27 ноября 2025

В СПбГЭУ эксперты обсудили будущее массмедиа в эпоху цифровой трансформации

На круглом столе IX Международной научно-практической конференции «Коммуникации в условиях цифровой трансформации» (CDT-2025) ведущие специалисты в области коммуникаций и медиапроизводства обсудили цифровые технологии и сопутствующие профессиональные и этические вызовы современного медиапространства.

25 ноября в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете состоялся круглый стол «Массмедиа в эпоху цифровой трансформации». Мероприятие, организованное кафедрой теории и практики массмедиа СПбГЭУ, собрало экспертов из разных областей для анализа ключевых трендов, определяющих развитие медиаиндустрии, обусловленных технологизацией и цифровизацией отрасли.

Участников приветствовала проректор, директор Высшей экономической школы СПбГЭУ профессор Яна Клементовичус.

В фокусе дискуссии оказались вызовы, связанные с распространением искусственного интеллекта и синтетического контента. Участники обсудили, как новые технологии влияют на доверие аудитории, этику профессиональных коммуникаций и даже на демократические процессы.

«Сегодня мы наблюдаем парадоксальную ситуацию. Технологии генеративного ИИ одновременно открывают невероятные возможности для креатива и создают серьезные угрозы для доверия к медиа, — отметила во вступительном слове модератор круглого стола, и.о. заведующего кафедрой теории и практики массмедиа СПбГЭУ Елена Чибисова. — Наша задача — поиск баланса между инновациями и сохранением этических стандартов в профессии».

Директор Высшей школы общественных наук СПбПУ Петра Великого профессор Анастасия Лисенкова раскрыла проблему контроля и избирательности алгоритмов в современном медиапространстве.

Генеральный директор АО «Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр» Кирилл Смирнов представил исследование потребительских предпочтений в области видеоконтента, отметив тенденцию к фоновому потреблению медиа, что требует от СМИ пересмотра форматов контента.

Профессор кафедры теории и практики массмедиа СПбГЭУ Евгения Корнилова проанализировала трансформацию межпоколенческой коммуникации в условиях новой медиареальности и на основе обширных эмпирических данных показала, что разные поколения существуют в разных информационных потоках.

Генеральный директор коммуникационного агентства 4D Наталья Белкова представила феномен «GPT-слепоты» в публичных коммуникациях. По мнению эксперта началась эпидемия GPT-слепоты — состояния, когда ИИ-тексты выглядят одинаково, звучат одинаково и читаются одинаково и мозг просто перестает их замечать, как белый шум.

Председатель Избирательной комиссии Псковской области Игорь Сопов оценил риски использования ИИ в избирательном процессе и в качестве ключевой проблемы обозначил отсутствие правового регулирования, продемонстрировал на примерах как синтетический контент и медиа уже используется в избирательном процессе.

Анна Воронкова (Campo Verde Media Group) показала, как ИИ становится инструментом культурной дипломатии и ломает барьеры между культурами, создавая универсальный язык творчества.

Ирина Гузикова (медиагруппа Master-In) детально разобрала механизмы влияния цифровых лидеров мнения на потребительское поведение, основой которых являются алгоритмы, психология и контент-стратегия.

Доцент кафедры теории и практики массмедиа СПбГЭУ Кирилл Аксенов представил анализ потенциала использования госпабликов и личных каналов руководителей органов власти в Telegram как эффективного инструмента публичной дипломатии, на примерах показал, как личные каналы чиновников и госпаблики становятся новыми дипломатическими площадками, где можно вести прямой диалог с обществом и зарубежной аудиторией.

Каждый доклад раскрывал грань общей картины, что цифровая трансформация — это не про технологии, а про людей и новые правила их взаимодействия.

Активное участие в дискуссии приняли студенты 4-го курса направления «Реклама и связи с общественностью». Будущие специалисты включились в полемику об особенностях медиапотребления молодежной аудитории, задавали спикерам вопросы о практическом применении ИИ в медиаиндустрии, рекламе и PR, и этических дилеммах, с которыми они могут столкнуться в профессии.

Эксперты круглого стола сошлись во мнении, что современное медиаобразование должно быть ориентировано на формирование у будущих специалистов не только технических навыков работы с генеративным ИИ, но и развитого критического мышления и этической ответственности. Задача университетского и профессионального сообщества — не только изучать эти процессы, но и активно формировать этические и профессиональные стандарты для новой цифровой реальности.