19 декабря 2023

Годичное собрание Совета старейшин СПбГЭУ

18 декабря 2023 года состоялось годичное собрание Совета старейшин Санкт-Петербургского государственного экономического университета. На обсуждение участников собрания была внесена тема: «Преподаватель университета в координатах новой модели национального высшего образования». 

Открыл собрание ректор СПбГЭУ – доктор экономических наук, профессор Максимцев Игорь Анатольевич. В своем выступлении он отметил, что в университете проводится системная работа по популяризации социально-этических и духовно-нравственных ценностей среди молодежи. Большую роль в этом направлении выполняет Совет старейшин. Ректор сделал акцент на том, что преподаватели-наставники демонстрируют образцы воспитания и обучения молодежи, способствуют укреплению связи поколений в развитии духовно-нравственных начал у обучающихся.

Участникам собрания была представлена научная аналитическая записка председателя Совета старейшин — Заслуженного деятеля науки РФ, Заслуженного работника высшей школы РФ, профессора Афанасенко Ивана Дмитриевича. Он обратил внимание на роль наставника-учителя и воспитателя в жизни каждого человека. Цифровая реальность привлекает всех невероятно возросшими возможностями информационно-коммуникационных технологий, однако человеческое общение стало новой ценностью. Взаимодействие с молодежью – это беседы, совместные конференции, наставничество, собственный пример. Отметил, что чрезвычайно важная задача стоит в области подготовки экономиста-инженера, отвечающего современным потребностям цифровой экономики и социальной жизни России. Эти предложения были поддержаны проректорами СПбГЭУ, профессором Шубаевой Вероникой Георгиевной, профессором Малевич Юлией Валерьевной.

На собрании выступили: Заслуженный деятель науки РФ, Почетный профессор СПбГЭУ Багиев Г.Л.; Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой общей экономической теории и истории экономической мысли профессор Миропольский Д.Ю.; Почетный профессор СПбГЭУ, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Нинциева Г.В.; Заслуженный деятель науки РФ, профессор информатики кафедры Трофимов В.В.

Участники собрания согласовали общую практико-ориентированную позицию в понимании основных направлений реализации задач становления новой модели высшего образования, включая развитие и совершенствование наставничества в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете и выработали следующие рекомендации по его дальнейшему развитию:

  1. Предусмотреть выявление, изучение и распространение имеющегося положительного опыта наставничества в СПбГЭУ через публикации, проведение семинаров, мастер классов.
  2. Выступить с инициативой создания «добфака» (нулевого курса обучения) для добровольцев СВО, вернувшихся к гражданской жизни и желающих получить высшее экономическое образование. Для этого можно использовать опыт работы «рабфаков», который применяли для обучения молодежи, отслужившей в армии и желающей получить высшее образование.
  3. Обеспечить повышение квалификации руководителей структурных подразделений и преподавателей университета по вопросам организации и реализации форм наставничества.
  4. Включение в образовательные программы повышения квалификации преподавателей модуль «Наставник».
  5. Предусмотреть разработку форм и видов поощрений преподавателей-наставников за выдающиеся достижения по организации и развитию системы наставничества в СПбГЭУ.
  6. Учитывать в учебной нагрузке преподавателя работу, связанную с подготовкой учебника.
  7. Провести анализ образовательных программ (ОПОП) с точки зрения реализации в этих программах нравственно-воспитательного потенциала дисциплин.
  8. Внедрить цифровые инструменты дата-центричного педагогического дизайна в учебный процесс. Поддержать проект «Цифровые кафедры».
  9. В работе с молодёжью и подготовке специалистов опираться на созидающую идеологию, гармонию и воспитание чувства патриотизма.

Справочно:

Совет старейшин – внутреннее структурное подразделение нашего университета. Это новое организационное звено было образовано решением Ученого совета университета 30.08.2013 года из числа профессоров, имеющие почетное звание Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ,  Почетный профессор университета, в целях более полного использования жизненного, профессионального и научного опыта заслуженных людей в различных сферах деятельности университета. Это постоянно действующий коллегиальный орган управления и социального контроля при ректоре университета. Работа Совета старейшин – специфический вид деятельности. Он отличается от других структур вуза тем, что объединяет выдающихся деятелей науки и образования. Жизнь преподносит сложные, непредвиденные проблемы. Требуется подключение усилий людей, способных решать сложные проблемы. Ни один орган в ректорате этим не занимается. Наиболее важные вопросы выносятся на обсуждение годичного собрания Совета старейшин. Особенно важно это делать сейчас, когда происходят радикальные изменения в жизни общества и университета. Есть такие проблемы, которые требуют принятия «неудобных» решений. Для принятия таких решений ректору нужны аналитические данные, или выявление назревающих проблем, которые потребуют решения. Совет старейшин стоит на страже лучших исторически сложившихся традиций и нравственных ценностей университета.

Ректор университета информирует Совет старейшин по вопросам, требующим обсуждения, и высказывает свои рекомендации по работе совета. Совет старейшин рассматривает идеи и предложения, по которым ректор желает знать мнение старейшин. Задача Совета старейшин – оказание консультативной помощи и выработка рекомендаций по развитию научно-образовательного потенциала СПбГЭУ. Бывает и так, что Совет старейшин по собственной инициативе рассматривает наиболее важные вопросы жизнедеятельности университета и выносит по ним рекомендации ректору или руководителям конкретных подразделений университета.

Все члены Совета старейшин – выдающиеся личности. Они все имеют высшую оценку руководящих органов страны (награду) – Заслуженный деятель науки РФ или Заслуженный работник высшей школы РФ. Оценка каждому из них уже дана Правительством нашей страны; их труд уже оценен. Не в каждом университете есть такой мозговой аналитический орган, объединяющий выдающихся ученых и педагогов.

Рубрика