Какие знания и компетенции важны для специалиста в области финансов, как построить успешную карьеру, каковы преимущества экономического образования в СПбГЭУ – об этом и многом другом мы поговорили с деканом факультета экономики и финансов Ириной Евстафьевой.
– Ежегодно экономика остается самым востребованным направлением у абитуриентов. Как вы считаете, почему так много ребят хотят стать экономистами?
– Я думаю, есть несколько причин стабильного интереса к профессии экономист. Во-первых, в хорошем смысле стереотипы, связанные с пониманием постоянной востребованности выпускников на рынке труда. В любой сфере деятельности всегда есть необходимость в построении экономической модели и текущего управления экономикой, как на государственном уровне, так и на уровне бизнеса. И сколько бы не звучали доводы о том, что экономистов и юристов слишком много, выпускники, в данном случае факультета экономики и финансов, востребованы на рынке труда и могут смело претендовать на хорошие стартовые условия. Я об этом могу заявлять абсолютно уверенно, так как мне приходит очень много предложений о вакансиях от наших партнеров, и последние три года подобных предложений становится все больше.
Во-вторых, спектр областей профессиональной деятельности экономиста очень широк и богат. Государственное управление, крупный бизнес, малый и средний бизнес, мировая экономика, финансовая система и другие направления позволяют сделать интересный для себя выбор.
В-третьих, базовые знания в области экономики становятся хорошим фундаментом для дальнейшего профессионального развития, а их сочетание со знаниями в других сферах формирует особые и уникальные профессиональные характеристики. В подтверждение моих слов приведу выводы по результатам опроса топ-менеджмента компаний, проведенного Высшей школой экономики: именно наличие у руководителей финансово-экономического образования позволило компаниям выстроить антикризисную стратегию в 2022-2024 годах.
Я могу много об этом рассуждать и приводить доводов, но в целом уверена, что экономическое образование точно никому не помешало в профессиональном становлении и развитии, а только послужило как качественный личный актив.
– Какие программы на сегодняшний день самые популярные у студентов?
– Я в деканате нашего университета работаю с 2016 года и наблюдаю, как меняются интересы студентов в выборе программ обучения. На протяжении многих лет фаворитами остаются программы «Финансы и кредит», «Экономика предприятий и организаций», за последние 10 лет крепкие позиции заняла программа «Математическое моделирование и анализ данных в экономике». Не могу не отметить волнообразный интерес к программе «Мировая экономика и международные рынки», «Экономика и финансы международной компании» и «Экономика предпринимательства». Почему они популярны? У каждого свои доводы при выборе программы. Кто-то боится трудностей и выбирает, как ему кажется, полегче. Кто-то, понимая трудности и осознавая необходимость приложить усилия, идет на интересную для него программу.
Все программы актуализируются, не стоят на месте и прорабатывают изменения с работодателями. К сожалению, есть программы, которые не набирают необходимого количества желающих и в итоге закрываются.
– Что, по-вашему, самое интересное в профессии экономиста?
– Интересного много. Можно предположить, что экономика – это рутинные расчеты, планы и отчеты, но это не так. Творческая составляющая, по моему мнению, заключается в том, что экономист, как пазл, складывает из различных ресурсов экономическую модель и делает вывод, который может и порадовать, и разочаровать. Например, есть на первый взгляд очень перспективная идея по развитию бизнеса. Специалисты в области производственного менеджмента, маркетологи и другие коллеги в восторге от нее, но только когда идея проходит стадию экономического обоснования, можно узнать, насколько она действительно перспективна с точки зрения роста доходности бизнеса и других важных показателей. Не побоюсь сказать, что экономист «вдыхает жизнь» в инвестиционную идею. Профессиональный экономист оценивает комплексно и выстраивает путь развития бизнеса, предполагая настоящий и отложенный эффект. Безусловно, я нисколько не умоляю роль каждого специалиста в деятельности компании. Но только вместе команда профессионалов может достичь значительных успехов. Значимость экономиста в такой команде не вызывает сомнений.
– Как вы думаете, какими знаниями и навыками нужно обладать студентам, чтобы состояться в этой профессии?
– Для начала профессионального пути однозначно нужны крепкие и уверенные базовые знания. И это не только мое мнение, но и мнение работодателей. Для каждой отдельно взятой компании университет не может подготовить специалиста, так как в любой компании есть свои особенности и закрытая информация. База в знаниях даст возможность быстрее понять, как выстраивается работа в компании. На собеседованиях и при входном тестировании проводится проверка именно базовых знаний. Я видела много тестов от работодателей, все они схожи. Раньше у нас в университете был государственный экзамен, уровень и тематическая наполняемость входного тестирования абсолютно с ним совпадают. Если говорить о продвинутом уровне, здесь, соответственно, пригодится уже приобретаемый в ходе профессиональной деятельности опыт.
Самый важный навык не только профессионального экономиста, но и просто современного человека, – самообучение. Именно этот навык необходимо в себе развивать. В профессиональной сфере необходимо всегда соответствовать достаточно высокому темпу развития инструментария, нормативно-правового поля, цифровых технологий и т. д.
После университета выпускник уже сам выстраивает собственный путь по своей уникальной индивидуальной программе. Выбирает: учиться или нет, чему и где учиться, как развиваться дальше.
– На ваш взгляд, как изменится профессия экономиста в ближайшее время? И как она уже изменилась?
– Я думаю, что меняется не только профессия экономиста, но в целом, на современном этапе эволюции профессиональной сферы, спектр компетенций расширяется. Недостаточно уже знание одного иностранного языка, недостаточно владеть только базовыми программными продуктами на бытовом уровне, недостаточно уметь действовать только по алгоритму. В зависимости от профессиональной сферы деятельности необходимо расширять свой кругозор и обучаться смежным профессиям. Не удивлю, если упомяну цифровую составляющую. Экономист не должен быть программистом, но он должен на своем уровне понимать, как формируется техническое задание для разработки программного обеспечения. Или, например, российские компании при выходе на зарубежные рынки столкнулись с необходимостью понимать традиции и порядок ведения переговоров с партнерами из стран Азии и Африки, это тоже новая компетенция для современного экономиста. Производственная сфера интенсивно развивается, и здесь отраслевым экономистам необходимо не только оттачивать свои профессиональные навыки и знания, но и вникать в производственные и технологические аспекты. Именно так называемый «стык компетенций» характеризует основные изменения в профессии экономиста.
То есть мы с вами вернулись к навыку самообучаться, и это главное условие успешности в профессии и самореализации.
– Что вы порекомендуете студентам, которые обучаются этой профессии и желают в дальнейшем в ней развиваться?
– Порекомендую не бояться перемен. Одновременно и развиваться в моменте, и не отказываться от поиска еще более интересных направлений, новых должностей, сфер деятельности. Только это трудозатратно. Но, если есть интерес и «глаз горит», я уверена, что каждый найдет свой путь и будет реализован в профессии. Вы можете отнестись скептически к рекомендации искать не деньги в первую очередь, а именно профессиональный интерес, но есть много примеров, когда именно такой путь дает и самореализованность без выгорания, и материальные блага, которые каждому, безусловно, важны.