29 марта 2021

Как студенты провели год на дистанте

Год назад пандемия изменила жизнь нашего вуза.  Возвращаясь в стены родной альма-матер, давайте вспомним, через что мы прошли и чему научились.

В марте 2020 года Санкт-Петербургский государственный экономический университет  начал переход на дистанционную форму обучения и работы в связи с антикоронавирусными мерами.

Этапы перехода СПбГЭУ на удаленную работу:

10.03.2020 – отмена массовых университетских мероприятий, ограничение командировок со­трудников.

17.03.2020 – 21.03.2020 – осуществление подготовительных мероприятий по переходу на обуче­ние в электронно-образовательной среде.

23.03.2020 – реализация образовательных программ дистанционно в соответствии с расписани­ем на основе СДО «Moodle» и технологий, обеспечивающих проведение видеоконференцсвязи.

• с 06.04.2020 – университет полностью перешел на удаленную работу.

Это был очень сложный период, но СПбГЭУ ни на день не переставал трудиться, чтобы студенты в полной мере ощущали университетскую жизнь и получали качественные знания. Сотрудники пресс-службы СПбГЭУ регулярно выясняли, как студенты справляются с переходом на дистанционное обучение, узнавали о сложностях, с которыми пришлось столкнуться.

Многие студенты поехали в родные города к семье, чтобы продолжать обучение оттуда, кто-то остался пережидать карантин в квартире или общежитии. Для учащихся месяцы дистанционного обучения прошли с разной степенью загруженности и в разном окружении, что, так или иначе, отразилось на учебе.

Становились самостоятельнее

Мнения о переходе на дистанционное обучение разделились почти поровну. Студентов, сказавших, что учеба стала тяжелее, немного больше, чем тех, кому она далась легко. Несколько человек отметили, что в некоторых вопросах новый вид обучения стал проще, а в некоторых — сложнее, например, «контакт с преподавателями оказалось наладить сложнее, чем при очной форме обучения». Основными трудностями учащиеся обозначили: увеличение нагрузки, освоение нового материала самостоятельно, постоянное откладывание важных дел «на потом». Основной проблемой студенты выделили — сложность определить объем работы и сроки ее сдачи, а также отсутствие нормального отдыха: «Постоянное нахождение дома снижало мотивацию учиться и выполнять все вовремя, а количество заданий, поступающих по разным предметам, только увеличивалось. По некоторым дисциплинам задания приходили даже раньше положенного и в больших объемах, чем при обычном обучении. Готовиться к экзаменам стало тяжелее, так как многие темы, в том числе и сложные, приходилось разбирать самостоятельно»; «Было морально тяжело. Дом раньше был местом отдыха, а из-за дистанционного обучения стал местом работы, из-за этого не получалось полноценно отдохнуть, материал плохо воспринимался».

Но, конечно, любой упорный труд дает свои плоды, и студенты приобрели новые навыки, попробовав себя в роли «преподавателя». Для многих плюсом стала возможность самим регулировать нагрузку, выбирать удобное время обучения и улучшить навыки самоконтроля. Из положительных сторон выделяли разное: от появления времени на хобби и снижения психологической нагрузки до отсутствия необходимости рано вставать и ехать в общественном транспорте. Некоторые студенты отмечали много интересного и достойного материала, который они получили. «Я поверила в ценность российского образования и теперь точно знаю, насколько сильный педагогический состав в СПбГЭУ», — сказала одна из студенток. На поставленный перед молодыми людьми выбор — учиться самостоятельно анализировать материал в своем темпе или с преподавателем, который регулирует их работу и помогает, большинство выбрало второе, остальные предпочли промежуточный вариант.

Занимались спортом

Спорт во время самоизоляции жил и развивался даже в пределах домов наших студентов.

