16 — 17 октября в Санкт-Петербурге прошла региональная сессия Всероссийского форума преподавателей высшего образования «Академическое сообщество 2025», в котором принял участие ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев.
Форум проводится второй год и стал одной из ведущих платформ для профессионального общения представителей высшей школы. В текущем году форум реализуется в новом формате: помимо федерального этапа предусмотрено проведение двух региональных сессий – во Владивостоке и Санкт-Петербурге. Завершится форум 18–19 ноября в Москве, в День преподавателя высшей школы.
Организатором форума выступает Лига Преподавателей Высшей Школы при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Комиссии по развитию науки и высшего образования Общественной Палаты Российской Федерации, оператором мероприятий является Государственный университет управления.
Региональная сессия в Санкт-Петербурге была призвана объединить усилия преподавателей, экспертов и работодателей для обсуждения кадровой политики в системе высшего образования. В центре внимания – подготовка специалистов, отвечающих задачам технологического суверенитета России, развитие компетенций профессорско-преподавательского состава, рост качества высшего образования, внедрение инновационных методов обучения.
С приветственным словом к участникам обратилась заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Викторовна Петрова.
Одним из вопросов повестки регионального форума стали последствия отмены бакалавриата и магистратуры.
Россия полностью перейдет на новую систему высшего образования к 2027 году: вместо привычных бакалавриата и магистратуры введут базовое и специализированное высшее образование, сообщили на региональной сессии Всероссийского форума преподавателей в Петербурге.
Первый уровень – базовое или общее высшее образование займет от четырех до шести лет в зависимости от направления. Вместо магистратуры появится специализированное высшее образование длительностью от одного года до трех лет. Аспирантура станет завершающей ступенью и будет готовить преподавателей для университетов.
Как отметил в комментарии газете «Петербургский дневник» ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев, «успех реформы напрямую связан с мотивацией молодых педагогов». Он подчеркнул, что преподавателям необходимо обеспечить достойную оплату труда, иначе реализовать новые подходы будет сложно. «На начальном этапе педагоги тратят много энергии, но получают не всегда высокую оплату труда», — подчеркнул Игорь Максимцев.
Ректор СПбГУПТД Алексей Демидов отметил, что кадровый вопрос для вузов становится особенно острым перед переходом на новую систему. В Горном университете, который участвует в пилотном проекте, аспирантура уже готовит преподавателей по насыщенному учебному плану. До 2012 года аспирантура готовила кадры для науки, затем стала уровнем высшего образования, что усложнило защиту диссертаций. Сейчас лишь 12 процентов аспирантов выходят на защиту.
Ректор СПбГУТ Руслан Киричек, в свою очередь, назвал текущий момент историческим для технических вузов. После ухода зарубежных компаний стоит задача готовить кадры не для эксплуатации оборудования, а для его разработки и создания.