24 декабря 2024

Игорь Максимцев: «90% студентов знают, кем хотят быть после окончания вуза»

Какие направления подготовки сегодня наиболее востребованы, как сочетаются теория и практика в современном вузе, и чем вуз может помочь бизнесу помимо подготовки кадров — в интервью РБК+ Петербург рассказал ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев.

Другое время — другие студенты

— Жесткая денежно кредитная политика вызывает очень много споров. Участвует ли университет в этих дискуссиях и какую позицию занимает?

— Конечно, ситуация достаточно непростая, потому что ставка рефинансирования растет — с перерывами — на протяжении уже почти нескольких лет. Говоря о развитии промышленности, возникает вопрос, сможет ли продукция, произведенная с использованием дорогого кредита, окупить затраты на производство, оплату труда, закупку необходимого оборудования и запчастей?

Мы видим, что ряд экспертов — в том числе Герман Греф — начинают критиковать Центральный банк за медлительность и нерешительность в отдельных процессах, потому что возможное снижение ставки ожидается только в следующем году. Мы, экономисты, тоже не во всем согласны с действиями Центрального банка. С другой стороны, я руковожу университетом, а не ЦБ. И я уверен, что в действиях Центробанка есть своя внутренняя логика, и этим вопросом занимаются специалисты очень высокого уровня.

— Экономика стала ключевой темой и в новостях, и в «разговорах на кухне». Замечаете ли вы в связи с этим рост внимания к экономическим специальностям со стороны абитуриентов? Или изменения в поведении студентов?

— Действительно, студенты уже другие. Они интересуются не только макроэкономической ситуацией внутри страны, они прекрасно понимают, что мы часть мировой экономической системы и во многом от тех или иных региональных процессов зависит и экспортная составляющая Российской Федерации, и уровень производства тех или иных изделий, машин и механизмов, в том числе и добыча ископаемых, добыча нефти и газа. И здесь наша задача доступным языком рассказать, что происходит и какие могут быть прогнозы. У нас регулярно проходят круглые столы, на которые приезжают и выпускники, которые сейчас стали большими руководителями, позволяя ребятам получить информацию из первых уст.

— Вы сказали, что студенты изменились. Как вам кажется, что стало причиной этих перемен?

— У них появилась мотивация не просто провести 4-6 лет в стенах вуза, потому что их направили родители или они получили хорошие оценки в школе. Они нацелены уже на конкретные направления, и многие из них, процентов 90%, знают, кем они хотят быть после окончания вуза.

Практика и реальные задачи

— Расскажите, пожалуйста, как сегодня происходит взаимодействие образовательного процесса и рынка труда?

— Мы для себя поняли необходимость движения в этом направлении еще примерно в 2002 году, когда теория шла в отрыве от практики, а экономическая ситуация в России была достаточно сложная. Были созданы специальные советы по всем направлениям подготовки, в которые, наряду с нашими педагогами, вошли представители среднего и малого бизнеса, крупных компаний. Они читают лекции, ведут семинары, выступают в свободное время, рассказывая о своих компаниях, ставят задачи перед студентами по написанию курсовых, дипломных и иных работ. Эта работа дает хорошие результаты — в последние годы трудоустройство выпускников достигает 98%.

— Видите ли вы изменения в плане тех или иных направлений в образовании, к которым стремится интерес студентов?

— Безусловно, в последние годы востребовано все, что связано с ИТ-технологиями в бизнесе. Здесь наша задача — подготовить людей, которые будут знать экономическую составляющую программ и быть своего рода «переводчиками». У нас очень хорошее сотрудничество и с «Политехом», и с ИТМО, и работа наших студентов со студентами инженерных и технических университетов позволяет в дальнейшем создавать очень хорошие команды.

У нас сильное направление, связанное с математическим моделированием. В основном, мы на него забираем выпускников 239-ой гимназии, потому что здесь необходима сильная школьная подготовка. Крупный бизнес понимает важность математического моделирования в бизнесе, и этих ребят разбирают «как горячие пирожки» — некоторых приглашают на работу уже на втором курсе.

— Можете привести примеры сотрудничества экономического и технических вузов?

— В Петербурге общие команды создаются, в том числе, по просьбе правительства города. Это все, что касается развития транспортной структуры, фармацевтики, развития кораблестроения и судостроения, все, что связано также с созданием комфортной среды для горожан. Ребятам дают конкретные задания, в том числе, студенты принимали участие в расчетах по 10 мегапроектам, о которых говорил губернатор города Александр Беглов.

— В каких еще направлениях важна кросс-дисциплинарность с экономическими специальностями?

— Мы активно работаем последнее время с медицинским сектором. Многие главные врачи поликлиник и больниц Петербурга получают дополнительное образование в наших стенах.