75% респондентов из 70 опрошенных сказали, что предпочитают выполнять упражнения в домашней обстановке. Студентка 3 курса Таисия Пономаренко поделилась своим мнением о том, почему большинство не занимается на улице. «Дома заниматься гораздо удобнее: нет лишних глаз, можно включить музыку, какую захочешь, не нужно тратить время на дорогу до парков или спортивных площадок, а самое главное – это то, что можешь заниматься в любое время, даже если на улице уже стемнело или дождь».

68% ответили, что тратят на упражнения от 30 минут до часа. Студент 2 курса Михаил Пазюк объяснил так: «Для начала нужно провести разминку не менее 15 минут, после этого начинается основная часть занятий, у меня, например, она длится до 30 минут. В конце нужно восстановить дыхание, растянуться – это тоже минимум 15 минут. Так что меньше получаса заниматься точно не получается».

Только 15% опрошенных ответили, что занятия спортом их утомляют. Остальные 75% чувствуют прилив сил после упражнений. «Иногда бывает лень заниматься, но не от того, что устаешь, а просто не можешь собраться с силами. Зато после тренировки сразу становишься энергичным, настроением хорошим заряжаешься на весь день. И уверенности в себе прибавляется», – сказал студент 2 курса Владислав Мануйло.

Осваивали новое

В 2020 году университет уходил на полный дистант два раза —  в марте и  октябре. Итоги проведенных сессий показали, что, несмотря на стресс и нагрузку, качество образования не снижается. Педагоги СПбГЭУ делали для этого все возможное. Сами же студенты находили время не только на учебу, но дополнительные занятия.

Елена Мжачих, 4 курс:

 «Пандемия для меня – время саморазвития. Как только объявили переход на дистанционное обучение, я начала проходить курс по истории искусства. Всю весну я была погружена в изучение направлений и стилей живописи и архитектуры, а к лету прошла онлайн-экзамен и получила долгожданный сертификат с отличием. После этого я решила развить свои компетенции в дизайне и записалась на онлайн-курс по коммерческой иллюстрации. Вскоре приложенные усилия привели к первым результатам – я выиграла конкурс для дизайнеров-иллюстраторов от Acer, а спустя некоторое время – конкурс по разработке капсульной коллекции для EURO-2020. Чемпионат перенесли, но я надеюсь, что мне удастся воспользоваться призом и попасть на матч. Я люблю проводить время с пользой и постоянно учиться чему-то новому. Конечно, нельзя забывать и об отдыхе. Привести мысли в порядок мне помогают книги и общение с друзьями – после продолжительной самоизоляции я стала особенно ценить живое общение. Занятие любимым делом и приятные люди в окружении – лучшее лекарство от любого вируса».

Полина Синяк, 4 курс:

«В пандемию было много времени для того, чтобы подумать над тем, чем хочу заниматься, сфокусироваться на себе и своем будущем, открыть новые направления развития. Одним из них оказалось изучение иностранных языков. Сесть на 1,5-2 часа за книжки/видео по грамматике или повторять числительные – лучшее времяпрепровождение! В этом году хочу закрыть цели на уровень английского языка – С1, французского – В2, турецкого – А2 и начать учить испанский. Помимо этого, я стала заниматься спортом, растяжкой и больше читать художественной литературы. Не помню, где услышала эту фразу, но в жизни нужно найти несколько хобби: для души, для здоровья, для денег. Для меня хобби – это 100 % релакс, все должно быть в удовольствие! С начала учебы остается мало свободного времени, но я всегда стараюсь выделить его на себя. Баланс между всеми занятиями и тайм-менеджмент – мои лучшие друзья».

Подведя итоги нового опыта получения знаний, студенты отмечают, что научились организовывать себя, работать без помощи преподавателя, быстрее искать полезную, достоверную информацию в интернете, сделали для себя много важных выводов.

Для многих студентов период дистанционного обучения стал проверкой их собственных сил и возможностей, отношения к учебе и готовности с интересом углубляться в изучение своей специальности.

 

Рубрика