессивная конфронтация в общении с жертвой, может являться признаком психологической защиты буллера и стремлением самоутверждения за счет унижения другой личности.
Жертва буллинга — человек, подвергающийся травле. Жертвой буллинга может стать любой человек. Заметить сразу «красные флажки», когда нарушаются личные границы непросто.
Одного эпизода вербального нападения со стороны буллера может быть достаточно, чтобы начался процесс травли. Для жертвы буллинга характерно особое поведение, называемое виктимным. Виктимное поведение становится поводом регулярного нападения со стороны буллера.
Виктимное поведение выражается не просто в неспособности противостоять нападению, часто жертва и не подозревает, что определенные микродвижения тела, фразы, тон голоса, выражение лица может расцениваться агрессором, как повод к травле.
Виктимное поведение имеет устойчивые черты и формируется у личности годами, как особый стереотип поведения, реагирования на ситуации. Для психологии жертвы характерны иррациональные установки личности, которые формируют особую картину мира.
Так, убеждения личности о том, что человеку все должны или он должен соответствовать ожиданиям своей социальной группы или авторитетных для него лиц, могут являться признаками виктимного поведения.
Как жертва, так и буллеры имеют в своем поведении признаки виктимности.
Стадные буллеры несамостоятельные, ими движет конмфорное поведение — поведение, характерное для личности, находящейся под влиянием и давлением толпы.
Часто, стадные буллеры являются жертвами групповой динамики, жертвами влияния заводил внутри своей группы.
Буллинг является процессом систематическим и организованным. Физическое или психическое насилие в отношении одной или нескольких личностей происходит не одномоментно, но продолжается длительное время.
Травля происходит в ситуациях, когда личность или группа людей не может себя защитить себя в сложившейся ситуации.
Человек, подвергающийся травле испытывает постоянный психологический стресс, которая может привести к серьезным психическим заболеваниям или психологическим расстройствам.
Согласно лонгитюдному исследованию здоровья подростков и взрослых, у тех, кто подвергался буллингу в юности, присутствует высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний [4].
В университетской среде участники образовательного процесса могут сталкиваются с различными проявлениями буллинга, как во взаимоотношениях со сверстниками во взаимоотношениях с преподавателями.
Буллинг выражается в социальной, физической, вербальной и цифровой агрессии по отношению к личности.
Существуют такие виды цифрового буллинга, как: кибермоббинг, троллинг, фрейпинг, хейтинг.
Так, кибермоббинг заключается в форме групповой травли через сеть Интернет, социальные сети, групповые чаты в мессенджерах. Негативно настроенная группа людей осуществляет тактику распространения слухов, дискредитации репутации жертвы и ее запугивания.
Мобберы добавляют жертву в специально созданный для травли чат, где находится группа преследователей и другие члены группы. В таком чате жертва подвергается психологическому насилию и оскорблениям. В случае обращения жертвы за помощью, кибермобберы удаляют чат и доказательством того, что человек подвергался травле могут быть только скриншоты участников чата, и сообщений, сделанные жертвой.
Термин «моббинг» ввел австрийский зоолог и зоопсихолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине — К. З. Лоренц. Он описал структуру и механизм моббинга, наблюдая за поведением животных [1].
Троллинг — представляет собой провокации, основанные на издевательстве с сарказмом в личном, чаще в сетевом общении с жертвой. Задача подстрекателя вывести жертву из себя вызвать у нее агрессию, сделать так, чтобы она потеряла контроль над собой.
Троллинг в сети может стать поводом для проявления физической агрессии со стороны преследователя или группы преследователей.
Фрейпинг — эта ситуация буллинга, когда агрессор, каким-либо образом получает контроль над учетной записью в социальных сетях жертвы и распространяет от ее имени нежелательные сообщения, с целью унижения жертвы и очернения репутации преследуемого.
Хейтинг в сети представляет собой негативные комментарии, неконструктивную критику и высказывания, которые хейтеры оставляют под постом или фотографией в социальных сетях жертвы.
Согласно исследованиям К. Ю. Глух, А. Е. Котова, в студенческой среде, буллингу подвергаются одинаково часто и юноши и девушки [2].
Для эффективного формирования безопасной образовательной среды и своевременного принятия мер со стороны сотрудников центра психологической и социальной поддержки, студентам не рекомендуется замалчивать о ситуациях в коллективе.
Минимизация проявлений боулинга в образовательной среде вуза осуществляется через реализацию комплекса организационно-управленческих и информационно-просветительских мероприятий: лекций, тренингов, психодиагностических мероприятий, групповых и индивидуальных консультаций.
Организация мероприятий по профилактике и минимизации проявлений буллинга осуществляется по запросу сотрудников и студентов СПбГЭУ.
В компетенции сотрудников центра социально-психологической поддержки входит обучение участников образовательного процесса:
— навыкам ассертивного общения, а также;
— навыкам регулирования конфликтных ситуаций;
— навыкам стрессоустойчивости и эмоциональной саморегуляции.
Анастасия Владиславовна Егорова
директор центра социально-психологической поддержки СПбГЭУ
e-mail:egorova.av@unecon.ru
Список использованных источников:
1. Бисултанов М. С-а, Ершова К. Д. Теория агрессии К. Лоренца // Вестник науки. 2019. №5 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-agressii-k-lorentsa (дата обращения: 28.01.2025).
2. Глух К. Ю. Котов А. Е. Профилактика явлений абьюза и буллинга в студенческой среде вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-yavleniy-abyuza-i-bullinga-v-studencheskoy-srede-vuza (дата обращения: 28.01.2025).
3. Шахбанов М. С. Агрессивная жертва преступления: виктимологический и криминологический аспекты. [электр.ресурс]: https://conf.siblu.ru/agressivnaya-zhertva-prestupleniya-viktimologicheskiy-i-kriminologicheskiy-aspekty (дата обращения: 28.01.2025).
4. Kibriya, Sh., Zhicheng Phil Xu & Yu Zhang (2017). The Negative Consequences of School Bullying on Academic Performance and Mitigation Through Female Teacher Participation: Evidence from Ghana. Applied Economics. 49 (25), 2480–2490. Available from: doi:10.1080/00036846.2016.1240350.