В рамках VII Национальной научно-методической конференции с международным участием «Архитектура университетского образования: Стратегические инициативы эффективные решения» прошла открытая дискуссия на тему «Экосистемный подход в управлении человеческим капиталом».
Ключевыми вопросами стали: комплексный подход к формированию системы управления человеческими ресурсами; создание возможностей для развития ключевых компетенций персонала; актуальные инструменты и механизмы в управлении человеческим капиталом и т. д. Эксперты обсудили направления HR-стратегии в бизнесе и в университетах, изменения на рынке труда, влияние кадрового дефицита на функционирование организаций. Также участники дискуссии коснулись вопросов особенностей кадровой политики: как и зачем её внедрять, как правильно выстраивать корпоративные отношения, чтобы привлечь и удержать таланты, что такое человекоцентричность, и чем опыт бизнеса может быть полезен образовательной среде.
Модератором дискуссии выступила проректор по организационно-кадровой работе СПбГЭУ Наталья Сирота. «Несмотря на прорыв IT-технологий и технологические вызовы, очевидно, что важным и ценным ресурсом любой организации по-прежнему остается человек и его профессиональные навыки. Безусловно, потребность в работниках той или иной квалификации зависит от ситуации на рынке труда. Цифровая трансформация меняет жизнь любой компании. Но даже самой инновационной системой должен управлять человек. Сегодня перед образовательными учреждениями стоит важная задача усовершенствования системы образования с целью обеспечения рынка специалистами востребованных профессий. Работодатели, в свою очередь, видят необходимость создания комфортных и безопасных условий труда на рабочих местах для привлечения и удержания талантливых молодых специалистов», — отметила Наталья Сирота в своем приветственном слове.
Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко озвучил краткую аналитику рынка труда и акцентировал внимание на причинах возникновения дефицита кадров.«Вопрос не в демографических и социальных факторах. Дело в том, что в последние годы резко поменялась структура занятости. Из 74 млн занятых почти 9,5 млн составляют самозанятые и более 30 млн — это малый и средний бизнес (прирост составил +8,5% к 2022 году). Таким образом, больше половины занятых в экономике России находятся, по факту, вне трудовых отношений с организациями. Одна из причин этого явления — низкая заработная плата, причем по специальностям, которые не должны быть малооплачиваемыми: учителя, врачи, инженеры, ученые, профессорско-преподавательский состав», — сказал Дмитрий Чернейко.
Эксперт обратил внимание, что к концу обучения выпускник должен иметь трудовой опыт и, как минимум, знать своего будущего работодателя. «Ведущими вузами и колледжами за последнее время проделана огромная работа в этом направлении. Уже с 3-го курса большинство студентов разобраны на практику и стажировки, а подготовка молодых специалистов строится с учетом требований работодателей. В итоге уровень трудоустройства выпускников в таких вузах близок к 100 процентам. Это то, к чему надо стремиться всем учебным заведениям. Только диалог между предприятиями и образовательными организациями позволит обеспечить экономику высококвалифицированными кадрами», — считает Дмитрий Чернейко.
Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга также отметил, что государство и участники рынка готовы помогать молодежи. «Многие компании адаптируют механизмы найма под запросы соискателей, особенно молодых, создают комфортные условия труда и ясные перспективы, предоставляют возможность обучения, в том числе, в рамках национального проекта «Демография». Но мы должны понимать, что решение данной проблемы требует длительного времени и объединения общих усилий», — резюмировал Дмитрий Чернейко.
Директор Департамента правового обеспечения, администрирования и государственной службы Министерства Просвещения Российской Федерации Максим Живаев отметил, что темпы развития российской экономики все больше поднимают вопрос о нехватке высококвалифицированных педагогических кадров.
«Безусловно, сегодня особое внимание уделено дефициту педагогов на рынке труда. В 2023 учебном году в российских школах не хватало 22 тыс. педагогов. Это примерно 2% от их общего числа. Проблему кадрового дефицита учителей в России решают и на федеральном, и на региональном уровнях. На данный момент государством уже многое сделано в этой сфере. Ведется работа над повышением статуса педагогического работника, чтобы труд учителей высоко ценился, был интересным и полностью закрылась потребность в этих вакансиях. В первую очередь это решается путем реализации различных федеральных программ. Так очень положительно себя зарекомендовала программа «Земский учитель», в рамках которой предусмотрена выплата в 1 млн рублей педагогам, переезжающим в малые города и села, либо по 2 млн рублей — в сельские районы Дальнего Востока. Это позволило заполнить порядка 5 тыс. вакансий», — отметил Максим Живаев.
«Во главе всего у нас стоит человек, наш кадровый потенциал. Сейчас много говорят об искусственном интеллекте, развитии цифровых технологий, но, в первую очередь, все делается благодаря человеку. И наша главная задача состоит в том, чтобы мотивировать педагогов. Образование имеет отложенный эффект. Работу плохих учителей можно увидеть через 15 — 20 лет. Поэтому хочется, чтобы как плохих медиков, так и плохих учителей у нас не осталось. Чтобы все врачи и педагогические сотрудники были высококвалифицированными, приносили пользу нашим детям, нам самим и, конечно, государству, ведь это все выстраивается в одну логическую цепь», — резюмировал Максим Живаев.
