24 марта 2025

Как наладить общение с однокурсниками

Студенческие годы — это время не только для получения знаний, но и для формирования важных социальных связей. Потребность в общении относится к ряду базовых потребностей человека.

Общение – это необходимое условие для развития личности, в том числе успешности учебной деятельности. Однако многие студенты сталкиваются с трудностями в установлении контактов, что, в свою очередь, приводит к повышению тревожности, нарастанию чувства одиночества, снижению самооценки, а также к целому комплексу негативных переживаний. В этой статье рассмотрим способы улучшения отношений со сверстниками.

Межличностное общение — это та сфера, которая, несмотря на свою естественность, нередко становится источником трудностей для многих людей. Особенно остро эта проблема ощущается в современном мире, где цифровые технологии все чаще заменяют живое взаимодействие. Возможность решать многие вопросы дистанционно, например, через переписку короткими сообщениями, привела к тому, что коммуникативные навыки постепенно снижаются. В цифровой среде мы теряем важные элементы живого общения: невербальные сигналы (жесты, мимику, интонацию), которые помогают глубже понимать эмоции и намерения собеседника. Кроме того, упрощение взаимодействия до текстовых сообщений уменьшает потребность в развитии навыков активного слушания, эмпатии и адаптации к разным ситуациям. В результате, даже при наличии технологических возможностей для общения, многие люди испытывают трудности в построении доверительных и искренних отношений, что подчеркивает важность сохранения и развития навыков межличностной коммуникации.

Петровская Л.А. предлагает выработать такую установку: «…в общении всегда есть место трудностям, кризисам, и готовность к ним, несомненно, существенный компонент социально-психологической компетентности». Другими словами, нужно принять как данность, что те или иные трудности в общении испытывают все, лишь потому что отношения с другими людьми – один из сложнейших процессов нашей жизни. Общение всегда динамично и непредсказуемо и требует от нас эмпатию, гибкость, баланс между спонтанностью и самоконтролем, умение находить точки соприкосновения, а также множество других навыков.

Из консультаций со студентами я вывела бы один общий знаменатель, прослеживающийся почти у всех, кто обращается с трудностями в общении – это сосредоточенность на себе и игнорирование переживаний и интересов собеседника. Эта сосредоточенность проявляется в таких переживаниях как «что обо мне подумают», «как я выгляжу», «опять какую-то глупость сморозил» и прочее. А эти переживания, в свою очередь, «парализуют» человека и вообще не позволяют вступать в диалог. Но правда заключается в том, что мы все больше сконцентрированы на себя и ваши маленькие оплошности в общении, скорее всего, никто не заметит кроме вас.

А непосредственно в общении часто «выигрывает» не яркая самобытная личность, хотя многим кажется, что это необходимые качества для общения, и не обладая таковыми не решаются вступать в коммуникацию. А «выигрывает» человек, который уделяет внимание собеседнику, интересуется его делами и переживаниями, оказывает поддержку и проявляет заботу. Другими словами, не зациклен на себе, а поддерживает баланс между своими интересами, потребностями, но и интересами собеседника для взаимовыгодного взаимодействия. Смещение фокуса внимания с попытки произвести впечатление на попытку лучше узнать другого человека, может существенно снизить внутреннее напряжение.

Также студенты, которые приходят с трудностями в установлении контакта с одногруппниками, часто объясняют эти затруднения тем, что не видят в свой адрес заинтересованности и инициативы, а потому не хотят навязываться. Но общение не может состояться без проявления инициативы и проявлять ее должен тот, кто испытывает потребность в общении. Конечно, коммуникация выстраивается при взаимной заинтересованности. Но, как правило, тревогу о том, что «я не хочу навязываться» выражают студенты, которые и не проявляли этой инициативы, а ждали ее от других. И тут есть пространство для рефлексии своего поведения и стоящих за ним страхами. В отношениях с другими людьми мы можем пережить болезненные чувства, которые будут вызваны отвержением, непониманием, конфликтами. И иногда страх такого развития ситуации трансформируется в установку «я не хочу навязываться», за которой стоит переживание – «я настолько боюсь отвержения, что даже не буду пытаться вступать в общение». И тут можно вернуться к высказыванию Петровской Л.А., о том, что нам, к сожалению, остается лишь принять такие риски коммуникации, как непринятие и конфликтные ситуации. Но это не повод для отказа от общения. «Своих» людей, с которыми вы сможете достигнуть взаимопонимание нужно найти и это не всегда быстрый и легкий процесс.

