4 марта 2025

«Построение карьеры – это маркетинг»

Ольга Мокриенко – сертифицированный карьерный консультант, выпускница нашего университета, рассказала о том, как «упаковать» свои навыки, презентовать себя и «продать» свои сильные стороны работодателю.

– Почему вы выбрали такое сочетание – финансы и кредит и магистратура по менеджменту? И как это привело вас в сферу карьерного консультирования?

– После второго курса ФИНЭКа (сейчас СПбГЭУ) я прошла тест по профориентации, и по всем показаниям мне следовало выбирать маркетинг. Но я вполне осознанно решила поступать на «Финансы и кредит», потому что для меня маркетинг всегда был интуитивно понятен. Осознавая, что труды Филипа Котлера я проштудирую легко, а вот в финансовом менеджменте вряд ли разберусь самостоятельно, я поступила именно на финансовое направление. К тому же финансовое управление – это то, что пронизывает деятельность всей организации, это фундаментальная основа бизнеса.

Затем я поступила на совместную магистерскую программу нашего вуза и Университета Гамбурга – MiBA, и начала строить карьеру в маркетинге. Именно в магистратуре у меня появился интерес к карьерному консультированию – в немецком вузе был предмет, посвященный созданию резюме и прохождению собеседований. Нас учили «упаковывать» свои навыки, презентовать себя, «продавать» свои сильные стороны работодателю. Мне это было настолько интересно, что я стала помогать знакомым составлять резюме, пока однажды не услышала: «Оля, ты понимаешь, что за такое надо брать деньги?» И тут меня, что называется, осенило.

Если смотреть в сухом остатке, я маркетолог с финансовым образованием, который занимается карьерным консультированием. На первый взгляд, сочетание несочетаемого, но весь пройденный путь – это подготовка к тому, что я делаю сейчас для своих клиентов. Своим примером я наглядно показываю, что такие карьерные переходы вполне возможны. Потому что есть так называемые transferable skills – переносимые навыки, которые можно успешно использовать в разных сферах. Главное – правильно себя подать.

– Вы называете свой подход маркетинговым. Что это значит в контексте карьерного консультирования?

– Я искренне верю, что построение карьеры и поиск работы – это маркетинг. Если мы откроем классика Котлера и посмотрим на 4P (Product, Price, Place, Promotion), то увидим, что эти принципы применимы и к профессионалу, который строит карьеру.

Product – это сам профессионал, его навыки, знания, опыт. Нужно понять свои сильные стороны, уникальные качества и грамотно их «упаковать».

Place – каналы поиска работы или возможности для развития в текущей компании.

Promotion – действия для того, чтобы выделяться на фоне других, привлекать внимание потенциальных работодателей или руководства.

Price – стоимость на рынке труда с учетом имеющихся компетенций и навыков.

Моя задача – помочь человеку осознать себя как профессионала, увидеть свои преимущества и достижения, «упаковать» навыки и опыт, показать, что нужно сделать, чтобы успешно строить карьеру либо в рамках текущей компании, либо в других.

– Есть еще какие-то маркетинговые инструменты/правила, применимые к карьере?

– В карьере, как и в маркетинге, важно помнить про базу – нужно правильно определить свою целевую аудиторию (работодателей), понять ее запросы и дать то, что ей нужно, на понятном ей языке.

Я всегда рекомендую тщательно изучать компанию, в которую вы отправляете резюме: посмотрите ее сайт и открытые источники, найдите людей, которые там работают сейчас или работали раньше. В общем, без анализа рынка и целевой аудитории не обойтись.

Для примера: стилистика, в которой написана вакансия, очень много говорит про компанию и даже рекрутера или руководителя. Нужно понять, что компания хочет донести своим Tone of Voice, и адаптировать под это свое резюме не только с точки зрения содержания, но и стиля. Но на деле зачастую получается так: человек сделает одно резюме и рассылает его массово. А потом расстраивается, что работодатели ему не звонят.

Еще принципиально важно изучать уровень зарплат на рынке труда в целом и в вашей отрасли. Это позволит, с одной стороны, не «продешевить» и не терять в доходе, а с другой стороны, не оставаться долго без работы из-за завышенных ожиданий.