И одно из важнейших направлений для кросс-дисциплинарных исследований — это искусственный интеллект. Чем больше на планете создается продуктов, тем больше мы понимаем те риски, которые они могут принести в будущем. И задача специалистов нашего университета — по возможности эти риски рассчитать.

— Если говорить об университете как об экспертном центре, как изменился запрос со стороны и что сейчас в тренде?

— Университет активно работает с Росконгрессом, и наши ученые уже почти 10 лет работают как эксперты, обеспечивают содержательную часть сессий, и затем анализируют итоги экономического форума, чтобы следующая площадка стала более насыщенной, конкретной интересной.

Мы активно работаем с правительством города, с ведущими компаниями крупного и среднего бизнеса. Так, мы проводили научную работу в интересах ПАО «Газпром» по изменению климата до 2050 года. И те риски, которые мы просчитали, смоделировали, легли в основу работы компании.

Международные отношения

— Возвращаясь к студентам, как изменились на сегодняшний день программы обмена, с кем поддерживаются отношения?

— Мы вуз интернациональный, у нас всегда обучалось очень много иностранцев. И в эти годы около 1,5 тыс. иностранных студентов учатся в наших стенах. И для российских студентов очень важно пройти стажировку или обучение за рубежом. На сегодня, конечно, стратегическим партнером в этом плане является Китайская Народная Республика. Наряду с КНР наши студенты выезжают и во Вьетнам, и в Таиланд. Так же продолжается обмен студентами с Японией. Мы работаем со всеми государствами СНГ. Отмечу, что международные обмены важны не только для студентов, но и для педагогов. Наших педагогов мы направляем на стажировку в вузы-партнеры.

— Что интересного могут почерпнуть российские студенты у китайской экономической школы?

— Китайская экономическая школа очень быстро развивается. За очень короткий отрезок времени китайскими партнерам удалось пройти путь своего становления и развития. Очень много китайских студентов и педагогов стажировалась, обучалась в зарубежных вузах и в Латинской Америке, в США, в Канаде, в Европе, в Японии.

Буквально месяц назад большая группа наших педагогов была в Китае. Мы проводили совместную конференцию, и мы еще раз убедились, что те знания, которые на сегодня аккумулированы китайскими университетами, находятся на хорошем уровне. Если еще 10-12 лет назад китайцы нуждались в нашей помощи, то сейчас они профессионально выросли и нам есть чему у них поучиться.

— Как вы относитесь к развороту от Болонского процесса к практике специалитета, сформированной еще в Советском союзе?

— Подписывая Болонскую декларацию, мы ожидали встречных шагов. Европейские партнеры убеждали нас, что наши выпускники смогут беспрепятственно работать на рынках Европейского союза. Но этого не произошло. За эти годы мы убедились, что барьер оставался очень высокий. И решение по выходу России из Болонского процесса было правильное.

Но при этом, возвращаясь к своей национальной модели образования, мы не должны принимать поспешные решения. Мы должны понимать, что мы всегда готовили студентов для многих стран мира, и для иностранных учащихся должны быть понятны правила игры в российском высшем образовании. Система бакалавриата и магистратуры является общепринятой в подавляющем большинстве зарубежных стран. И, на мой взгляд, уходя от Болонского процесса, мы ни в коем случае не должны разрушить или нанести вред экспорту российского образования за рубеж.

Система бакалавриата и магистратуры является общепринятой в подавляющем большинстве зарубежных стран. И, на мой взгляд, уходя от Болонского процесса, мы ни в коем случае не должны разрушить или нанести вред экспорту российского образования за рубеж.

— Какие цели ставит университет для дальнейшего развития?

— Очень важный этап, который был пройден после распада Советского Союза, — это становление новых научных школ. Без сильных педагогов, без сильной, современной материально технической базы мы не сможем готовить хороших студентов.

Мы, безусловно, переходим в процессе обучения к тем современным технологиям, которыми сейчас охвачен весь мир — это искусственный интеллект, это цифра, это использование современных знаний для подготовки сильных экономистов, финансистов, маркетологов, управленцев, представителей гуманитарной сферы, которые обеспечат бизнес-процессы в деловой среде.

Период, который мы переживаем, это период анализа и размышлений. Это повод посмотреть, что можно перестроить внутри бизнес-процессов, как повысить квалификацию персонала.

— Каков ваш прогноз или, может быть, совет на 2025-й год для тех, кто сейчас застыл в ожидании и смотрит, что же будет дальше с экономикой?

— Период, который мы переживаем, это период анализа и размышлений. Это повод посмотреть, что можно перестроить внутри бизнес-процессов, как повысить квалификацию персонала. И спрогнозировать свои модели развития на будущее, потому что рано или поздно ставка опять пойдет вниз. Потенциал для дальнейшего развития надо создавать уже сейчас, продумать модели развития предприятия, которые в новых условиях позволят быстро двигаться вперед.

Источник РБК+ Петербург

Смотреть видеоинтервью

Рубрика