К еще одной установке, которая защищает нас от неудач в отношениях с другими людьми я бы отнесла установку, которую также часто озвучивают студенты: «все мои однокурсники скучные, пустые, неинтересные и пр.» И, казалось бы, логично, зачем с такими людьми вступать в коммуникацию? Но здесь, как и в предыдущем примере, нужно честно признаться себе, что это лишь оправдание, которое позволяет держаться от общения подальше, лелея свои страхи. Казалось бы, так будет спокойнее, но это, конечно, не так. Так как отсутствие общения, как я уже писала, приводит к ряду других сложных переживаний, среди которых чувство одиночество – одно из самых остро переживаемых состояний.

Конечно, я назвала лишь наиболее часто встречающиеся установки, но они могут быть и другими. Часто их сложно осознать самостоятельно. Кроме того, за формированием каждой установки стоят различные индивидуальные причины. Это трудно проанализировать самостоятельно, в этом может помочь консультация психолога.

Таким образом, базовые установки, которые помогут наладить взаимодействие с другими людьми – это внимание к собеседнику; принятие того, что общение сопряжено с трудностями и готовность эти трудности преодолевать; а также понимание, что если потребность в общении чувствуете вы, то и активность, и инициативу в поиске этого общения, тоже должны проявлять вы.

Рассмотрев базовые установки относительно общения, которые чаще всего встречаются при обсуждении этой темы на консультациях, перейдем к более инструментальному срезу рассматриваемой темы.

Шаги, которые помогут улучшить сферу общения:

  • Развивайте эмоциональный интеллект. Учитесь распознавать свои эмоции и эмоции окружающих. Ведите дневник эмоций, где записывайте, какие ситуации вызывают у вас сильные чувства и как вы на них реагируете. Это поможет лучше понимать себя и других.
  • Используйте активное слушание. Когда однокурсник говорит, покажите, что вы внимательно слушаете: кивайте, задавайте уточняющие вопросы, резюмируйте ключевые моменты его речи. Это создает ощущение, что его мнение важно для вас.
  • Включайтесь в социальную активность. Участвуйте в совместных проектах, обсуждениях и внеучебных мероприятиях. Предложите однокурсникам организовать совместное мероприятие, например, поход в кафе или подготовку к экзамену в группе. Это поможет стать частью коллектива и укрепить связи.
  • Обращайте внимание на невербальные аспекты коммуникации. Используйте открытые жесты (например, не скрещивайте руки), поддерживайте зрительный контакт и улыбайтесь. Это создает впечатление дружелюбия и открытости.
  • Постепенно преодолевайте свои барьеры в общении. Если вы стесняетесь или боитесь начать разговор, начните с малого: поздоровайтесь, задайте простой вопрос (например, о расписании или домашнем задании). Составьте список простых фраз для начала разговора и тренируйтесь их использовать. Чем больше вы общаетесь, тем меньше ощущаете страх, напротив, укрепляете уверенность.
  • Развивайте коммуникативную компетентность. Учитесь ясно выражать свои мысли и учитывать интересы собеседника. Например, если вы обсуждаете проект, сначала выслушайте идеи других, а затем предложите свои.
  • Участвуйте в коммуникативных тренингах. Посещайте тренинги по коммуникации или психологические группы, где можно отработать навыки общения в безопасной обстановке.
  • Будьте инициативны. Проявляйте инициативу в общении, но не настаивайте, если однокурсник не готов к диалогу. Например, предложите вместе пообедать, но не обижайтесь, если вам откажут. Начните с малого — предложите помощь в учебе или обменяйтесь конспектами.
  • Учитесь разрешать конфликты. Тренируйтесь решать мелкие разногласия через диалог, а не через избегание или обвинения. Если возник конфликт, старайтесь говорить о своих чувствах, а не обвинять другого. Используйте «Я-высказывания»: «Я чувствую себя некомфортно, когда…» вместо «Ты всегда…».
  • Ищите общие интересы. Обсудите темы, которые интересны вам обоим: учеба, хобби, фильмы, музыка.
  • Обратитесь за поддержкой. Если трудности в общении вызывают сильный дискомфорт, обратитесь к психологу. Он поможет разобраться с глубинными причинами и предложит индивидуальные стратегии.

Применение вышеуказанных рекомендаций не только облегчит адаптацию в студенческой среде, но и станет полезным инструментом для будущей профессиональной и личной жизни. Навык общения — это важный навык, который можно развить. Главное — действовать постепенно, быть терпеливым к себе и другим, и не бояться обращаться за помощью, если это необходимо.

Психолог центра социально-психологической поддержки СПбГЭУ

Проскурякова Ольга Андреевна

Записаться на консультацию к специалисту центра можно по ссылке.

Список использованной литературы

  1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой [науч. Ред. Е. Ефимова]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 544 с.
  2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л.: Издательство ленинградского университета. 1990. 208 с.
  3. Лабунская В. А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Лабунская, К.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 288 с.
  4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
  5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг М. Изд. МГУ 1989. 216 с.