Редакция газеты «Экономист» взяла интервью у проректора по международным связям СПбГЭУ Дмитрия Василенко, на котором обсудили тенденции в сфере международного образования, программы с участием зарубежных вузов-партнеров и перспективы расширения сотрудничества с университетами из разных стран мира.
— Сегодня ведущие российские вузы ставят перед собой задачи по расширению международного сотрудничества с другими зарубежными университетами. Какие задачи ставит перед собой СПбГЭУ?
— Международная деятельность во всем своем многообразии была и остается одним из основных конкурентных преимуществ нашего университета. Во-первых, мы работаем над развитием и расширением образовательных возможностей для иностранных граждан, в том числе, с целью развития механизмов «мягкой силы» и усиления присутствия России в разных регионах мира. Во-вторых, за счет апробации и внедрения новейших образовательных технологий, обеспечения доступа к знаниям, опыту и квалификациям мирового уровня мы постоянно повышаем конкурентоспособность университета как на национальном, так и глобальном уровне. С 1989 года в СПбГЭУ был накоплен огромный опыт реализации совместных международных образовательных программ и исследовательских проектов: мы участвуем в программах академических обменов, направляем и принимаем студентов и преподавателей, проводим летние и зимние школы, крупные международные научные конференции. Мы участвуем в работе региональных ассоциаций вузов и узкоспециализированных научных сетей, а также активно привлекаем российский и иностранный бизнес к различным интересным проектам.
— Особую гордость составляют наши выпускники, которые делали и делают успешную карьеру на родине — занимают посты в национальных органах власти, банках и корпорациях, работают в университетах и научных центрах. Например, во Вьетнаме, Китае и Монголии по инициативе самих выпускников созданы ассоциации, в которых бывшие студенты продолжают общаться, поддерживают друг друга и помогают Альма-матер. Все это позволяет нам развивать и сохранять устойчивые международные контакты.
— Какие актуальные тенденции в области развития международного образования сегодня можно выделить?
— Можно назвать несколько таких тенденций. Первая – возросшая актуальность онлайн форматов. Пандемия научила нас относиться к обучению гибко, так как была нарушена академическая мобильность, иностранные студенты не могли вернуться на учебу из дома, а наши ребята уехать за границу. Так в программах появились смешанные онлайн-курсы, выросла толерантность к преподаванию в онлайн-формате, а научные конференции теперь повсеместно используют гибридный формат, позволяя докладчикам выступать и в зале, и удаленно.
— Вторая тенденция связана с изменением географии. Если раньше мы работали, в большей степени, в Европе, Китае и США, то сейчас мы работаем по широкому фронту – Китай, страны Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближний Восток и Латинская Америка, появляются новые проекты и в Африке.
— Третья тенденция – международные программы и проекты становятся более заточенными под нужды бизнеса. Например, мультимодальный транспортный коридор «Север-Юг», альтернативный китайскому «Один пояс — один путь», требует не только научного обоснования, но и подготовки новых кадров, задействованных в международной логистической цепочке. Яркий пример — наша совместная с ОАО «РЖД» международная программа в сфере железнодорожной логистики. В ее рамках сейчас ведется семестровое обучение студентов-логистов из стран Центральной Азии, а в следующем году мы расширим ее на ребят из Ирана, Монголии и Китая. С помощью такой программы мы не только закрываем кадровые потребности ОАО «РЖД», но и активно работаем с нашими вузами-партнерами в разных странах, помогая повысить качество подготовки специалистов для национальных транспортно-логистических компаний.
— Как перестроился образовательный процесс в связи с санкциями против России?
— В 2022 году перед российскими вузами встал вопрос выбора дальнейшей стратегии международного сотрудничества. Существовало несколько вариантов развития событий: полностью прекратить международное сотрудничество и закрыться от всех; попытаться переждать или носиться по миру, предлагая сотрудничество всем подряд. Все эти подходы оказались неверными. Мы же изначально решили, максимально сохранив все наши наработанные годами связи, программы и проекты, перенести их в другие регионы и на другие площадки. Если наши зарубежные вузы-партнеры хотят продолжить с нами работать в новых условиях, а профессура и студенты хотят к нам по-прежнему приезжать, то мы должны все эти возможности использовать. Одновременно с этим мы развиваем новые контакты и направления, используя готовые программы, конференции, научные проекты и т. п.
—Как складывается сотрудничество с Китаем в новых условиях?