И помните про анализ конкурентов. Изучайте, что предлагают другие соискатели и читайте резюме в открытом доступе.

– Какие, на ваш взгляд, три самых главных правила успешного трудоустройства?

– Я бы разделила ответ на две части – правила построения карьеры и правила трудоустройства.

Если мы говорим о построении карьеры, здесь важно:

1. Отслеживать тенденции рынка.

Сегодня все меняется стремительно, и чтобы быть востребованным, нужно понимать, куда движется рынок, и какие профессии и навыки становятся актуальными. Если вы стоите на месте, рискуете остаться позади. Полезно анализировать, какие навыки будут востребованы через 3–5 лет, и развивать их уже сейчас.

2. Развивать навыки постоянно.

Это касается не только hard skills, но и soft skills. Навыки лучше всего развиваются через практику. Когда вы приходите в новую компанию, задайте себе вопрос: чему я хочу здесь научиться? Например, организовывать процессы, работать в команде или освоить новые технологии.

3. Научиться «упаковывать» себя и «продавать».

Это очень важный навык, который часто недооценивают. Не стоит надеяться, что ваши достижения руководитель заметит сам. Те, кто умеет рассказывать о своих успехах, всегда оказываются в выигрыше.

Что касается трудоустройства, здесь можно выделить три правила:

1. Научиться искать вакансии.

Многие ограничиваются только крупными платформами вроде hh.ru, но это не единственный канал. Есть масса специализированных ресурсов, профессиональных сообществ, корпоративных сайтов. Я, например, веду Excel-файл с разными каналами поиска работы (более 2000) – это помогает находить больше возможностей.

2. Грамотно составить резюме.

При этом его нужно обновлять регулярно, а не только когда вы начали искать работу. Составление резюме – тоже навык, его важно развивать.

3. Уметь фильтровать, что стоит говорить на собеседовании, а что – нет.

Это не про то, что нужно врать,я сторонник говорить правду. Но ее можно преподнести по-разному. Например, если у вас нет опыта, вместо «я этим никогда не занимался» скажите: «я ранее этого не делал(а), но я бы сделал(а) так…». Это покажет вашу мотивацию и готовность к развитию.

– Как правильно определить свои сильные стороны?

– Для этого существуют разные методики и инструменты, но можно начать с простого – спрашивайте у окружающих: преподавателей, коллег, знакомых. А еще рекомендую регулярно фиксировать свои результаты, даже небольшие, и разбираться, за счет чего добились успеха. Например, классно написали курсовую – значит у вас грамотная письменная речь, и вы умеете находить, структурировать и анализировать информацию; расслабленно учились весь семестр, но сдали сессию на «отлично» – умеете мобилизовать свои силы в нужный момент и добиться желаемого результата. Почти все можно «упаковать» как сильную сторону! Главное уметь увидеть и подать.

– Как понять, что именно эта компания – твоя мечта? И как не разочароваться в ней?

– Тут нужно вспомнить такое понятие, как диверсификация рисков. Нацеливаться только на одну компанию – это слишком рискованно. Во-первых, можно долго пытаться туда попасть и разочароваться, если не получится. Во-вторых, даже если удастся устроиться, есть вероятность, что ожидания не оправдаются.

К тому же, если вы приходите на собеседование и говорите: «Хочу работать только у вас», компании уже не надо за вас бороться. Поэтому лучше переформулировать в таком ключе: «Я хочу у вас работать, потому что…» и далее по пунктам конкретные аргументы.

И еще один важный нюанс – собирайте информацию о компании из разных источников, не только с официального сайта или отзыва одного человека. Просмотрите соцсети компании и ее сотрудников, почитайте профессиональные сообщества, изучайте отзывы.

Когда определяете свои цели, не «сужайтесь» до конкретных компаний. Лучше запишите ваши требования к будущей работе. Причем я советую делать это, разделяя must have (принципиально) и nice to have (желательно). Например, для вас очень важна возможность быстрого карьерного роста и желательна корпоративная культура без жесткой иерархии. Этим принципом и руководствуйтесь.

Материал подготовлен

Unecon карьера совместно

с Ассоциацией выпускников СПбГЭУ

Больше интересных статей читай в мартовском выпуске газеты «Экономист».