Начальник отдела информационного сопровождения проектов открытых конкурсов СПбГЭУ Галина Маркина рассказала о ключевых задачах команды, успешных кейсах и дала советы тем, кто хочет участвовать в грантовых конкурсах.
— Какие основные задачи решает ваш отдел?
Основные задачи нашего отдела включают в себя:
• Мониторинг грантовых возможностей: мы следим за актуальными конкурсами и научными инициативами, как внутри страны, так и международными, чтобы своевременно предоставлять информацию о новых возможностях для наших сотрудников и студентов.
• Консультационная поддержка: оказываем консультации научно-педагогическим работникам и обучающимся в вопросах подготовки заявок на гранты и субсидии, включая рекомендации по написанию проектных предложений, проверку соответствия заявок формальным признакам и требованиям конкурсной документации.
• Организационно-техническая поддержка: помогаем научным коллективам формировать пакет документов и вносить информацию о заявке в информационно-аналитические системы для подачи заявок на конкурсы.
• Организация обучения: проводим семинары и курсы, направленные на повышение уровня информированности и формирование навыков участников в области грантового финансирования, а также на изучение ошибок при подаче заявок на различные конкурсы, успешных примеров и best practices.
• Оповещение руководства и проектных коллективов университета о результатах конкурсов.
— Как организован процесс информирования работников и студентов университета о грантовых возможностях?
• Регулярное обновление информации: мы отслеживаем и обновляем информацию о новых конкурсах на получение грантов и субсидий в специализированном Телеграмм-канале отдела. На канале доступна информация о текущих возможностях получения грантов и субсидий.
• Сотрудничество с факультетами и кафедрами: работаем в тесном сотрудничестве с кафедрами и факультетами, чтобы обеспечить персонализированный подход к информированию и организовать специализированные сессии по интересующим направлениям и возникающим вопросам.
Все эти меры направлены на то, чтобы повысить уровень осведомленности научно-педагогических работников, студентов и аспирантов о возможностях финансирования в виде грантов и субсидий, что, в свою очередь, помогает развивать научные исследования и проекты в нашем университете.
— Какие самые значимые гранты были получены за последний год?
При участии нашего отдела был подготовлен проект, направленный на грантовый конкурс Движения Первых среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Гранты выделялись на организацию и проведение проектной активности, направленной на воспитание, развитие и самореализацию детей и молодежи, организацию досуга детей и молодежи в 2025 году. По результатам конкурса СПбГЭУ получил право на финансирование межрегионального профориентационного супермарафона «Образование. Профессия. Карьера». Проект СПбГЭУ вошел в число лучших среди 5567 поданных заявок из 89 регионов России. Этот проект позволит университету реализовать инициативу, направленную на осознанный выбор школьниками их будущей профессии.
— Есть ли за последние годы динамика участников и победителей грантовых конкурсов из числа научно-педагогических работников, студентов и аспирантов вуза?
Если говорить о научных конкурсах, пока многие потенциальные участники, те, кто могли бы подавать свои проекты, относятся к участию осторожно. С одной стороны, это обусловлено спецификой нашего вуза: мы не технический вуз, у нас возможностей меньше. Но если мы хотим остаться ведущим вузом, участие в конкурсах необходимо. Надо пробовать участвовать в тех конкурсах, которые соответствуют направлениям деятельности СПбГЭУ. Это дает не только дополнительные источники финансирования научной и образовательной деятельности, возможности поощрения наиболее перспективных работников и студентов, это также возможность участия в проектах, посвященных самым актуальным научным направлениям, что, несомненно, повышает престижность вуза и позволяет привлекать в него лучших абитуриентов и сотрудников.
Для участия в конкурсах необходимо проделать большую дополнительную работу. Это публикации в определенных журналах, это работа со студентами, которые тоже должны быть включены в научный коллектив. И, конечно, еще необходимо правильно представить свой проект. И этому тоже нужно учиться. Представление проекта не всегда ограничивается подачей заявки, иногда ее приходится защитить перед комиссией.
Немного проще с общими заявками от вуза. Есть ряд конкурсов, которые подаются от организации в целом. Но за такой заявкой тоже стоит определенный коллектив вуза. Если конкретно, то такие конкурсы проводят Росмолодежь, Минобрнауки России, Движение Первых. Здесь не всегда успех зависит только от коллектива. В ряде проектов требуется софинансирование. Кто-то может показать его от своего подразделения, у кого-то его нет. И тогда нужно решать эту проблему, так сказать, сообща.
Что касается динамики, — она за последние годы положительная: вуз стал принимать участие в подаче заявок на открытые конкурсы министерств и различных фондов. Мы проводим анализ конкурсов. Например, в этом году проходит конкурс на создание конструкторских студенческих бюро. Мы не стали подавать на него заявку, но работаем над тем, чтобы попробовать такое бюро создать и достичь необходимых показателей. В требованиях этого конкурса учитывается количество студентов, которые прошли стажировку в бюро, количество проектов, которые были здесь реализованы, количество привлеченных школьников и др. Если все получится, то в следующем году будем участвовать в этом конкурсе.
— Какие гранты наиболее востребованы в СПбГЭУ?
• Гранты Российского научного фонда (РНФ)
• Гранты Минобрнауки России
• Гранты Фонда Потанина
• Гранты Комитета по науке и высшей школе г. Санкт-Петербурга
• Гранты Движения Первых
• Гранты Росмолодежи.
— Какой факультет или направление наиболее активны в получении грантов?
Активное участие в конкурсах принимает факультет управления, а именно: кафедра международного бизнеса и кафедра экономики и управления предприятиями и производственными комплексами.
— С какими сложностями в работе сталкивается отдел?
Недостаточная заинтересованность научно-педагогических работников и обучающихся в участии в таких конкурсах: участие в конкурсах пока не включено в показатели оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, не учитывается при зачислении в магистратуру и аспирантуру. Потенциальных участников также отпугивает большой объем работы по подготовке заявок, высокие требования к подаваемым проектам, отчетность в случае получения грантов.
— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет получить грант, но не знает, с чего начать?
Первый шаг — связаться с нашим отделом. Мы договоримся о встрече, ответим на все возникшие вопросы и попробуем найти подходящий грант, поможем подготовить документы и принять участие в конкурсе.
Но все индивидуально. Всегда можно посмотреть интересующий конкурс, изучить требования, сделать аналитику: каким требованиям соответствуют претенденты, а каким еще нет, что нужно доработать. От этого будет зависеть дальнейшие шаги. Мы помогаем коллективам выстроить траекторию: куда идти и с кем взаимодействовать при подготовке заявки. Это может быть и юридический отдел, и подразделения, которые относятся к науке, и финансисты. Главное — не бояться и принимать участие в конкурсах.