— Университет работает с университетами КНР с 1989 года и располагает очень хорошей базой для развития контактов. Наряду с ведущими европейскими языками традиционно в нашем университете изучается китайский. Сейчас уже более 750 наших студентов осваивают китайский, и это дает им возможность массово ездить на стажировки, языковые практики, летние школы и лагеря в Поднебесную. Одновременно с этим мы продолжаем учить сотни студентов из КНР на основных программах, по программам обмена и на курсах русского языка. В этом году мы начинаем преподавание русского языка в нескольких ведущих средних школах провинций Цзилинь, Аньхой и Шаньдун. Кстати, у СПбГЭУ есть и лицензия на повышение квалификации китайских чиновников.
— СПбГЭУ более 12 лет возглавляет Ассоциацию экономических вузов России и Китая. В стенах университета при содействии Правительства КНР в 2015 году была открыта первая в России и единственная в стране Китайская библиотека.
— Нужно понимать, что российским вузам с богатыми традициями сотрудничества с КНР, в момент обрушения контактов с западным академическим сообществом, именно Китай помог сохранить международные связи и международные программы в полном объеме. Один из успешных примеров реализации совместных программ с китайскими партнерами — программа по цифровой экономике с Цзяньсийским финансово-экономическим университетом — одним из лучших китайских экономических вузов. Это большой и значимый проект в области подготовки инновационных кадров для китайской экономики, получивший поддержку Министерства образования Китая. Три года студенты обучаются в Китае по учебным планам СПбГЭУ, а на четвертом приедут учиться в наш университет. Часть учебного плана мы закрываем российскими преподавателями, часть закрывается кадровыми ресурсами наших китайских партнеров.
— С какими странами кроме Китая еще сотрудничает ваш вуз?
— Мы открыты ко всем, у кого есть желание, возможности и академическая репутация. Мы сохраняем обмены с университетами Германии, Франции и Австрии на западе, Кореи и Японии – на востоке. Мы открываем новые горизонты с Вьетнамом, Таиландом, Сербией, Турцией и Эмиратами. Наши студенты с удовольствием выезжают по обмену в Турцию, Таиланд, Корею. Мы активно работаем на пространстве СНГ. За последние два года мы провели десяток крупнейших престижных международных конференций по экономике энергетики, менеджменту качества и маркетингу в Бишкеке, Баку, Алматы и Ташкенте. Это мероприятия высокого уровня с зарубежными спикерами, среди которых есть западные и восточные академические и корпоративные партнеры. Таким образом, на нейтральной территории наши новые партнеры знакомятся с нашими старыми партнерами и участвуют в образовательных и научных проектах высочайшего уровня.
— В каких еще интересных международных образовательных проектах участвует СПбГЭУ?
— Мы принимаем участие в проекте InteRussia, программе стажировок Фонда публичной дипломатии имена Александра Горчакова. Участники программы — зарубежные молодые специалисты из разных сфер от кинематографии и журналистики до энергетики и здравоохранения, которые заинтересованы в профессиональном развитии, интересуются русской культурой и жизнью нашей страны. Наш университет реализует две таких месячных стажировки для специалистов ТЭК стран АСЕАН и Латинской Америки. Мы собираем команду ведущих российских экспертов, организуем посещение крупнейших объектов энергетической инфраструктуры, разбираем актуальные кейсы вместе с представителями российских энергетических компаний. Таким образом, участники погружаются в специфику российского энергетического бизнеса. В ходе программы участники из разных стран знакомятся друг с другом, перенимают опыт, обзаводятся новыми связями, что вносит вклад и в региональное энергетическое сотрудничество.
— А как обстоят дела с западными вузами? Есть те, кто продолжает сотрудничество?
— У нас остался целый ряд европейских вузов, которые продолжают активно работать с нами. Это университеты из Германии, Австрии, Франции. По ряду международных образовательных проектов они сотрудничают с нами и нашими партнерами из Центральной Азии. В августе 2024 года мы будем принимать участие в организации двух летних школ на территории Кыргызстана и Казахстана. Там будут представители немецких вузов-партнеров, как студенты, так и преподаватели, преподаватели из Бишкека и Алматы, наши студенты и профессура. Так мы сохраняем старые связи и развиваем новые.
— Чтобы вуз мог по-прежнему продуцировать исследования и создавать образовательные программы глобального уровня, нужны как зарубежные преподаватели и эксперты, так и российские преподаватели и исследователи, получившие зарубежный опыт. Международное сотрудничество — это всегда про бенчмаркинг, про поиск лучших практик. Это способ аккумулировать эти практики: перерабатывать их, что-то принимать, что-то отторгать, но всегда развиваться. Поэтому нужно продолжать внедрять лучшее из международного опыта в образовательный и исследовательский процесс. Академическая сфера от этого станет только лучше.
P.S. В 2024 году дипломы СПбГЭУ получили студенты из разных стран мира – Бангладеш, Армении, Гватемалы, Казахстана, Молдовы, Вьетнама, Туркменистана, Узбекистана, Китая, Великобритании, Южной Кореи, Бразилии, Алжира.