Максим Николаевич рассказал, что сейчас Министерство Просвещения РФ совместно с Министерством труда России реализует программы и проекты, которые позволят стимулировать молодёжь к выбору профессии «педагог». Такие проекты могут включать в себя стипендии и гранты для студентов, профессиональное обучение и развитие, а также создание сети поддержки и сотрудничества для педагогов и наставников.
Руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в городе Санкт-Петербурге Игорь Беляев обратил внимание, что работодатели сегодня создают на рабочих местах не только безопасные условия труда, пересматривают меры поддержки персонала, но и формируют навыки безопасного поведения. «Рынок труда диктует новые тенденции, которые при комплексном подходе дают возможность поддержать и развивать талантливых людей», — сказал Игорь Беляев. Эксперт обратил внимание на масштабную работу Государственной инспекции труда с высшими учебными заведениями и с талантливой молодежью.
Проректор по административной работе — руководитель аппарата ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет Сергей Прохоров рассказал об особенностях по подбору и сохранению талантливой молодёжи в Республике Татарстан. Поделился с коллегами своими наработками, какие инструменты и ключевые процессы они применяют в работе с персоналом.
Очень интересный опыт был представлен начальником службы управления персоналом Октябрьской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Семеном Русиновских.
«РЖД при работе с кадрами сталкивается примерно с теми же проблемами. Одна из них — старение персонала и повышение среднего возраста работников. Чтобы исправить ситуацию, в РЖД разработали программу привлечения молодых специалистов. Программа содействует профессиональному росту новых сотрудников и их адаптации в РЖД. Она предусматривает оказание молодежи социальной и материальной поддержки. Кроме того, сотрудники «Российских железных дорог» получают социальный пакет, предусматривающий бесплатный проезд в пригородных электричках в течение года, возможность один раз в год за счет РЖД совершить путешествие на дальние расстояния в купейном вагоне, медицинское обслуживание, лечение и отдых с частичной оплатой стоимости в оздоровительных учреждениях компании и оказание материальной помощи на поддержание здоровья работника», — рассказал Семен Русиновских.
Особое внимание Семен Викторович обратил на подготовку молодых кадров со школьной скамьи: «В 2020 году при поддержке РЖД в России стартовал проект профильной подготовки учащихся 5–11-х классов – первые опорные школы для будущих специалистов холдинга. Сегодня по всей стране, от Санкт-Петербурга до Хабаровского края, работают 102 опорные школы. РЖД разработали образовательную программу «Страна железных дорог» – это комбинация учебной, профориентационной и игровой работы. Ежегодно на этой программе обучаются почти 3000 школьников, Более половины из них поступают в специализированные вузы и приходят на работу в РЖД. Еще одно место, где ребята ускоренно погружаются в инженерно-технические темы, – федеральная сеть технопарков «Кванториумы».
Заместитель Директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Веракса продолжил беседу и тоже акцентировал внимание на том, что привлекать молодежь необходимо со школьного возраста и далее их развивать и поддерживать.
«Одним из факторов, определяющих престиж и конкурентные преимущества любого вуза, предприятия является кадровый потенциал. В отношении сферы образования его воспроизводство и наращивание невозможно без активного привлечения молодежи к научно-педагогической деятельности. Это обеспечивает преемственность научно-педагогических школ, существующих в вузе. От того, насколько молодой преподаватель в начале профессиональной деятельности будет себя комфортно чувствовать в коллективе, насколько интересна будет ему научная и педагогическая деятельность, зависит перспектива его карьеры в данной организации. Поэтому необходимо развивать систему наставничества, закреплять функции, обеспечивающие реализацию процесса наставничества в трудовых коллективах, за руководителями учебных и научных подразделений. И уделять особое внимание комфортной среде, психологической атмосфере коллектива», — отметил Александр Веракса.
Руководитель федерального методического центра по развитию института наставничества, главный методолог АНО «Центр знаний «Машук» Александр Низов в завершении дискуссии отметил, что невозможно рассматривать экосистемный подход в управлении человеческим капиталом без кооперации. Только объединив усилия и задачи Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства труда и занятости РФ, Росмолодежи, Российского общества «Знание», государственных институтов развития, корпоративных университетов, организаций бизнес-образования,просветительских центров и профильных комитетов можно достичь поставленной цели: растить, развивать, удерживать молодые, талантливые и профессиональные кадры для нашей страны.
«Мы видим большой потенциал в использовании инструментов наставничества при решении как новых задач, которые стоят перед системой образования, так и с точки зрения улучшения качества существующей работы. Чтобы на всех уровнях образования молодые люди могли развиваться, расти и становиться специалистами, работающими на благо России», — отметил Александр Низов.