Доцент кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета Дарья Иванова в качестве волонтера приняла участие в экологических спасательных работах на черноморском побережье.
Напомним, что в результате крушения танкеров 15 декабря 2024 года в
Керченском проливе, тонны мазута попали в воду и вызвали тяжелейшие экологические последствия — от загрязнения пострадали тысячи птиц и дельфинов, а песчаные пляжи Анапы оказались под слоем нефтепродуктов.
Мы пообщались с Дарьей и узнали, как добровольцы со всей страны помогают справиться с экологической катастрофой.
— Дарья, как вы оказались среди волонтеров, принимающих участие в ликвидации последствий крушения танкеров?
— Город-курорт Анапа, Анапский район – моя Родина. С первых дней трагедии я понимала масштабы катастрофы, следила за новостями и очень переживала по поводу того, что не могу ничем помочь. Поэтому, как только закончились последние учебные дни 2024 года, я отправилась домой. Мои знакомые уже принимали участие в сборе мазута на пляжах, одноклассник возглавлял волонтерский штаб на одном из участков побережья. Отдельно следила за информацией по спасению дельфинов и птиц. Люди – добровольцы достаточно быстро скоординировались, появились правила работы с животными, условия, при которых можно и, что самое важное, нельзя ловить птицу. Появилась и распространилась по всем каналам памятка волонтера, в которой содержалась вся необходимая информация о том, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать, какие респираторы подходят при работе с мазутом, как часто и в каком количестве принимать сорбенты и прочее. Все это я уже знала, когда приехала. Не было только определенности в том, на каком участке работ предложить свою помощь.
В первый же день моего прибытия в волонтерский штаб для регистрации я заметила на берегу двух птиц в мазуте, они сидели и пытались очистить себя. Было понятно, что им необходима помощь. После определенных усилий их удалось поймать. Я посчитала, что эта ситуация – не случайна, и приступила к работе на первичном приеме птиц.
— В чем конкретно состояла ваша деятельность?
— Вся работа по спасению птиц условно разделена на три основных этапа: первичная обработка птиц при приеме, мойка и стационар для стабилизации состояния. От того, насколько быстро и качественно будет проведена работа на первых двух этапах, зависят шансы птицы на спасение, потому что кормление и стабилизация птицы осуществляются именно на этапе стационара.
Только в предпоследний день своего пребывания в Анапе я дошла до пляжа в станице Благовещенской, на котором провожу время каждое лето. Очень больно смотреть на то, что там происходит: мазут везде. И в сложившейся ситуации хорошо, если попадаются большие куски. Потому что на данный момент очень много мазута маленькими фракциями. Пока гуляли по пляжу вручную за короткое время собрали с мамой три мешка мазута.
— Волонтеры из каких уголков нашей страны участвовали в спасательных работах?
— Во время работы с птицами мне посчастливилось узнать людей как из относительно близких к Анапе городов – Краснодар, Сочи, Ростов-на-Дону, так и из Воронежа, Перми, Тюмени, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска. Эти люди – представители абсолютно разных профессий и видов деятельности – и владельцы бизнесов, и руководители IT-проектов крупных предприятий, и танцоры, и акушеры, и ветеринары. Главное, что объединяет всех людей, которые были и находятся там сейчас – это их добрые души, отзывчивость, небезразличие и готовность делиться своим теплом с теми, кто в этом нуждается.
По своему наблюдению могу сказать, что силами волонтеров, которые с первых дней катастрофы сплотились и стали предпринимать необходимые меры по ликвидации мазута с пляжей и спасению птиц, сделано очень много для сохранения флоры и фауны региона.
— Что конкретно Вам дал этот опыт?
— Данная ситуация и мое в нее погружение, в первую очередь, утвердило мою веру в людей. В то, что хорошие, добрые, бескорыстные люди существуют, и что их очень много. Ведь волонтеры – это не только те, кто непосредственно работал на пляже или контактировал с птицами. Это и люди, которые также стихийно, как образовалась мойка для птиц, создали волонтерскую кухню. Кто не мог помочь своим присутствием, присылали гуманитарную помощь через маркетплейсы. Не остались в стороне и преподаватели нашей кафедры логистики и управления цепями поставок. Очень быстро заканчивались расходные материалы – салфетки, шприцы, системы, пеленки, ватные палочки. С какой благодарностью я получила заказ со всем необходимым от профессора Смирновой Елены Александровны и доцентов Дюковой Ольги Михайловны и Букринской Эльвиры Мансуровны. Это было невероятно своевременно!
Работа на первичной обработке показала мне, что я могу работать в стрессовой ситуации, сконцентрировавшись на своих непосредственных обязанностях и отбросив, хотя бы на время, излишние проявления тех чувств, которые обуревают при виде страдающей птицы. Очень пригодились мои навыки преподавателя, которые позволили в короткое время сориентироваться в происходящем на месте, систематизировать процессы, принять важную информацию и передавать ее в дальнейшем вновь прибывшим волонтерам. Эта ситуация в какой-то степени закалила характер, позволила пересмотреть ценности – определить, что действительно важно, а чем можно и нужно пренебречь.
Я очень благодарна всем неравнодушным – и тем, кто был рядом, и тем, кто поддерживал дистанционно. Мне приходило много сообщений от моих друзей, коллег, знакомых, бывших и нынешних студентов, которые следили за моими ежедневными публикациями, восхищались моим поступком. Но я не считаю, что сделала что-то героическое или сверхъестественное. Когда произошла катастрофа, у меня не было ни малейшего сомнения в том, что я должна быть там, должна и буду помогать всем, чем только смогу.